Кабинет министров предложил парламенту ввести чрезвычайное положение на всей территории Республики Молдова. В среду, 31 марта, состоится заседание парламента, на котором депутаты обсудят это предложение. Эксперт по конституционному праву Александру Арсени полагает, что решение кабинета министров вновь ввести чрезвычайное положение в Республике Молдова является лишь попыткой избежать роспуска парламента.
Свободная Европа: Кабмин Аурелиу Чокоя не указал в своем запросе конкретный срок, оставив эти даты на усмотрение парламентариев. Как это понимать?
Александру Арсени: Это шаг в сторону левых. Когда настаивают на введении чрезвычайного положения, приводят очень и очень серьезные аргументы, которые и будут в основе постановления парламента о введении этого положения.
Свободная Европа: И.о. министра юстиции г-н Нагачевски сослался на рекомендации Чрезвычайной национальной комиссии по общественному здравоохранению — как на аргументы в пользу необходимости принятия такого решения.
Александру Арсени: Мы знаем эти так называемые аргументы "в пользу". Аргументы должны быть очень и очень правдоподобными и связаны с тем, какие меры были приняты и не принесли ожидаемых результатов в том или ином секторе, и только после этого объявляется чрезвычайное положение.
Мы должны смотреть на это шире. Они чувствуют и ожидают решения Конституционного суда, который определит обстоятельства, необходимые для роспуска парламента, по решению, которое, в конечном итоге, принадлежит президенту Майе Санду. И чтобы не проводить досрочные выборы, им нужно это чрезвычайное положение, неподкрепленное аргументами. Да, ситуация не очень хорошая, но почему не были предприняты меры и в чем допущены ошибки, провалы? Нет никакого анализа.
Свободная Европа: Но эпидемиологическая ситуация действительно очень сложная, растет число летальных исходов.
Александру Арсени: Никто не отрицает этого, она выглядит даже более тревожной, чем об этом говорили в правительстве, я не сомневаюсь в этом. И жизнь каждого человека имеет значение, но я рассматриваю проблему с юридической точки зрения: почему так сложилось? Я не отрицаю необходимость введения чрезвычайного положения, но должно быть объяснение: почему не работает механизм обеспечения безопасности и охраны здоровья?
Свободная Европа: Давайте также поговорим о последовательности действий г-на Нагачевского, потому что совсем недавно, около двух недель назад, он говорил, что временное правительство не может предлагать введение чрезвычайного положения. Сейчас он изменил свою позицию.
Если просто объявить это как чрезвычайное положение и ничего не сделать для спасения жизни хотя бы одного человека, тогда это будет иметь абсолютно политический характер и заинтересованность в том, чтобы остаться у власти.
Александру Арсени: Александр Гамильтон, один из основателей США, говорил, что нельзя ожидать совершенных поступков от несовершенного человека. Поэтому не стоит ожидать от политиков последовательности. Могут сказать, что эпидемиологическая ситуация изменилась — но, опять же, правительство должно прийти в парламент, и объяснить, какие меры были приняты, но не сработали. И почему.
Свободная Европа: Я хочу уточнить — имеет ли право правительство в отставке обращаться в парламент с таким запросом?
Александру Арсени: У такого кабмина нет таких полномочий. Недаром создана Национальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая представляет отчет главе государства и парламенту, и на основании которого специалисты проводят анализ осуществленных мер, по пунктам: раз, два, три — не сработало, потому что... Вот это означает чрезвычайное положение. Но если просто объявить это как чрезвычайное положение и ничего не сделать для спасения жизни хотя бы одного человека, тогда это будет иметь абсолютно политический характер и заинтересованность в том, чтобы остаться у власти.
Свободная Европа: Вы сказали, что это может быть уловкой, если вердикт Конституционного суда покажет, что президент Майя Санду должна будет распустить парламент.
Александру Арсени: Конституционный суд устанавливает только обстоятельства роспуска парламента, окончательное решение остается за президентом Республики Молдова.
Свободная Европа: Но давайте признаем, что в парламенте достаточно голосов, чтобы ввести локдаун на месяц, на два месяца, на 60 дней. Что будет дальше?
Они не принимают мер по улучшению эпидемиологической ситуации, нужных мер, а защищают себя. Вот в чем состоит вся эта инициатива по введению чрезвычайного положения.
Александру Арсени: Многое запретят, но почему? Потому что люди умирают? Да, это ужасно, не дай бог, но почему умирают? Значит меры, которые были введены раньше — недостаточны. Когда в парламенте запрашивают введение чрезвычайного положения, этот запрос должен сопровождаться предложением улучшить, ввести что-то новое, изменить, радикально реструктурировать. Но просто объявлять ЧП и ничего не делать... И даже если ввести ЧП и ничего не делать — люди все равно будут умирать. Да, я сейчас грешу в пост, но нас заставляют грешить те, кто управляют страной.
Свободная Европа: Но если чрезвычайное положение введут на два месяца, то досрочные выборы нужно проводить позже, то есть сроки совпадут с теми, которые продвигают социалисты, осенью?
Александру Арсени: Меня меньше интересуют досрочные выборы и когда они пройдут. Зачем вводить чрезвычайное положение? Если они хотят спасти жизни, у них должен быть четкий план, а если они стремятся отложить выборы — это совершенно другое. Итак, нам нужно очень хорошо проанализировать ситуацию и показать, что действия и.о. правительства и депутатов подпадают под действие Уголовного кодекса. Они не принимают мер по улучшению эпидемиологической ситуации, нужных мер, а защищают себя. Вот в чем состоит вся эта инициатива по введению чрезвычайного положения.
Свободная Европа: Мы помним заявления лидера социалистов Игоря Додона о том, что его партия, депутаты от ПСРМ, будут использовать все конституционные средства, как они говорили, юридические и политические, чтобы не допустить досрочных выборов. Вот он, призвал отменить выборы в Гагаущии, которые должны состояться 16 мая.
Александру Арсени: С моей точки зрения, господин Додон не имеет права законодательной инициативы. Абсолютно безрассудный человек, не на своем месте! И если бы фракция социалистов, в соответствии с мандатом каждого из них, уважала бы Конституцию, утвердила бы правительство, предлагала бы улучшить программу правления во благо национальных интересов — это было совершенно иное дело. Такие действия были бы конституционными. Но остальные их шаги — неконституционны, антигуманны и подпадают под действие Уголовного кодекса.
Свободная Европа: Продолжится ли противостояние президента и парламента? До каких пор?
Александру Арсений: Борьба ветвей власти была, есть и будет. Это неизбежный процесс. Госпожа Президент хочет вытащить нас из трясины, а те, кто в парламенте — тянут обратно в болото. Это ожесточенная неконструктивная борьба.
Свободная Европа: Сколько времени понадобиться депутатам для рассмотрения предложения исполнительной власти о введении чрезвычайного положения на всей территории страны?
Александру Арсени: В зависимости от того, насколько аргументирован этот запрос о введении ЧП. Ввести ЧП с 6 до 18 вечера, и все? Это не спасет ситуацию! Конкретные меры! Что необходимо реализовать?! Для этого нужны обученные институты или должны быть созданы структуры с соответствующими полномочиями. Это цельный механизм! Но, анализируя действия большинства депутатов парламента от этих двух фракций — они совершенно неспособны управлять в нормальных социально-экономических условиях, не говоря уже о тех условиях, в которых мы находимся. Трагическая статистика, к сожалению, подтверждает это.