Europa Liberă рассказывает, как прошло первое заседание обновленного Совета, кому из судей грозит дисциплинарное взыскание, и у кого возникли вопросы к Комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС).
На заседание 4 апреля пришли трое представителей гражданского общества: Ион Гузун, Александр Постикэ и Татьяна Чаглик. 30 марта их утвердили в должности депутаты парламента. Заседание вела судья Нина Чернат, которая временно возглавила Совет после того, как остальные представители судейского корпуса ушли в отставку. По закону ВСМ состоит из 12 человек: шестерых представителей гражданского общества и шестерых судей.
Однако, Гузун, Постикэ и Чаглик — единственные представители гражданского общества, которые получили одобрение комиссии «pre-vetting». Остальные девять кандидатов либо отказались участвовать в конкурсе, либо не получили одобрение комиссии «pre-vetting».
В начале заседания Чернат рассказала, что работа Совета в неполном составе вызвала критику некоторых судей и представителей гражданского общества. По ее словам, у совета было два выхода: либо не работать, пока состав не пополнят новыми членами, либо, продолжить решать организационные вопросы. Она подчеркнула, что если ВСМ не будет работать, то это нанесет серьезный ущерб работе судебной системы.
Чернат рассказала, что члены ВСМ решили работать, но решать только срочные вопросы, которые не касаются карьеры судей.
Александр Постикэ предложил обратиться в Конституционный суд (КС), чтобы судьи КС проверили конституционность статьи из закона о ВСМ, которая предполагает, что проводить заседания Совета можно если в нем принимают участие 2/3 членов, находящихся в должности. Такую поправку в закон внесли в июле 2022 года, а до этого закон предусматривал, что заседания можно проводить если в них, принимают участие 2/3 членов Совета (8 человек). Постикэ напомнил, что Венецианская комиссия настаивает, что в принятии решений, которые касаются карьеры судей, необходимо соблюдать баланс между представителями гражданского общества и судей. Он уточнил, что пока КС не выскажется, Совет может продолжить работу.
Ион Гузун проголосовал против обращения в КС. По его словам, закон ясно говорит, что заседания можно проводить, если на них присутствуют 2/3 судей, которые находятся в должности. Он подчеркнул, что формулировка из закона позволяет обеспечить работу ВСМ. «У нас нет никакой уверенности, что решат судьи на общем собрании судей 28 апреля и когда парламент сможет организовать конкурсы», – сказал Гузун.
Нина Чернат и Татьяна Чаглик поддержали предложение Постикэ.
Проверка судьи Цуркан
Также на заседании 4 апреля Иона Гузун предложил, чтобы судебная инспекция проверила высказывания одного судьи. Он не назвал имени судьи, о котором идет речь, но сообщил, что «глубоко обеспокоен» высказываниями, прозвучавшими в эфире телевизионной передачи.
«Некоторые судьи прибегают к тенденциозным действиям по отношению к коллегам, собирая информацию [против них] и угрожая ее опубликовать цитирую: „Компрометирующие материалы“», — сказал Гузун. По его словам, такие высказывания могут навредить репутации кандидатов на посты в ВСМ из числа судей. Гузун считает, что в действиях судьи может быть дисциплинарное нарушение. Другие члены Совета поддержали его предложение.
Ранее, судья Высшей судебной палаты Анатолий Цуркан в эфире передачи на Jurnal TV заявил, что «до 28 апреля появится информация о двух кандидатах [в ВСМ] и те судьи даже не придут на общее собрание судей от стыда, такие большие скелеты у них шкафах».
После передачи, одна из кандидатов в ВСМ Ливия Митрофан заявила, что подаст жалобу на незаконный сбор данных.
Вопросы к комиссии по ЧС
После заседания новые члены ВСМ согласились ответить на вопросы журналистов. Александр Постикэ рассказал, что намерен обратиться в комиссию по ЧС, которая заморозила на 30 дней заявления об отставке нескольких судей Высшей судебной палаты. Решение приняли на фоне того, что 20 из 25 судей ВСП написали заявления об отставке. Последние из них должны были вступить в силу 31 марта, но комиссия по ЧС заморозила их на 30 дней.
Постикэ считает, что это решение необходимо пересмотреть. «В длительной перспективе могут возникнуть вопросы о законности [решений] коллегий, которые сформировали из судей, чьи заявления об отставке одобрили», - сказал Постикэ.
Он пояснил, что такие вопросы входят в компетенцию ВСМ. «Считаю, что разблокировать ситуацию можно, если временно привести на работу в Высшую судебную палату других судей», — считает Постикэ.