Linkuri accesibilitate

Екатерина Мардарович: «Когда Санду встретится с Путиным, русские увидят, что ей можно верить»


Майя Санду одержала победу на президентских выборах в Республике Молдова, став шестым президентом в истории страны и первой женщиной на этом посту. Об итогах выборов рассказывает экс-депутат, исполнительный директор Женского политического клуба «50×50» Екатерина Мардарович.

Свободная Европа: Что должно измениться после победы Майи Санду на президентских выборах?

Екатерина Мардарович: После победы должно последовать много, много работы!.. И я верю, что так оно и будет, потому что президент показала способности работать на вверенных ей постах, в том числе, когда она была министром просвещения. Она открыто выступала с новыми инициативами, и я думаю, что то же будет и в период ее президентства.

Мы часто говорим: «Это непросто!» Но если ты действительно собираешься начать работать, предлагать что-то новое, сохранять оказанное тебе доверие, то все будет непросто.

У г-жи президента есть и характер, и ум, она знает, как формировать команды

Свободная Европа: И с чего начнется работа?

Екатерина Мардарович: Все начинается с нее самой и с аппарата, которым она будет руководить. Думаю, она покажет пример сокращения расходов на госучреждения. Для бывшего президента это станет настоящей драмой, тем более, что все равно вскоре последуют парламентские выборы... Я уверена, что расходы можно сократить на треть!

Свободная Европа: По мнению граждан, перемены должны завершиться роспуском действующего парламента и проведением досрочных выборов. Действующий президент Игорь Додон заявил, что дает Майе Санду зеленый свет для формирование правительства и проведения досрочных выборов...

Екатерина Мардарович: Согласно законодательству Республики Молдова, президент не формирует правительство. Бывший президент Додон любит использовать блеф, но это не укладывается в правовые рамки, так как не президент занят кадрами правительства.

Правительство утверждается парламентскими партиями. Кабмин должны сформировать все парламентские партии , включая партию г-на Додона и партию г-жи Санду. Президент Республики Молдова утверждает правительство, и я считаю, что можно сформировать новый кабинет и организовать досрочные выборы.

Я ценю обещания, которые дала г-жа Санду, за ходом кампании я наблюдала круглые сутки, и г-жа Санду была кандидатом, которого мы ждали много лет, и я хотела точно знать, чем она хороша, каковы ее обещания, насколько они разумны.

Мне очень понравилось, что она говорила, все твердят о досрочных выборах, и она так же считает, что парламент должен быть распущен в соответствии с законом. Я уверена, что это условие будет соблюдено.

Свободная Европа: Граждане ждут роста зарплат, пенсий, улучшения условий жизни и труда. Не слишком ли много взваливают на плечи Майи Санду?

Екатерина Мардарович: Это ненормально, если бы граждане Республики Молдова не хотели и зарплат, и пенсий, и соцобеспечения, но я не видела, чтобы многие требовали в таком стиле: «Завтра подними мне пенсию!» Все говорили: «Мы счастливы проголосовать за президента, который будет представлять народ». Это то, чего ждут люди, а представительство народа означает, что президент должен говорить о проблемах людей.

Если вы просите людей носить маски, то и вы тоже надеваете маску; если вы просите граждан Республики Молдова затянуть потуже пояса, пересмотреть расходы, то так же должен вести себя и президент Молдовы. И я уверена, что так оно и будет.

Думаю, русские проявят смекалку, чтобы снова завоевать наши симпатии

Свободная Европа: Как вы хотите, чтобы президент общался с гражданами?

Екатерина Мардарович: Знаете, думаю, я была бы настроена скептически, если бы мне не посчастливилось побывать в Земле Баден-Вюртемберг в Германии. В Штутгарте я посетила их правительство, у них есть ответственная госслужащая, которая нужна для совета с народом, с населением. Даже НПО там не так важны.

Я заинтересована, чтобы президентом у нас стала женщина. Конечно, у других — свои интересы, и каждый из нас считает себя правым. И все же, власти, а в данном случае - президент, должны точно знать, чего хотят люди. Эта госслужащая из Германии должна была приехать в Кишинев еще прошлым летом, потому что я действительно хотела поделиться опытом, и я рада, что люди этим интересуются. И Майя Санду на протяжении всей кампании говорила: «Я не Святая Мария, не Святая Майя». Она заявила: «Если вы хотите, то я готова взять на себя ответственность и добиться на этом посту того, за что вы выступаете — вместе бороться с коррупцией, сокращать расходы», и т. д.

И потому я думаю, что эта идея, очень хорошо опробованная, имеет шансы на успех, и нам есть чему учиться. Я готова обратиться к госслужащим Штутгарта с просьбой рассказать нам, как они держат с народом связь.

Свободная Европа: Обещание борьбы с коррупцией было самым важным. Но, по мнению экспертов, со стороны тех, кто работает в сфере правосудия, может возникнуть сопротивление. Сможет ли президент отстаивать свою позицию?

Екатерина Мардарович: Они будут вести себя враждебно, ведь любой, кто знает, как развивается система и страна, как ведется борьба с коррупцией, понимает, что нам нужен институт государства, который показал бы, что не приемлет коррупцию, борется с коррупцией, что у нас не коррумпированный президент, которому кто-то носил «кульки», что все подобное в прошлом.

