Партия социалистов и президент Игорь Додон требуют срочного подписания нового коалиционного соглашения с блоком ACUM после того, как несколько депутатов от ACUM проголосовали не так, как парламентское большинство. Аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор считает, что для обеспечения качественного управления необходимо соглашение – и на среднесрочный, и на долгосрочный периоды.
Владимир Сокор: О договоренностях в рамках коалиции шла речь с самого начала перемен в Республике Молдова, с начала июня – и, в частности, после смены власти. Единственный документ, подписанный участниками коалиционного правительства, – известное временное соглашение, которое носит чисто технический характер и не является политической повесткой.
В соглашении определены шаги, которые должны сделать участники коалиции сразу же после 8 июня после прихода к власти. Иными словами, документ предусматривал ряд технических шагов на краткосрочный период, на неделю или две, без политической повестки и без программы правления.
Свободная Европа: Приоритетом была деолигархизация.
Владимир Сокор: Так деолигархизация и остается приоритетом, но временная договоренность, подписанная 8 июня, предусматривала именно технические шаги для установления новой власти на следующие несколько недель, это максимум! А сейчас речь идет о заключении коалиционного соглашения, которое предусматривает конкретные меры по управлению страной, меры, утвержденные по взаимному согласию.
Свободная Европа: А разве эти меры не прописаны в программе правительства?
Владимир Сокор: Речь идет о политическом соглашении между партиями. Правительство зависит от партий, правительство – это детище партий. Партийные лидеры договариваются между собой и определяют дальнейшую политику кабинета министров. Так происходит, в частности, во всех коалициях в Германии; да и во многих других западных странах. Коалиции основаны на соглашениях, которые предусматривают поэтапные, нередко прописанные до мельчайших подробностей общие шаги правительств.
Блок ACUM считает оптимальным вариантом соглашение на один год или чуть дольше
Коалиционные соглашения всегда отличаются адаптационным характером и принимаются между партиями с различными позициями, чтобы те притерлись друг к другу и смогли отказаться от наиболее радикальных своих взглядов на период существования коалиции. Тем самым – обеспечить условия для совместного правления. Нередко коалиционные соглашения требуют каких-либо политических компромиссов.
В постсоветском мире, к которому еще относится Республика Молдова, само понятие компромисса вызывает опасение и недоверие. Зачастую такой вариант отвергается, его называют «аморальным». Однако в нормальной, европейской политической жизни компромисс – это фундаментальный принцип коалиционной власти. Большинство европейских стран управляются коалиционными правительствами, и очень редко где встречаются однопартийные правительства.
Свободная Европа: Сторонники Партии социалистов заявили Свободной Европе, что новое соглашения необходимо заключить, в том числе, потому, что приближаются местные выборы, за которыми последуют президентские. Вы считаете, что коалиционное правительство ПСРМ-ACUM может рассчитывать на столь долгую жизнь?
Владимир Сокор: И социалисты, и блок ACUM неоднократно высказывались в пользу заключения коалиционного соглашения. Вопрос – в том, на каких условиях, к каким компромиссам придется пойти составляющим коалиции – и на какой срок будет заключено то соглашение!
Сайты, которые еще вчера поддерживали Плахотнюка, продвигают месседж, что Санду и Нэстасе «в недостаточной степени» патриоты-румыны
Партия социалистов предпочитает более продолжительный период, возможно, на весь избирательный цикл. Блок ACUM считает оптимальным вариантом соглашение на один год или чуть дольше, с возможностью продления, в зависимости от результатов, полученных за первый год действия соглашения.
Заключение соглашения – абсолютно нормальная и даже неотъемлемая практика, потому что в отсутствии такой договоренности каждый политик, входящий в коалицию, может пойти, что называется, не в ту степь, начать высказывать свои собственные взгляды, поскольку нет единых, согласованных сторонами рамок.
