Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Да, у него есть причины бояться г-на Плахотнюка больше, чем Москвы»


Наблюдатели политической сцены в Молдове все больше склоняются к тому, что досрочные парламентские выборы неминуемы. Ни у одной из четырех партий, попавших в состав высшего законодательного органа, нет четкой позиции относительно того, кто и с кем может вступить в коалицию, сформировать большинство и утвердить правительство. Почему настолько сложно идут переговоры между Демпартией, Партией социалистов и блоком ACUM? Гость Свободной Европы – политический аналитик Джеймстаунского фонда и Eurasia Daily Monitor, специалист по странам Восточной Европы Владимир Сокор.

Владимир Сокор: Мажоритарную коалицию в Республике Молдова сформировать очень трудно, тем более – честными и прозрачными методами. Причиной тому стал раскол как в обществе, так и на уровне партий. А потому нет ничего неожиданного в том, что финал февральских выборов парламента оказался настолько неопределенным.

Вопрос сейчас следующий: какие намерения у трех основных партий, прошедших в парламент? Г-н Додон – в Москве, так что и его решения, и решения его партии, естественно, во-многом будут определятся полученными там инструкциями. Политика России в отношении Республики Молдова сейчас неясна, сигналы поступают самые разные. Например, месседж от Дмитрия Киселева, прозвучавший 31 марта на канале «Россия», там был почти что призыв к свержению Демпартии и г-на Плахотнюка – это один из вариантов Москвы.

Но у Кремля много башен, и точка зрения, озвученная Дмитрием Киселевым, – мнение лишь одной из них. Посмотрим, с чем г-н Додон вернется из Москвы, но главная сейчас проблема – это переход (оно, по всем признакам, находится на этапе оформления) от партнерства Додон-Плахотнюк, которое установилось на личном уровне двух лидеров и на уровне политических партий, к более высокому уровню – правительственному. Если пока между партиями Плахотнюка и Додона не было никакой коалиции по линии кабинета министров, то сейчас появился вопрос о формировании именно правительственной коалиции.

Москва не рассчитывала, что Партия социалистов получит 51 мандат, т.е. абсолютное большинство в парламенте, но полагала, что результат будет достаточно высоким для того, чтобы самостоятельно сформировать коалиционное правительство – с Демпартией. С Плахотнюком или без него, но – с Демпартией. Это правительство, в котором социалисты не будут на второстепенных ролях, как прежде, в границах личного и межпартийного партнерства. А, наоборот, получат влиятельные министерства и станут первой скрипкой в коалиционном кабинете.

Коалиция Додона с Плахотнюком окончательно дискредитирует Партию социалистов

Такие ожидания были у Москвы, Кремль не надеялся, что социалисты придут к власти, но рассчитывал, что социалисты войдут в правительство и получат определенное число мандатов в парламенте.

Свободная Европа: Если Москва разочарована результатом Партии социалистов –что дальше, вокруг кого должно выстраиваться парламентское большинство? Пока именно Демпартия настаивала на том, что она – тот самый стержень и ядро...

Владимир Сокор: Именно так и ведет себя Демпартия во главе с г-ном Плахотнюком, словно от них зависит распределение министерств и других ключевых постов в государстве. Они делят должности, несмотря на то, что вовсе не располагают парламентским большинством, необходимым для самостоятельного формирования правительства.

Однако они контролируют правовые и регулирующие органы, поэтому мы и говорим: Республика Молдова – государство компромата, страна, в которой юстиция подвержена сильнейшему политическому контролю, а Демпартия может либо шантажировать, либо заинтересовывать возможных партнеров по коалиции.

Партия социалистов до сегодняшнего дня чувствовала себя достаточно комфортно в партнерстве с Демпартией и с г-ном Плахотнюком. Фактически ПСРМ не прилагает серьезных усилий для того, чтобы вывести Республику Молдова на орбиту России. Социалисты и г-н Додон довольствуются тем, что демонстрируют своему электорату пророссийскую риторику, а на самом деле вовсе не стараются поменять направление Молдовы в сторону России. Они чувствуют себя вполне комфортно, когда им обеспечены голоса и поддержка до 40% избирателей.

Они зарезервировали эту огромную, в общем-то, нишу, но ничего не делают для того, чтобы радикально изменить ориентацию Республики Молдова, они перестали об этом даже говорить, хотя постоянно занимаются консолидацией своего сегмента – и очень большого сегмента! – электората.

