Политический аналитик, исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан размышляет о полномочиях главы государства в контексте предстоящих президентских выборов. В интервью Свободной Европе он подчеркнул, что Игорь Додон, похоже, уже начал избирательную кампанию.
Свободная Европа: До недавнего времени должность главы государства была малозначимой, особенно когда президента отстраняли от власти на пять минут, и потом кто-то другой быстренько подписывал тот или иной президентский указ, промульгировал тот или иной закон... Но вот президент стал первым лицом в государстве. Это наводит на мысль, что не имеет значения, какие полномочия закреплены в Конституции, важна политическая конъюнктура. А политическая конъюнктура... Помните выражение русских — «короля играет свита»? Значит, король в какой-то степени зависит от своего окружения, а иногда он вообще марионетка в руках приближенных. Так ли это на самом деле?
Игорь Боцан: 2020 политический год начался с того, что Игорь Додон выдал правительству дорожную карту из восьми пунктов, которая ясно указывает на то, что глава государства берет на себя полномочия, не предусмотренные Конституцией.
Свободная Европа: Но никто не выступает против...
Игорь Боцан: Вот именно! Никто ему не перечит, и корни этого феномена — присвоения неконституционных полномочий — следует искать в определенной ситуации, которая сложилась в Республике Молдова. У нас технократическое правительство, которое, в принципе, не в состоянии формулировать и ставить перед собой задачи. И глава государства находит нужным... Он, как политик с самым высоким рейтингом доверия граждан, может взять на себя эту миссию...
Свободная Европа: А почему не Зинаида Гречаная — как лидер правящей партии и председатель парламента?
Игорь Боцан: Потому что Зинаиде Гречаной отведена определенная роль, которую она скромно играет, а глава государства этой осенью хочет получить новый мандат.
Свободная Европа: Но г-н Додон не уверен, что будет баллотироваться на выборах — по крайней мере, он так говорит...
Игорь Боцан: Это правда, он делал такие заявления. Но...
Свободная Европа: Кокетничает?
Игорь Боцан: Однозначно!..
...Полномочия, которыми он располагает, не дают ему права ставить задачи перед правительством. А если он это делает, значит, он готовит
эскиз предстоящей избирательной кампании, платформы, с которой он выйдет к гражданам.
Ставки просто огромные
Свободная Европа: Список достижений?
Игорь Боцан: Нет, это не список достижений. Предвыборная программа главы государства, с которой он вышел к народу в 2016 году, практически не выполнена, и глава государства понимает, что претворить ее в жизнь было невозможно.
Свободная Европа: Но если он формулирует более легкие задачи, например, 700 леев в порядке единовременной поддержки, или какие-то предсказуемые меры, — это значит, что он составил реальный шорт-лист, не так ли?
Игорь Боцан: Разумеется, и я хочу сказать, что в последний год своего мандата глава государства намерен показать хоть какие-то реальные достижения в экономической и социальной сферах, в инфраструктуре — и это намерение находит отражение в известном призыве президента, по поводу ориентира — восемь показателей на 2020 год.
Свободная Европа: Не напоминают ли нынешние действия Додона директивы, которые не так давно поступали от Демпартии и от ее лидера?
Игорь Боцан: Не думаю, что можно говорить о директивах, скорее, это опыт — и, надо признать, довольно успешный для Демпартии, в том смысле, что он способствовал росту ее рейтинга — который сейчас пытаются перенять социалисты. Подарки по случаю Рождества и Пасхи — «находка» г-на Плахотнюка, которая сыграла на руку ДПМ. И г-н Додон надеется, что этот опыт сослужит добрую службу и Партии социалистов.
Свободная Европа: Майя Санду, когда была премьер-министром, пыталась перетягивать одеяло на правительство. Та ситуация больше соответствовала Конституции?
Игорь Боцан: Майя Санду исходила из своих полномочий, предусмотренных Конституцией, — а у г-на Додона таких полномочий нет. Но, как я уже отметил чуть выше, он, вероятно, вправе, как политик с самым высоким рейтингом доверия со стороны граждан, поставить какие-то задачи перед правительством, которое он называет технократическим.
Демпартии есть что сказать. Эта партия сегодня недооценивается, — после ухода Плахотнюка
Свободная Европа: Мой вопрос предельно прост: является ли сейчас, или будет ли должность главы государства настолько аппетитной, чтобы за это кресло развернулась серьезная борьба в этом году?
Игорь Боцан: О, да! Особенно для г-на Додона и Партии социалистов. У них же в уставных документах заложена задача превратить Молдову в президентскую республику, и г-д Додон ясно заявил, что разговоры о восстановлении прежней процедуры избрания главы государства парламентом необоснованны, потому что партия, которую он возглавлял и неформальным лидером которой является по сей день, хочет, чтобы Молдова перешла к президентской форме правления.
Ставки просто огромные. И здесь сразу же возникают множество тонкостей относительно роли Демпартии. Именно Демпартия пять раз отстраняла главу государства от должности на пять минут, когда того требовали ее политические интересы...
Свободная Европа: А также значительно усекла его конституционные полномочия!
