Linkuri accesibilitate

«Выполнили большинство рекомендаций». Венецианская комиссия о реформе Высшей судебной палаты Молдовы 


Высшая судебная палата
Высшая судебная палата

Венецианская комиссия (ВК) повторно рассмотрела законопроект, предполагающей реформу Высшей судебной палаты (ВСП). Хотя власти частично учли предыдущие рекомендации ВК, у экспертов появились новые предложения, как улучшить проект. 

Венецианская комиссия опубликовала 19 декабря мнение на проект реформы ВСП. Это – второе мнение, которое ВК составила по этому проекту. Сам проект предполагает, что число судей ВСП сократят с 33 до 20, а действующие судьи пройдут проверку на неподкупность – «vetting». В декабре ВК, в основном, оценивала, если власти выполнили предыдущие рекомендации.

Эксперты ВК положительно оценили то, что Высший совет магистратуры (ВСМ) будет принимать окончательное решение, прошел ли судья «vetting». Однако, у них возникли вопросы в связи с тем, что законопроект предусматривает отстранение судьи от работы, если он получил негативное заключение комиссии.

Таким образом, решение комиссии становится обязательным, даже если их не рассмотрел ВСМ. В свою очередь, минюст отметил, что проект предусматривает, что ВСМ должен рассмотреть отчет комиссии, которая проводит проверку, в течение 30 дней, а судья продолжит получать зарплату, пока будет действовать отстранение от должности. Эксперты рекомендовали пересмотреть этот пункт, чтобы решающую роль в отстранении судьи играла не комиссия, а ВСМ.

Действующий проект предусматривает, что в случае разногласий, ВСМ может вернуть отчет комиссии, которая оценивала судью. Эксперты предложили, чтобы ВСМ сам запрашивал необходимые разъяснения для принятия окончательного решения.

«Недобросовестные» кандидаты

В текущей редакции минюст предложил, чтобы кандидатов признавали «не соответствующими критериям добросовестности», если у комиссии есть «разумные сомнения» в этом. В комиссии отметили, что в предыдущей редакции речь шла о «серьезных сомнениях». Они считают, что такая формулировка «ставит под угрозу основные принципы верховенства права», а также «будущую карьеру судей». Эксперты отметили, что минюст уже пообещал найти более подходящую формулировку.

ВК поприветствовала то, что власти отказались от идеи решать при помощи жеребьевки, кто останется судьей ВСП, а кому предстоит перейти в другую инстанцию. (Согласно предыдущей версии закона, жеребьёвку должны были проводить между судьями, которые прошли «vetting»).

Также комиссия поприветствовала то, что власти прислушались к рекомендации проводить реструктуризацию ВСП поэтапно. В проект внесли специальный пункт, согласно которому, новых судей ВСП будут назначать после того, как действующих судей станет 11.

Эксперты напомнили, что в предыдущем заключении отметили, что оценка может быть приемлемой только если ее используют, один раз, как исключительный механизм. Также они назвали «шагом в положительном направлении» то, что тем, которые не прошли проверку, запретят работать судьей в течение 7 лет (В первом проекте речь шла о запрете на 10 лет). В текущей редакции им также будет запрещено в течение 5 лет работать прокурорами, адвокатами, нотариусами, приставами или чиновниками.

Венецианская комиссии призвала исключить все эти виды деятельности из списка запрещенных профессий. По их мнению, запрет получается «непропорциональным». В ответ молдавские власти отметили, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал обоснованным пожизненный запрет на работу в судебной системе для судьи Ксокхай из Албании. Но в Венецианской комиссии отметили, что запрет приняли на основании судебного разбирательства. Эксперты подчеркнули, что ЕСПЧ тогда не рассматривал запрет на занятие других профессий.

Заключение прокомментировала глава юридической комиссии парламента и депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате. «С удовольствием отметила, что комиссия считает, что молдавские власти выполнили большинство рекомендаций», - написала она.

  • 16x9 Image

    Nadejda Coptu

    La Europa Liberă Moldova scriu despre justiție. Urmăresc ședințele de judecată din dosarele de rezonanță, relatez despre ilegalități și încălcarea drepturilor omului. De fiecare dată, când scriu, sper ca munca mea să schimbe lucrurile în bine. Anterior, am scris despre aceleași probleme și pentru site-ul newsmaker.md. Am început să lucrez în presă în 2016, când eram studentă la Facultatea de Jurnalism și reporteră pentru site-ul publika.md.

XS
SM
MD
LG