Это удобное положение, но здесь присутствует и элемент дискомфорта, потому что они постоянно подвергаются шантажу со стороны г-на Плахотнюка, со стороны подконтрольных ему органов правопорядка и юстиции, где в любой момент может быть вынесено любое решение: в пользу г-на Плахотнюка – и неблагоприятное для социалистов. Это уже случалось, как, например, при временном отстранении г-на Додона от должности.

Плахотнюк располагает неограниченными способами давления на Додона

Свободная Европа: Вы даете понять, что может появиться и иной альянс? Социалисты и депутаты блока ACUM набирают вместе 61 мандат...

Владимир Сокор: Этот вопрос не стоит в принципе, его не поднимают ни социалисты, ни блок ACUM. Речь идет не о коалиции или альянсе, эти термины абсолютно ошибочны и могут лишь запутать!

Вариант, который выдвигается в качестве гипотезы, состоит в том, чтобы договориться в парламенте о совместном голосовании, скажем, блока ACUM и социалистов – для восстановления пропорциональной избирательной системы, которая была упразднена в силу договоренностей между Плахотнюком и Додоном и заменена системой, которая оказалась максимально выгодной для Плахотнюка, но ущербной для Додона.

В Партии социалистов многие выступали против этой затеи г-на Додона – выступить единым фронтом с Плахотнюком. Социалисты понимали, что выборы по смешанной системе выгодны демократам в ущерб ПСРМ, а потому идея г-на Додона вызвала резкую критику внутри партии.

Но г-н Додон, будучи неформальным, но авторитарным лидером социалистов, навязал свою точку зрения. И сейчас мы видим, что Додон ошибался – или, возможно, позволил себя обмануть, сделав столь огромную уступку в пользу Плахотнюка и его партии!..

В общем, сейчас уже социалисты прекрасно понимают: идти на выборы, досрочные или очередные, через четыре года, по новой системе крайне для них невыгодно.

Вот почему я допускаю вариант временной договоренности по поводу совместного голосования – ни в коем случае не альянса, не коалиции! – а именно совместного голосования для восстановления прежней избирательной системы.

Свободная Европа: Г-н Сокор, тем не менее, многие эксперты и политические обозреватели склонны считать, что Игорь Додон больше зависит как раз от Владимира Плахотнюка, нежели от Кремля…

Владимир Сокор: Да, я тоже так считаю, но речь идет не столько о зависимости, сколько о принуждении. Думаю, у г-на Додона есть причины для того, чтобы чувствовать себя более комфортно в дуэте с Плахотнюком, не разрывать с ним отношения... И – да, у него есть причины бояться г-на Плахотнюка больше, чем Москвы.

Партия социалистов обречена – и она сама себе роет яму. А ответственность падет на Игоря Додона

Г-н Плахотнюк располагает практически неограниченными способами давления на г-на Додона, а дальнейшее участие в дуэте с Плахотнюком обеспечивает Партии социалистов и г-ну Додону лично эту уютную нишу, с ее 30 с лишним – или около 40% электората. Здесь они могу существовать без лишних потрясений и без какого-то радикального пересмотра политики Республики Молдова. Следовательно, у г-на Додона есть причины чувствовать себя более зависимым и более уязвимым перед г-ном Плахотнюком, чем перед Москвой.

Свободная Европа: Что же, по вашему мнению, выберет г-н Додон? Досрочные выборы? Он уже заявил, что к этому все и движется…

Владимир Сокор: Я видел эти заявления. Конечно, это вполне реальный вариант, но если решено будет идти на досрочные выборы по существующей системе, смешанной, то можно не сомневаться: Партия социалистов потеряет еще больше, а вину за это возложит – и вполне справедливо! – на г-на Додона.

Новое и еще более горькое разочарование социалистов вполне может привести к тому, что люди начнут выходить из партии. Г-н Додон – неформальный, но авторитарный партийный лидер, а практика показывает, что те, кто недоволен авторитарным лидером, выходят из партии и создают другую партию. Ну, или партийку...

Если г-н Додон поведет Партию социалистов к досрочным выборам по существующей сегодня смешанной избирательной системе, партию постигнет еще большее разочарование, она начнет распадаться, и ответственность за это ляжет на г-на Додона. Ему напомнят о договоренности с Плахотнюком, на которую он пошел ради изменения избирательной системы, несмотря на критические оценки со стороны Партии социалистов. Партия тогда последовала за ним, но я не думаю, что ПСРМ сделает это еще раз.

