Депутат Верховной рады, член комитета по обороне Роман Костенко рассказал Настоящему Времени о субботнем обстреле Одессы, военной ситуации в Николаеве и других южных регионах Украины и о том, сможет ли российская армия захватить часть Украины так, чтобы организовать "коридор" до самопровозглашенного Приднестровья (22 апреля об этом заявили в Минобороны РФ).
"Я бы посоветовал нашим соседям-молдаванам, чтобы они все-таки посмотрели политически на то, что эта территория была отобрана много лет назад у них, и возможно воспользовались моментом, вспомнили, что у них есть армия и вернули бы эту территорию себе, – заметил Костенко. – Думаю, что наше правительство, если бы они попросили, могло бы оказать в этом содействие, потому что мы сами понимаем, что такое непризнанные республики. Плюс на той территории наш враг, враг нашей страны. Мы готовы вместе бить врагов нашей страны".
– В субботу стало известно об ударе по Одессе, где есть убитые и раненые. Как я понимаю, тревога также была объявлена и в Николаеве?
– Да, для нас это не новость, у нас несколько раз на день объявляют тревогу в зависимости от дня, когда больше, когда меньше. Бывает что, и 10, и больше раз. Все время, когда летят ракеты с моря, мы их видим, и они летят или в Николаев, или в Одессу, или через Херсон – все время объявляется тревога у нас, потому что мы не всегда понимаем, куда, где их назначение.
– Сколько времени обычно проходит с момента объявления тревоги до самого удара?
– По-разному. Это зависит от того, откуда была пущена ракета, где находятся корабли. Если это "Калибры", которые выпускаются с моря, это одно время в зависимости от того, где они находятся. Понятно, что после того, как мы потопили флагман российского Черноморского флота (крейсер "Москва" - ред.), они уже боятся к нам подходить близко и пускают ракеты уже дальше из глубины Черного моря. Это дает нам возможность быстрее среагировать на эти удары. А если это "Искандеры" или "Точки", соответственно они идут со стороны (оккупированных) Херсона и Каховки, там времени намного меньше.
– Вы с первого дня войны ушли служить в Николаевскую область. Расскажите о том, что сейчас происходит в области?
– В целом в области идут бои. Бои идут на рубеже Херсонской и Николаевской областей, враг накапливает силы, мы видим, делает перегруппировки. Мы видим, как двигаются его войска, накапливаются, как они накапливаются со стороны именно Херсона. Мы видим их маневры, которые они делают возле Каховки, они там делают перегруппировку. Часть войск они сейчас переправляют на восток. Херсонское направление тоже усилено, закапывается, и я думаю, что готовятся делать прорыв, если у них не будет успеха на востоке.
Но все планы военные меняются, это именно на сегодня то, что мы видим, и это может быть поменяно в любой момент. Потому что, еще раз скажу, многое зависит от того, как будет развиваться ситуация на востоке. Если они упрутся в стену, и им нужна будет победа, я думаю, они будут эту победу искать здесь на юге путем отрезания Николаева, Одессы и вообще юга от Украины.
– На Николаев российские войска идут со стороны аннексированного Крыма или со стороны так называемых "ДНР" и "ЛНР"?
– Войска заходят со стороны оккупированного Крыма в основном. "ДНР"/"ЛНР", стоят больше на Николаевском направлении, стоят спереди именно со стороны Посад-Покровского (село в Херсонской области - ред.). Там за ними стоит российская армия для того, чтобы не дать возможности им отойти назад.
Если брать Каховское направление, Снегиревское направление, там впереди стоят смешанные войска: и регулярная российская армия, и "ДНР", а села в большинстве, по нашей информации, контролируют войска так называемых "ДНР" и "ЛНР". Они занимаются тем, что там бесчинствуют, отбирают у людей хозяйство, издеваются над людьми – скажем так, творят что хотят. Военные преступления совершают в том числе.
– Где сейчас в Николаевской области самые горячие точки?
– Я думаю, что это юг Николаевской области, населенные пункты Александровка, Станислав, Прибугское – вот это направление.
– Как в Николаевской области отнеслись к заявлению российского генерала Миннекаева о плане захвата всего юга Украины вплоть до непризнанного Приднестровья? То есть планах захватить и Николаевскую, и Одесскую области?
– Скажем так, ничего нового он для нас не сказал. Мы понимаем и все время понимали, что для России это есть цель.
