Представители Партии социалистов заявили, что вся фракция ПСРМ в составе 35 депутатов находилась в Москве по приглашению руководства российской Госдумы. Социалисты отрицают, что они ездили в Москву для обсуждения сценариев по созданию парламентского большинства. А депутат Оазу Нантой говорит, что блок ACUM ждет социалистов, чтобы приступить к деолигархизации Республики Молдова.
Свободная Европа: По результатам выборов в парламент прошли четыре партии. За исключением семи депутатов партии «Шор», у трех политформирований с примерно равным числом полученных мандатов, политические взгляды противоположные. Что будет дальше? И особенно – в свете поездки в Москву фракции социалистов, с которыми вы начали переговоры?
Оазу Нантой: Проблема не в поездках, а в том, что они ведут себя преднамеренно, демонстративно выдвигают какие-то «условия» – чтобы сорвать любые серьезные дискуссии с блоком ACUM. В этих своих действиях Партия социалистов не оригинальна, такую же тактику выбрала и Демократическая партия. Обе партии, с одной стороны, говорят о возможной коалиции с блоком ACUM, а с другой – ну, мы сейчас не говорим о Демпартии, подобный сценарий с демократами исключен в принципе, а вот социалисты своими же руками душат хрупкие ростки возможной коалиции.
Свободная Европа: На диалоге между депутатами блока ACUM и Партии социалистов можно поставить крест? Или надежда еще есть?
Оазу Нантой: О провале переговоров можно будет говорить либо в случае роспуска парламента, либо в случае формирования формальной или неформальной коалиции – между социалистами и демократами.
Свободная Европа: Но социалисты утверждают, что не видят смысла в создании рабочей группы, предложенной депутатами блока ACUM и настаивают на обсуждении повестки, которую выдвинули они. При этом один из представителей ПСРМ заявил, что вы показали себя эгоистами и не прислушиваетесь к их мнению…
Оазу Нантой: Я бы воспринял всерьез слова этого человека, если бы Партия социалистов отнеслась должным образом к известному пакету законов, который мы зарегистрировали в парламенте. Мы называем его «деолигархизацией», но на самом деле речь не столько о деолигархизации, сколько о возвращении государства гражданам и о восстановлении функциональности институтов правового государства.
Свое отношение к этому пакету Партия социалистов так и не сформулировала. Но – посмотрим. То, что происходит, можно расценить как игру на нервах. Есть также масса предположений насчет того, что ПСРМ пытается убедить Кремль в том, что коль скоро не получается вступить в коалицию с нами, с блоком ACUM, то можно пойти на союз и с Демпартией.
Это провинциальный, омерзительный торг – в условиях, когда граждане продолжают бежать из Республики Молдова!
Свободная Европа: А Москва реально может подсказать какие-то сценарии будущей парламентской коалиции?
Оазу Нантой: Прежде чем говорить о Москве, я хочу сказать о другом. Складывается впечатление, что г-н Додон давно не читал Конституцию Молдовы. В противном случае, он бы знал, что одна из ее статей гласит: «После консультаций с парламентскими фракциями президент Республики Молдова выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра». Это один момент. И второй, а если точнее – то первый, ведь именно с него и надо было начинать: Эдуард Смирнов самым неожиданным образом исчез из публичного пространства, абсолютно немотивированно прервав заседание парламента.
Возникает вопрос: если г-н Смирнов уехал куда-то на Мальдивские острова, то парламент придется распустить в силу его нефункциональности? Так что все вопросы – к Партии социалистов, учитывая, в частности, тот факт, что президент Додон каким-то образом вернулся на пост лидера формирования. Вот такая карусель!..
До тех пор, пока Демпартия обслуживает личные интересы Плахотнюка, любой диалог бесполезен
Блок ACUM предельно ясно и однозначно сформулировал свои приоритеты: деолигархизация страны, освобождение захваченного государства – и это является лакмусовой бумажкой для Партии социалистов!
Свободная Европа: У Кремля есть предпочтение по той или иной коалиции?