И вот еще какой немаловажный момент: Москва постарается спасти свои инвестиции, которые она вкладывала в Партию социалистов. Эта партия – главный политический инструмент Москвы в Республике Молдова, и если эта партия начнет распадаться, если она потерпит еще одно разочарование, связанное с выборами, Москве, конечно же, подобная перспектива ничуть не улыбается. И она постарается спасти свои вложения.

Москва понимает, как понимают это и все наблюдатели в Молдове, что правящая коалиция Додона с Плахотнюком окончательно дискредитирует Партию социалистов в глазах собственного электората!

Свободная Европа: И если ваш сценарий будет реализован, и социалисты и депутаты блока ACUM проголосуют за ряд законов, то на новых выборах, которых, похоже, не избежать, Демпартия станет атаковать блок ACUM со всех сторон?

Владимир Сокор: Именно так. И Демпартия уже этим занимается. Подконтрольные Плахотнюку СМИ продолжают – впрочем, они это делали постоянно – направлять всю силу своего удара на партии блока ACUM, а вот Партию социалистов они щадят. Этим СМИ отведена роль убийц, они призваны морально уничтожить блок ACUM и его лидеров.

Конституционный суд, в состав которого входят исключительно люди Плахотнюка, вынесет любое решение

СМИ Плахотнюка именно на это и были ориентированы с самого начала – и они продолжают выполнять свою «работу». «Моральное убийство» в Молдове сейчас приняло такие масштабы, что дальше уже некуда.

Свободная Европа: С другой стороны, представители Демпартии говорят, что видят себя у власти только вместе с депутатами блока ACUM!.. И депутаты ПСРМ дают понять, что предпочли бы создать правящую коалицию с блоком ACUM. Лидер PAS Майя Санду заявила, что о коалиции и речи быть не может, но стоит попробовать, по ее словам, договориться по формированию миноритарного правительства – и относительно принятия пакета антиолигархических мер, для того, чтобы отстранить ДПМ от власти.

Владимир Сокор: Общая, неотложная и приоритетная цель блока ACUM и Партии социалистов – это возврат к прежней избирательной системе!

Без восстановления пропорциональной системы выборов любое решение, даже проголосованное, может остаться лишь пустым звуком, потому что выборов не избежать, а если они состоятся в рамках смешанной системы, Демпартия вновь окажется в выигрышной ситуации.

Любое соглашение, достигнутое в парламенте до выборов, досрочных или очередных, можно будет свести к нулю по результатам голосования. Вот почему первостепенной, кровной, жизненно важной целью как для социалистов, так и для блока ACUM является возврат к пропорциональной избирательной системе!

Свободная Европа: А насколько реалистично выглядит заявление Майи Санду по поводу миноритарного правительства? Вы верите в возможность появления миноритарного кабинета?

Владимир Сокор: Прежде всего, надо посмотреть на его состав. Насколько я понял из заявлений лидеров блока ACUM, у них существует, скажем так, теневой кабинет – команда, готовая взять на себя ответственность за работу министерств в случае смены правительства.

Поэтому я так отвечу на ваш вопрос: все зависит от того, кто входит в эту команду, и насколько высок ее уровень с профессиональной точки зрения. Надеюсь, команда окажется вполне компетентной, потому что я доверяю лидерам блока ACUM. Но скажу еще раз: любой закон, принятый до выборов, может быть признан недействительным после, если выборы пройдут в условиях действующей избирательной системы.

Свободная Европа: А если договорятся демократы с социалистами? Первый раунд переговоров по созданию парламентского большинства уже состоялся... Какой будет власть в Республике Молдова в следующие четыре года?

Владимир Сокор: Да, в Кишиневе все склонны считать, что социалисты и партия Плахотнюка ударили, что называется, по рукам. Но тут важно, что конкретно имеется в виду под этим «ударили по рукам».

Свободная Европа: То, что они могут сформировать парламентское большинство.

Владимир Сокор: Прежде всего, вопрос – в распределении правительственных портфелей.

Свободная Европа: Они говорят, что должности их не интересуют, что единственное желание – сформировать большинство.

Владимир Сокор: Создание парламентского большинства – первый шаг к формированию коалиционного правительства между социалистами и демократами, но им же придется договариваться и по распределению министерств! А это очень непростой вопрос, им будет трудно, и потому я не думаю, что «ударить по рукам» в данном случае можно рассматривать как окончательное согласие социалистов на существование нынешней избирательной системы – смешанной.