Они наделали после распада Советского союза много таких непризнанных республик, где люди, скажем так, доживают свои жизни, где нет никакого развития. И я думаю, что они хотели бы отрезать Украину от юга, и соединиться хоть с одной такой республикой – для того, чтобы показать, что они делают это для чего-то. И плюс есть "Новороссия", которую они обещали еще с 2014 года. Им нужна какая-то победа, они пришли сюда за победой, они хотели за три дня завоевать Украину. А получается, что они на каждом участке терпят или поражение, или уперлись в стену украинской армии. А 9 мая на носу, а они все же привыкли еще с советских времен, со времен Второй мировой подавать победы к какой-то дате. Вот они тоже пытаются это сделать.
Но мы, украинцы, защищаем свою землю, и мы не дадим никому, скажем так, популистически пытаться нас подвязывать под вот эти советские даты. Еще раз: у нас есть силы, у нас есть средства, у нас есть вера в наше правое дело, и мы будем бить врага здесь, на его территории. И каждый из тех, кто совершал эти преступления, кто отдавал приказы, будет найден. И пока он будет жить свою жизнь, он будет всю жизнь ходить и понимать, что украинцы за ним придут и отомстят за каждую отобранную жизнь у наших людей.
– Вчера у меня в эфире был представитель Одесской областной администрации, мы собственно обсуждали вариант, могут ли на Одесскую область напасть со стороны непризнанного Приднестровья. Он говорит, что в том регионе нет никакого нормального вооружения у России. Можете ли вы подтвердить, что действительно не стоит ожидать какого-то нападения со стороны Приднестровья?
– У меня есть своя точка зрения по поводу Приднестровья. Скажем так, насчет того, что у них нет вооружения, я бы поспорил. Потому что у них там стоят огромные склады еще со времен пребывания 14-й армии генерала Лебедя. Огромные склады. Но тем не менее у них недостаточно тех сил и средств, чтобы на нас напасть. Тем более, что у нас там стоит довольно сильная группировка, которая не даст возможности это сделать.
Если Россия попробует накапливать там войска, то это можно сделать только по воздуху или через сухопутный коридор. Сухопутный коридор мы контролируем, воздух – тоже. По сухопутному – ну, может, через Румынию. Но если кто-то из европейских стран даст им коридор, ну тогда уже возникнут вопросы к Европе. Поэтому я считаю маловероятным переброс российских войск туда. А тех, что там есть, недостаточно для того, чтобы наступать на Украину, хотя их достаточно, чтобы сковать какие-то наши силы.
Но я бы посоветовал нашим соседям-молдаванам, чтобы они все-таки посмотрели политически на то, что эта территория была отобрана много лет назад у них. И, возможно, воспользовались бы моментом, вспомнили, что у них есть армия и вернули эту территорию себе, пока Россией заняты мы, скажем так. Я думаю, что наше правительство, если бы они попросили, мы бы могли оказать в этом содействие. Потому что сами понимаем, что такое "непризнанные республики". Плюс на той территории наш враг, враг нашей страны. Мы готовы вместе бить врагов нашей страны.
– Глава Николаевской области сказал, что люди в его регионе хоть и устали, но продолжают помогать военным. В чем эта помощь заключается? Вы ее чувствуете от обычных жителей?
– Во-первых, вы знаете, что у нас город Николаев сейчас без воды, враг обрубил коммуникации, и теперь в городе абсолютно нет воды. Сейчас и волонтеры, и военные, и граждане – все вместе делают все для обеспечения города водой.
Плюс город готовится к глухой обороне, мы строим несколько линий обороны, и в том числе гражданские нам помогают. Как и во время когда-то Второй мировой войны, что мы видели в фильмах: помогают нам оборудовать коммуникации, рыть окопы, рыть траншеи, рыть противотанковые рвы. Все люди выходят и понимают, что теперь оборона города – это общее дело, и все им заняты.
– При этом Минобороны России активно распространяет информацию о якобы риске эпидемиологической катастрофы в Николаеве в связи с тем, что, как вы говорите, они сами же обрубили воду.
– Нет таких рисков. Местная власть делает все, чтобы таких рисков не было. Я думаю, что в ближайшее время, не буду говорить, что завтра, но мы постараемся сделать так, чтобы хотя бы минимально вода поступала в дома хоть по каким-то часам, чтобы люди могли пользоваться водой.