Свободная Европа: В публичном пространстве уже звучали «особые мнения» некоторых представителей блока. Как вы считаете, является ли это признаком начавшегося раскола в рамках Блока, в который входят PPDA, PAS, а также представители гражданского общества?
Владимир Сокор: Надеюсь, раскола не будет, но прежде чем ответить на этот вопрос проанализируем характер коалиционного правительства, сложившегося в Молдове. В истории Республики Молдова прецедентов просто нет. Нынешняя власть охватывает наиболее широкий спектр взглядов, существующих в молдавском обществе. Состав коалиции отражает социальный консенсус на общей платформе, которую требует общество.
Это правительство возрождения после катастрофы, это чрезвычайное управление, которое отражает ожидания страны. И ожидания состоят в том, чтобы власть, чтобы участвующие в ней политики представили объединяющую программу выхода из кризиса. Нынешняя власть олицетворяет собой деидеологизацию политической жизни в Молдове.
В течение многих лет в политической жизни страны доминировала политика идеологий. «Про-Россия» или «про-Запад» необязательно предполагают осознанную, последовательную и систематическую политику сближения с той или иной из сторон.
До недавнего времени подобный политический курс сводился к стерильным лозунгам, потому что у политиков не было ни интереса, ни способностей, ни даже знаний для того, чтобы претворять в жизнь настоящую политику. Вот почему нынешняя коалиционная власть – это пример взаимной адаптации партнеров, у каждого из которых есть собственные взгляды. Кстати, расхождение во взглядах в большей степени акцентируется блоком ACUM, нежели Партией социалистов.
Румыния еще окончательно не определила свою политику в отношении Молдовы
Свободная Европа: Совершенно верно. И, по-вашему, возможен раскол в рамках блока ACUM?
Владимир Сокор: Такое желание есть, и это особо проявилось в последние дни в потоке сообщений на сайтах, которые еще вчера поддерживали Плахотнюка, а сейчас продвигают месседж, что, мол, лидеры коалиции – Майя Санду и Андрей Нэстасе, а также большинство блока ACUM «в недостаточной степени» патриоты-румыны и унионисты, что они в своих заявлениях настроены «недостаточно» настроены против России.
Думаю, подобная лавина комментариев и сообщений преследует ту же цель, что и во времена Плахотнюка: внести раскол в блок ACUM и оттянуть голоса избирателей с унионистскими взглядами.
Свободная Европа: Уверена, вы читали аналитическую статью румынского аналитика Юлиана Кифу «Республика Молдова подтачивает «красные линии» Румынии» (Republica Moldova zdruncină liniile roșii ale României). Как бы вы прокомментировали его мысли?
Владимир Сокор: Все это ради того, чтобы внести раскол, дезориентировать и расшатать унионистский электорат блока ACUM… Я не думаю, что два или три сайта выражают позицию правительства Румынии! Несмотря на то, что их авторитарный и предостерегающий тон, менторский стиль, метания грома и молний может привести к мысли, что подобные месседжи – это отражение госполитики Румынии. Не тот случай! Румыния еще окончательно не определила свою политику в отношении Республики Молдова.
После катастрофы с Плахотнюком Бухаресту еще только предстоит определить свою политику – и сделает это Румыния только после румынских президентских выборов, не раньше, да и потом, после президентских выборов, потребуется еще какое-то время. Ну, а до тех пор различные круги в Румынии выражают собственные точки зрения. Это такая последовательность – от политики в поддержку Плахотнюка, которая проводилась до недавнего времени, и нынешней политикой, направленной на раскол блока ACUM.
У Плахотнюка, Канду, Дьякова, Филипа и всей их команды осталась лишь одна карта – это карта антироссийского патриотизма
Свободная Европа: Как вы считаете, можно ли в парламенте набрать достаточное число голосов для того, чтобы принять решение о досрочных выборах?
Владимир Сокор: Это возможно.
Свободная Европа: А кому выгодны досрочные парламентские выборы?
