Последние опросы общественного мнения показывают, что в Кишиневе развернется острая борьба между кандидатом Партии социалистов Ионом Чебаном и кандидатом блока ACUM Андреем Нэстасе. Впрочем, социологи не рискнут предполагать, кому именно из претендентов отдадут предпочтение избиратели. Местные выборы в Республике Молдова состоятся 20 октября. Возможные сценарии и прогнозы в интервью Свободной Европе выстраивает политический аналитик Алексей Тулбуре.
Свободная Европа: Многие эксперты считают, что намеченные на 20 октября всеобщие местные выборы станут своего рода лакмусовой бумажкой для новой власти. Как вы считаете, выборы накалят отношения в недрах коалиции – или, напротив, укрепят единство?
Алексей Тулбуре: Второй вариант был бы идеальным!.. Коалиция консолидируется, и выборы тогда не окажутся тем камнем преткновения, который положит конец нынешнему партнерству. У парламентского большинства и правительства – очень серьезные задачи, и останавливаться на полпути просто недопустимо. Деолигархизацию необходимо продолжить, ситуацию во многих областях нужно оздоровить и привести к нормальному состоянию...
Свободная Европа: Этот тест касается в большей степени Кишинева? Или речь идет обо всей стране, учитывая, что предстоит избрать около 900 мэров, а также местных и районных советников?
Алексей Тулбуре: Это испытание для всей страны. После выборов начнется процесс формирования коалиций, и очень важно не допустить тех вариантов, которые могут привести к обострению отношений между двумя основными составляющими альянса.
Происходит тотальная дискредитация унионизма, аргументы кандидатов несерьезны, а зачастую нелепы
Это не значит, что в районных, муниципальных, городских и сельских советах в обязательном порядке должны быть непременно созданы коалиции между Партией социалистов и ACUM, или Платформой DA и PAS. Но участники коалиций на местном уровне, которые появятся, должны понять, что плодотворное взаимодействие с действующим правительством, с парламентским большинством – если оно сохранится – станет обязательным условием для развития соответствующего населенного пункта и региона.
Свободная Европа: Правящий альянс обещал отказаться от геополитики. Но! Не может ли так выйти, то все остальные конкуренты будут разыгрывать геополитическую карту – в надежде улучшить свой имидж и рейтинг?
Алексей Тулбуре: Определенный взрыв всевозможных геополитических настроений, проявлений и заявлений наблюдался в конце августа, в связи с определенными историческими датами – 23 и 24 августа. Но подписание нового соглашения между ПСРМ и ACUM лишний раз подтвердило, что составляющие альянса самым серьезным образом настроены на отказ и от геополитической лексики, и от геополитических выплесков. А остальные?.. Да, мы следим за настроениями в стане унионистов, и, возможно, на пророссийском сегменте тоже будут наблюдаться определенные поползновения, попытки сыграть на геополитической риторике. Но я вижу ситуацию иначе, и я доволен, что те кандидаты, которые пытаются использовать геополитический фактор в предвыборной кампании – это маргиналы, которые находятся на обочине политического процесса. По крайней мере, в Кишиневе. И я уверен, что у них просто ноль шансов на успех!
Свободная Европа: 21 кандидат в мэры Кишинева – это много или мало?
Алексей Тулбуре: Во-первых, я думаю, что это хорошо, когда много кандидатов – это означает, если угодно, демонополизацию в политике. В своих комментариях эксперты и политики нередко говорили: «А зачем нам столько партий и столько кандидатов?» И – да, у многих наблюдается это стремление ограничить тем или иным способом участие людей и политформирований в политическом процессе.
Например, наш закон об общественно-политических организациях отличается крайне ограничительным характером. Чтобы зарегистрировать партию, нужно собрать тысячи подписей – и эту процедуру никак не назовешь европейской или демократической! Что же касается меня, то я, напротив, считаю, что чем больше участников, тем лучше. Это показатель политического здоровья общества. Следовательно, может участвовать и 121 кандидат!.. Да, это прибавит работы избирательным советам, но тут уж ничего не поделаешь – такова демократия.
Другое дело, что мы уже видим, что в Кишиневе два претендента могут рассчитывать на этих выборах на весомый результат. И, как у нас повелось, традиционное противостояние разворачивается между условным кандидатом слева и условным кандидатом справа. Я подчеркиваю – «условные», потому что у нас и левое, и правое крыло отличаются отнюдь не доктринально, позиции у игроков вариативные, плавающие…
После выборов Демпартию просто перестанут воспринимать всерьез
Свободная Европа: Как вы считаете, представители унионистов могут повлиять на исход выборов мэра Кишинева?
Алексей Тулбуре: По моему мнению, сегодня происходит тотальная дискредитация этого идеологического движения – унионизма, и особенно – в Кишиневе, где аргументы, которые приводят кандидаты, как минимум, несерьезны, а зачастую вообще нелепы. Вот одни говорят: «Мы – против коалиции с левыми, потому что мы обещали избирателям нечто другое, а обманывать нехорошо», – но при этом они не объясняют, как без коалиции можно освободить страну от мафиозного режима. Или другой пример, касающийся того, что наши кандидаты-унионисты демонстрируют полнейшую неспособность договориться хотя бы между собой, – для того, чтобы выдвинуть единого кандидата и разработать единую платформу. Что это, как не дискредитация унионизма?! В общем, я не думаю, что унионисты могут что-либо изменить в кампании, ну, а в Кишиневе победит тот, кому это суждено, – либо Чебан, либо Нэстасе.