Плахотнюк не раз «уходил из политики», обещал Нуланд бросить это занятие, но кинул и Нуланд!.. Договариваться с Плахотнюком – себе дороже

Такое правительство обрекает социалистов на второстепенную роль, а если Демпартия, как мне представляется, будет форсировать досрочные выборы – у демократов в руках и хлеб, и нож – то Партии социалистов проигрыша не избежать. И после выборов у нее будет еще меньше оснований претендовать на правительственные должности, так как в у социалистов будет еще меньше мандатов, чем в нынешнем парламенте.

Свободная Европа: Если ПСРМ разделится на две части, одна из которых решительно отвергает идею коалиции с демократами, а другая считает, что ради национальных интересов можно пойти на «сделку с дьяволом»?..

Владимир Сокор: Да, конечно, такой вариант возможен – как было, например, в парламенте зимою 2016 года. Да и Конституционный суд, в состав которого входят исключительно люди Плахотнюка, вынесет любое решение, которое устроит самого Плахотнюка.

Наиболее надежной формой защиты в этом случае является возврат к прежней системе выборов, иначе Партия социалистов просто обречена – и она сама себе роет яму. А ответственность падет на Игоря Додона, причем вполне заслуженно, за это губительное соглашение с Плахотнюком. У г-на Додона есть еще шанс реабилитировать себя в глазах собственной партии. Если, конечно, он предпримет серьезные меры по восстановлению пропорциональной системы голосования.

Свободная Европа: Сколько времени уйдет на прояснение ситуации?

Владимир Сокор: Конституция в этом смысле достаточно туманна, точнее, вообше нефункциональна. При каждом электоральном цикле мы убеждаемся, что Конституция Республики Молдова абсолютно не работает, что ее можно интерпретировать самым произвольным образом – толкования дает Конституционный суд, который допускает беззакония.

И потому мы не можем знать, чего можно ждать еще. Г-н Плахотнюк – тактический игрок, он прибегает к различным вывертам и любит заставать своих противников врасплох, ну, а те покупаются на эти его выверты.

Единственная сила, которая пока не поддалась на его уловки, – блок ACUM, впервые политическая партия в Молдове не ведется на выкрутасы Плахотнюка!..

Свободная Европа: Как вы считаете, г-н Плахотнюк рассматривает альтернативный план, второй сценарий – свой уход из политики?

Владимир Сокор: Г-н Плахотнюк не раз уже «уходил из политики», он даже обещал г-же Нуланд бросить это занятие, но, как говорят в Молдове, Плахотнюк кинул и г-жу Нуланд!..

Вместо того, чтобы уйти из политики, он вернулся туда с удвоенными силами, на белом коне. Так что договариваться с Плахотнюком – себе дороже.

Все фракции Европарламента критично настроены в отношении правительства Плахотнюка

Свободная Европа: Вы допускаете еще какие-либо варианты? Например, что Демпартия во главе с Владимиром Плахотнюком ждет результатов выборов в Украине, ждет итогов выборов Европарламента, чтобы четко знать, по какому пути следовать?

Владимир Сокор: Думаю, в расчеты Плахотнюка и его команды политтехнологов выборы в Украине не входят. Это для них далеко столь важный фактор. А выборы Европарламента… Возможно, кое-кто в Бухаресте подсказал Плахотнюку, что определенная надежда связана с составом будущего Европарламента, потому что в Социал-демократической партии Румынии, точнее, среди бухарестских политиков, среди румынских социал-демократов, которые занимаются Республикой Молдова, бытует мнение, что крупнейшая фракция Европарламента – Европейской народной партии – враждебно настроена лично по отношению к г-ну Плахотнюку. И эти политики связывают надежды с возможным снижением репрезентативности ЕНП в будущем Европарламенте, выборы которого состоятся уже скоро.

Поэтому я не исключаю, что г-н Плахотнюк принимает в расчет возможные изменения в составе Европарламента, но лично мне представляется очевидным, что Европейская народная партия по-прежнему останется политической силой номер один в составе законодательного органа ЕС. Более того, я считаю, что идея бухарестских социал-демократов о том, что именно ЕНП определяет тон всей европейской политики в отношении Республики Молдова – ошибочная, явно политиканская...

Все фракции Европарламента в большей или меньшей степени критично настроены в отношении правительства Плахотнюка, все! И эту проблему ни в коей мере нельзя сводить к Европейской народной партии. Все фракции очень нелестно отзываются о г-не Плахотнюке, не считая румынских и болгарских социал-демократов. Они – единственное исключение.

XS
SM
MD
LG