Владимир Сокор: Это зависит от того, что именно спровоцирует кампанию. Лично я вижу тут несколько угроз. Например, если президент Додон выполнит свое намерение отметить в конце августа так называемое «освобождение» 1944 года...
Свободная Европа: 24 августа?
Владимир Сокор: Да. Так называемое «освобождение», которое на самом деле является советской оккупацией.
Свободная Европа: А другая угроза в чем состоит?
Владимир Сокор: Есть разногласия по поводу программы, согласованной правительством с Международным валютным фондом. МВФ требует ужесточения налоговых мер – с соответствующими последствиями в социальном плане. Прежняя власть г-на Плахотнюка развернула амбициозные, демагогические социальные программы с далеко идущими политическими целями, но без финансового покрытия. И МВФ требует сбалансированного бюджета – это нормальное требование.
Румыния до последнего дня власти Плахотнюка удерживала лидеров ACUM на расстоянии
Но, в то же время, советник президента Додона по экономическим вопросам Ион Кику выступает с критикой МВФ, спекулируя так называемыми патриотическими мотивами, мол, «мы не должны позволять вмешиваться в суверенные дела!..» Ну, а г-н Додон, похоже, согласен со своим советником, и это – один из вопросов, которые нужно обсудить и решить в рамках коалиции.
Именно потому необходимо соглашение на уровне коалиции; подобные проблемы по определению надо обсуждать и решать внутри коалиции. И я надеюсь, что соглашение будет подписано максимально быстро – чтобы появились рамки, которые позволят урегулировать появляющиеся разногласия.
Свободная Европа: Вот уже два месяца прошло с того дня, как Демпартия вынуждена была отказаться от власти в пользу ПСРМ и ACUM. Представители ДПМ, депутаты-демократы, которые назвались «конструктивной оппозицией», не перестают критиковать нынешнюю власть, называя ее «коалицией Козака». В ближайшее время планируют совершить визиты в Москву и глава государства Игорь Додон, и премьер Майя Санду, и министр иностранных дел Нику Попеску. Предстоящие визиты в российскую столицу станут предлогом для демократов ужесточить свою критику по поводу сближения Республики Молдова с Российской Федерацией. Как вы оцениваете попытки молдавской власти улучшить, перезагрузить отношения между Кишиневом и Москвой?
Владимир Сокор: У Плахотнюка, Канду, Дьякова, Филипа и всей их команды осталась лишь одна карта, которую они еще могут разыграть – это карта антироссийского патриотизма, но это – карта из крапленой колоды, и, естественно, чувство патриотизма чуждо, да вообще никогда не было присуще партии, которая разыгрывала эту карту ради собственных политических целей!..
Что касается отношений с Россией. Мне представляется более чем нормальным, если премьер-министр и министр иностранных дел намерены на официальном уровне выстроить нормальные, открытые отношения с Россией. Министр иностранных дел Николае Попеску работал в европейских институтах, в Париже и Лондоне, он – очень уважаемый специалист в Европе, и он – большая удача для Республики Молдова. Подозревать его в сговоре с Россией просто абсурдно.
Увеличение квот в Россию не влечет никакого риска в плане снижения объемов молдавского экспорта на рынки ЕС
Пару слов хочу сказать насчет интервью Майи Санду агентству ТАСС, которое вызвало шквал критики и негодования, в основном, должен отметить, театрального, со стороны тех, кто хочет раскола блока ACUM. По моему мнению, интервью Майи Санду от 30 июля – в высшей степени профессиональное, такое интервью агентству ТАСС мог дать любой премьер-министр уважающего себя государства. Речь идет, в частности, об отмене монополии политических партий на отношения как с Россией, так и с Европейским союзом. И Майя Санду, и Игорь Додон говорили о деполитизации внешних отношений.