Это кандидаты с реальными шансами на победу в Кишиневе, а в других населенных пунктах будем наблюдать, как там сложится ситуация. Знаете, специфика местных выборов состоит в том, что… С одной стороны, все говорят, что местные выборы – это тест, это генеральная репетиция парламентских и лакмусовая бумажка для проверки рейтинга партий. С другой стороны, мы прекрасно знаем, что в местных выборах авторитет кандидата и его репутация и рейтинг важней его партийной принадлежности или даже политических симпатий избирателей. Поэтому совершенно не исключены сюрпризы.
На севере и юге чаша весов склонится в пользу пророссийских партий, это однозначно. А вот что будет в центре – время покажет. Электоральная модель и поведение избирателей за период после провозглашения независимости Республики Молдова – а ведь прошло уже 28 лет! – почти не изменились. Есть север, есть юг, которые традиционно голосуют за так называемых «молдавских левых». И есть центр, где предпочтение отдают партиям справа, или «прорумынским», или «проевропейским». Хотя, разумеется, бывают и исключения из правил.
Свободная Европа: Как вы оцениваете поведение парламентской и внепарламентской оппозиции на местных выборах? Я имею в виду, прежде всего, курс Демократической партии, которая избрала нового лидера, а также партию «Шор». Ее лидер Илан Шор, покинув Молдову, общается со своими коллегами по партии и избирателями, в основном, по видеосвязи.
Алексей Тулбуре: Мне кажется, предстоящие выборы должны положить конец искусственной и антидемократической монополии Демпартии, которая захватила местные органы власти путем шантажа и угроз, подкупа и коррумпирования местных мэров, советников и т.д. Иными словами, эти выборы должны указать Демпартии на ее место.
Уверен, демократам не следует рассчитывать даже на тех 200 постов мэров, которые они получили после выборов 2015 года. ДПМ себя полностью дискредитировала, окончательно и бесповоротно, и идти на выборы – парламентские или местные – под ее флагом – это значит заранее обречь себя на провал. Возможно, они попытаются выдвинуть своих людей в качестве независимых кандидатов, которые затем провозгласят себя сторонниками Демпартии, может, они попробуют и какие-то другие варианты, но я более чем уверен, что после этих выборов Демократическая партия перестанет быть не то что доминирующей силой – ее просто перестанут воспринимать всерьез.
Предстоящие выборы станут лебединой песней Демпартии и положат конец ее искусственно раздутой популярности.
Не будет наказаний – подачки продолжатся, будет наказание – подачки прекратятся
Что же касается партии «Шор», то ее я вообще не воспринимаю в качестве самостоятельной силы. Это порождение и сателлит ДПМ, и ее роль – выполнять определенные задачи «патрона», например, организовывать разборки с оппонентами Демпартии, быть резервом… Существование этой партии имело смысл только при режиме Плахотнюка – как некий придаток, призванный обеспечить Плахотнюку поле для маневров, чтобы он мог использовать депутатов партии «Шор» в парламенте, использовать ее мэров и представителей в местных органах власти.
Я думаю, эта партия вообще не может ни на что претендовать, и было бы хорошо, если до выборов ее лидерами займется прокуратура – впрочем, то же самое касается и Демократической партии!..
Свободная Европа: Ну, а внепарламентская оппозиция – либеральные демократы, Либеральная партия, Европейская народная партия, национал-либералы, Партия «Демократия – дома»? Каковы у них шансы?
Алексей Тулбуре: Их шансы ничтожны, и в общем политическом уравнении страной они почти не заметны. Это не значит, что их представители не могут получить, скажем, мандат мэра или советника в каком-то населенном пункте. Но сейчас у нас попросту нет внепарламентской оппозиции, у которой был бы определенный ощутимый вес или влияние. Хотя – прошу прощения, у одной из внепарламентских партий есть все шансы победить на выборах в Бельцах и получить еще несколько мандатов в ряде населенных пунктов в северных районах Молдовы, – я имею в виду «Нашу партию» Ренато Усатого. Не знаю, как в остальных регионах, но на севере эта партия может рассчитывать на хорошие результаты. Но это единственная внепарламентская сила, которая, по моему мнению, может на что-то надеяться в ходе предстоящих выборов.
Свободная Европа: Обычно говорят, что в ходе предвыборных кампаний расходуются огромные деньги, и далеко не все данные о тратах поступаю в ЦИК. Вы считаете, что на этот раз местные выборы обойдутся в более скромную сумму, если учесть, что многие уже не смогут купить мандат или подкупить избирателей?
Алексей Тулбуре: Я думаю, расходов станет меньше. По крайней мере, сейчас все средства можно будет проверить, и если их источники вызовут сомнение, если их нельзя будет проверить, соответствующим кандидатам грозит исключение из гонки. Поэтому я думаю, что общий процесс оздоровления (я отношусь к тем, кто верит, что этот процесс пусть с трудом, но уже начался!) создает условия для нормализации всех вопросов, связанных с финансированием избирательных кампаний.
Свободная Европа: И все эти позорные явления – подачки избирателям, скупка голосов – исчезнут из нашей жизни?
Алексей Тулбуре: Если за подобные действия будут наказывать, то они действительно исчезнут, тут все очень просто. Если наша власть сможет обеспечить легитимность процесса – подачек не будет. А вот если все сведется к имитации, то, естественно, все так и будут ходить по домам с кульками – с капустой, картошкой и макаронами. И, может быть, даже с деньгами... Не знаю, кто сейчас сможет использовать деньги для подкупа избирателей… Социалисты?.. Ясно одно: не будет наказаний – подачки продолжатся, будет наказание – подачки прекратятся.