Полагаю, что на собственном примере, на примере института президента, она начнет чистку всех госструктур. Это нелегко, и мы готовы подождать, но мы должны увидеть первый, второй, третий шаги... Мы не говорили «сейчас», когда шла предвыборная кампания, но и через 4 года мы будем помнить обещания.

Свободная Европа: Еще одно обещание г-жи Санду состояло в том, чтобы вывести Республику Молдова из изоляции. Кажется, ей это удалось, если принять во внимание поздравительные послания, пришедшие как с Запада, так и с Востока. Но многие задаются вопросом: сможет ли она вести успешную внешнюю политику, учитывая, что Россия считается стратегическим партнером Молдовы?

Екатерина Мардарович: У г-жи президента есть и характер, и ум, она знает, как формировать команды. Она понимает, что может в чем-то ошибаться из-за отсутствия опыта. А в нашей стране много неизвестных факторов, есть конфликт в Приднестровье, нам нужен рынок сбыта... В то же время, в Республике Молдова есть люди, добившиеся успеха, и их опыт необходимо использовать. В том числе, их опыт работы на европейском рынке. А то, что вызывает наши сомнения... Мы боимся санкций против бизнеса стороны России. Я помню, что сказал Штефан чел Маре: «Я люблю предательства, но ненавижу предателей». И я думаю, что и России нравится иметь дело с президентом, обладающим характером.

Почему в Молдове проиграл Игорь Додон?
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:02:28 0:00

Когда Санду встретится с Путиным, русские увидят, что они общаются с информированным человеком, у которого есть характер, что они могут искренне ей верить. И я действительно искренне верю, что мы выступаем за нормальные отношения. И тогда они согласятся вести с нами переговоры. Конечно, будет много толчков, но мы будем становиться защищеннее. А вот когда вы получаете пинки и сидите смирно — это уж извините!

Даже Георге, который хочет социализма, не станет за них голосовать, если русский язык станут навязывать

Меня не волнует, что будет с Россией. Думаю, русские проявят смекалку, чтобы снова завоевать наши симпатии, сказать, что мы можем быть братьями... Хорошо брататься со странами, которые уважают друг друга. Они попытаются вернуть нас, завоевать доверие 57% граждан Республики Молдова. Они смогут этого добиться, предложив нам нормальные отношения.

Свободная Европа: Эксперты говорят, что Партия социалистов будет внимательно следить за каждым шагом Майи Санду, и что критика будет нарастать в свете внеочередных парламентских выборов...

Екатерина Мардарович: Критика будет интенсивнее, чем во время президентской предвыборной кампании? Не думаю, что это возможно, поскольку все стрелы летели в одного человека, а там - 101 человек, и каждый из них делит ту критику. Но будет тяжело. А что касается того, что социалисты будут за ней наблюдать, то это и есть задача для социалистов — следить за Майей Санду. И очень хорошо! Как следили мы, PAS, и те, кто мог, за правительством.

Те, кто голосовал за нее, кто ее избрал, а это - 57% граждан Республики Молдова, не выбирали президента, которому они намерены прощать некрасивые поступки. Так что пусть они следят за ней, чтобы сообщить нам, а мы сказали: г-жа президент, здесь вы оступились! Это нормально, мы этого и хотим. Мы выбрали президента, и если глава государства будет действовать неверно, то эксперты скажут, что это не сработает.

Свободная Европа: В последнее время фракция ПСРМ требует особого статуса для русского языка. Это их настрой на выборы?

Екатерина Мардарович: Выборы!.. Но это исчерпало себя, и я очень сожалею, что им не хватает вдохновения для подготовки к парламентским выборам. Ведь даже Георге, который хочет социализма и любит работать с русскими, даже он не станет за них голосовать, если русский язык, как и многое другое, станут навязывать силой.

Поэтому я и говорю: вопрос, который они сейчас муссируют, исчерпан - и не принесет им дивидендов. И важно, чтобы г-жа Майя Санду не обращала внимания на эту инициативу. По сути, это провокация, ловушка, в которую заманивают г-жу президента. Партии должны взять на себя обязательства и начать работать и заниматься решением важных задач.

Свободная Европа: Ну, а самой большой проблемой, повидимому, остается борьба с пандемией COVID-19?

Екатерина Мардарович: Да! Я посетила частный медцентр, чтобы сдать анализы. Недопустимо, чтобы люди, у которых есть симптомы коронавируса, встречались в одном коридоре с людьми, которые сдают другие анализы, и ведь постоянно же говорят, что если у вас есть симптомы, то вы должны изолироваться и оставаться дома...

Свободная Европа: А как президент может помочь в решении этой проблемы?

Екатерина Мардарович: Прежде всего, президент должен показать, что в офисе главы государства не собирается по 250 человек, показать, что президент строго соблюдает то, что решила комиссия по борьбе с пандемией. Во-вторых, того же надо требовать и от других учреждений.

У меня сложилось такое впечатление... Помню из книг, как некоторые люди богатеют во время войны и пандемии. То же самое происходит с этими тестами на коронавирус. За исключением тех, кому необходимо уехать за границу, я бы запретила платные тесты, потому что это уже стало бизнесом.

XS
SM
MD
LG