Оазу Нантой: То, что произошло 24 февраля – с делегированием двух депутатов от Приднестровья, Виорела Мельника и Александра Олейника, в парламент Республики Молдова, показывает, что Москва не так уж и всесильна.
Вспомним хотя бы решение Конституционного суда с Александру Тэнасе во главе – при утверждении результатов [президентских] выборов от 13 ноябрю 2016 года КС заявил, что речь идет об оккупированных территориях, не уточняя, кем именно они были оккупированы. Следовательно, интерес Москвы к Республике Молдова – или возможности Москвы – нередко эксплуатируются для того, чтобы оправдать измены на внутреннем уровне.
Свободная Европа: А переговоры между депутатами блока ACUM и Партии социалистов не компрометируют проевропейскую оппозицию Молдовы?
Оазу Нантой: Я не знаю, кто является «проевропейской оппозицией», потому что у нас пока власть не сформирована.
Свободная Европа: Но в парламент вы пришли же от оппозиции?
Оазу Нантой: Да… Хотя я пришел от гражданского общества. И мы пришли не с проевропейским месседжем, а с призывом освободить захваченную страну – это, по сути, и предполагает выполнение положений Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, что означает функциональность правового государства – и ничего более.
Наша печальная реальность называется черный пиар, когда представители так называемой «четвертой власти», в действительности обслуживающие коррумпированные структуры, нападают на нас, обвиняя, в том числе, в изменах, в связях с российской агентурой т. д. И это несмотря на то, что, когда Додон и Гречаная проголосовали за униониста Тимофти, всё было OK, и когда Партия социалистов во главе с Додоном проголосовала за отставку правительства Стрельца – всё было OK, не говоря уж о пересмотре Кодекса о выборах! Так что черного пиара у нас, в нашей жизни, хоть отбавляй. В дефиците – информационная политика, призванная воспитывать гражданина с критическим мышлением.
Абсолютно неверно утверждать, что мы претендуем на какие-то должности, портфели... Мы хотим вернуть государство гражданам
Свободная Европа: Сначала Демпартия говорила, что она останется ядром, вокруг которого должно быть сформировано парламентское большинство. Но по ходу дела звучат все больше заявлений о том, что Владимир Плахотнюк не может рассчитывать на поддержку ни Запада, ни Востока. Означает ли это, что Демпартия может лишиться своего статуса ядра?
Оазу Нантой: Ситуация показывает, что в Республике Молдова возникла еще одна политическая доктрина под названием «суверенный бандитизм» или – «ну и что – что вы нам сделаете!»...
Конечно, это большая проблема. Я не буду торопиться давать категоричные оценки тому или иному сценарию. Мы оказались в ситуации, когда Партия социалистов – подчеркну это еще раз – не заняла ясной и однозначной позиции по отношению к условию номер один блока ACUM: борьба с олигархическим режимом! Если Партия социалистов откажется в этом участвовать, то возможно все – и Демпария, и партия «Шор», все что угодно... У нас все возможно!
Свободная Европа: Вы видите возможность для диалога с Демпартией, или этот вопрос закрыт?
Оазу Нантой: Если Демпартия организует мятеж изнутри – оставляем место для диалога. Но до тех пор, пока Демпартия обслуживает личные интересы Плахотнюка, любой диалог бесполезен.
И если мы попытаемся что-либо обсуждать с Демпартией, то мы действительно себя дискредитируем. Потому что всем прекрасно известно, где оказались все те, кто после выборов 29 июля 2009 года поддерживал связи с Плахотнюком – и, главное, где оказалась страна!
Свободная Европа: Значит, вы остаетесь при своем мнении и по-прежнему считаете, что наиболее вероятным сценарием является коалиция – либо досрочные выборы?
Оазу Нантой: Сценарий определит Партия социалистов. У нас есть своя позиция, и абсолютно неверно утверждать, что мы претендуем на какие-то там должности, портфели... Мы хотим вернуть государство гражданам. Если Партия социалистов этого не хочет, то возможно все – и правительство технократов, и правительство социалистов в коалиции с ДПМ, и досрочные выборы. Но вся ответственность целиком ляжет на Игоря Додона и ПСРМ!