Внешние отношения необходимо выстраивать на официальном уровне, через госинституты, а не через партийных лидеров. Пока же Игорь Додон удерживал монополию на отношения с Россией, а прозападные партии, вошедшие в блок ACUM, – монополию на отношения с Евросоюзом, за исключением разве что Румынии, которая до последнего дня власти Плахотнюка удерживала лидеров ACUM на расстоянии.
Возвращаясь к идее отмены партийной монополии на внешние отношения, скажу, что было бы желательно, чтобы Игорь Додон в качестве главы государства начал ездить и на Запад, начал встречаться со своими западными коллегами. Еще я бы приветствовал, если бы правительство Молдовы, в состав которого входит и группа министров, получивших образование на Западе, попытается повлиять на отношения с Россией – в сторону их активизации.
Свободная Европа: Что должна обсуждать, например, Майя Санду со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым или даже с кремлевским лидером Владимиром Путиным – если будет такая встреча? С одной стороны, Россия поддержала новую власть в Кишиневе, с другой, все мы видим, что происходит в самой России в отношениях между властью и оппозицией.
Владимир Сокор: Да, разумеется, и я не знаю, какой будет программа визита Майи Санду в Москву. Визит подготовит Николае Попеску, он первым отправится в Москву и подготовит приезд Майи Санду. Какой будет повестка предстоящей встречи – посмотрим.
Майя Санду уточнила некоторые из пожеланий правительства, одно из них касается открытия российского рынка для молдавской сельхозпродукции. Кто может выступать против?! Как говорил Николае Попеску в одном из интервью, Республика Молдова надежно пришвартовалась к европейской экономической гавани. Ну, и прекрасно! Это самая замечательная гавань, о которой можно только мечтать!
Это наиболее репрезентативная власть за всю историю Республики Молдова!
Увеличение квот поставок молдавских товаров в Россию никоим образом не угрожает динамике и не влечет абсолютно никакого риска в плане снижения объемов молдавского экспорта на рынки ЕС. Это стало бы просто дополнительной, пусть незначительной, но дополнительной возможностью для многих фермеров, для многих сельхозпроизводителей Молдовы, особенно из северных районов, которые выращивают яблоки и другие фрукты. Для них очень важен допуск на российский рынок. И не надо забывать, что сельхозпроизводители составляют значительную часть электората Молдовы.
Свободная Европа: Молдавские и российские чиновники обсудят и приднестровскую проблематику?
Владимир Сокор: Опять же, это покажет время, точно знать мы не можем. В одном можно не сомневаться – Майя Санду скажет, как неоднократно говорила и прежде, решительное «нет!» федерализации.
Наивно ожидать, что молдавские чиновники, которые находятся в Москве с визитом, начнут вести себя вызывающе в отношении принимающей стороны, начнут заявлять: «Мы – румыны!» или «Мы – за объединение с Румынией!». Дело в том, что Майю Санду уже успели упрекнуть, что в интервью агентству ТАСС она сдержанно говорила, что с Румынией нас связывают общая история, культура, традиции, язык…
Свободная Европа: Но перед Майей Санду в Москву поедет Игорь Додон.
Владимир Сокор: Разумеется, и он сохранит свое влияние на отношения с Москвой. Но в Молдове у власти находится коалиционное правительство. Необходимо, чтобы и вторая сторона коалиции оказывала влияние на отношения с Россией.
Мне было бы гораздо спокойней и комфортней, если бы я знал, что часть коалиции, представленная блоком ACUM, тоже влияет на отношения с Москвой, и что это уже перестало быть монополией г-на Додона. И было бы хорошо, если г-н Додон начнет ездить в страны Запада!..
Не в наших интересах позволять России общаться только с Партией социалистов, не оставляя шансов на такое общение другим партнерам. Диверсификация отношений по всем направлениям благоприятна для Республики Молдова. И, прежде всего, потому, что, как я уже сказал, это наиболее репрезентативная власть за всю историю Республики Молдова!