Игорь Боцан: Совершенно верно. Сейчас Демократическая партия, которая молчаливо поддерживает правительство Кику (а то ведь, по сути, является правительством Додона) и терпит эти выходы Додона на сцену. Это свидетельствует о том, что Демпартия кардинальным образом пересмотрела свое отношение к полномочиям главы государства и молчаливо их принимает. Но, опять же, это продиктовано обстоятельствами, которые сложились в Республике Молдова — и ситуацией, в которой оказалась сама Демпартия.
Свободная Европа: Маловероятно, что демократы найдут кандидата, способного загнать Додона в угол. А другие? Неужели не могут составить ему серьезную конкуренцию, пошатнуть его уверенность в том, что второй мандат у него как бы уже и в кармане?..
Игорь Боцан: Конечно, есть политические силы, способные составить конкуренцию Додону, но не Демпартии. Коль скоро ДПМ вновь вернулась к своей стратегии партии-шарнира, посредника, ей предстоит сыграть очень важную роль. ДПМ располагает самыми весомыми административными ресурсами на местном уровне, рекордным количеством мэров. Плюс она все еще контролирует медиахолдинг, — а такие ресурсы в предвыборной кампании, особенно в качестве «добавки» к ресурсам ПСРМ и г-на Додона, дорогого стоят!..
Свободная Европа: Могут сыграть определяющую роль.
Игорь Боцан: Конечно. Демпартии есть что сказать. Да, эта партия сегодня недооценивается, — после ухода Плахотнюка, но, как мы видим, она транслирует довольно тонкие сигналы.
У партий унионистов — а их наберется с десяток — нет людей, которые могли бы проводить серьезные кампании
Свободная Европа: Кому? Социалистам — или их противникам?
Игорь Боцан: Всем — и социалистам, и их противникам. Я имею в виду последнее из заявлений Андриана Канду, который сказал, что Демпартия готова сотрудничать и с левыми, и с правыми, следовательно, она берет на себя роль партии-шарнира после ухода г-на Плахотнюка, который, напомню, в 2012 году на съезде политформирования поставил задачу превратить партию в крупнейшую политическую силу.
Вот почему ДПМ возвращается к стратегии партии-шарнира и передает свои месседжи. Мы все понимаем, что именно Демпартия хочет этим сказать, а именно — что, поддерживая правительство Кику, демократы хотят добиться чего-то большего. И по-иному этот месседж интерпретировать нельзя!
Следовательно, г-ну Додону придется в предстоящей предвыборной кампании найти возможность удержать Демпартию рядом с собой, а Демпартии, как я уже говорил, есть чем помочь г-ну Додону на предстоящих выборах.
Свободная Европа: Если бы я был демократом, я бы обиделся за это название — партия-шарнир...
Игорь Боцан: Лет двадцать назад г-н [Думитру] Дьяков говорил иначе: партия, которая обладает золотой акцией.
Свободная Европа: Партия Джокера, я так понимаю, но вы говорите это с насмешкой — партия-шарнир, это же ваше изобретение!.. И все-таки, кого должен бояться Додон на предстоящих выборах — и почему? И кого он уже начинает опасаться?
Игорь Боцан: Думаю, самые серьезные опасения связаны с возможностью лишиться союза и хороших отношений с Демпартией. А что касается других опасений...
Свободная Европа: Никто в затылок не дышит?
Игорь Боцан: Зависит от того, как позиционирует себя Демпартия. Если она находит нужным поддержать второй мандат Игоря Додона, то ее шансы возрастают в разы. Если нет — результат будущих президентских выборов остается неопределенным.
Свободная Европа: А справа вы не видите никого, кто мог бы укрепиться и подняться на вершину рейтинга Додона?
Игорь Боцан: Почему ж нет! — вижу, но надо быть реалистами, и представителям унионистского движения, когда они строят какие-то планы, не мешало бы оглянуться на свои территориальные организации, оценить их возможности выдвигать кандидатов на должность мэров и местных советников — и понять, что, прежде чем стать сильными конкурентами, придется одну предвыборную кампанию посвятить работе на местах.
Скоро мы увидим, каковы истинные планы наших политформирований
Если говорить о севере и юге страны, то можно заметить, что, к сожалению, у партий унионистов — а их в стране наберется с десяток — нет территориальных организаций, и нет людей, которые могли бы проводить серьезные кампании уровня президентской на севере и юге Республики Молдова.
Свободная Европа: Поскольку зашла речь об унионистах, как вы считаете, кому важней договориться — лидерам, которые здесь, в Кишиневе, или тем, что в районах?
Игорь Боцан: В провинции пока некому договариваться. Как я уже сказал, во всей Молдове в районах есть более или менее серьезные структуры у социалистов, демократов и блока ACUM
Свободная Европа: А фронтисты — они сейчас где?
Игорь Боцан: Что касается фронтистов, то часть из них примкнула к партии «Шор». Взять хотя бы руководство Оргеевского района — любопытно, но те, кто боролся против вмешательства России в дела Молдовы, против двуглавой партии, сейчас стали членами этой партией, которая из «Равноправия» была переименована в партию «Шор».
Свободная Европа: Значит, с «плугушорул» пока ходит Додон?
Игорь Боцан: Так получается, исходя из тех восьми задач, которые поставил он перед правительством в начале 2020 политического года.
Свободная Европа: И очень скоро проверим, как идет их выполнение.
Игорь Боцан: Первый сигнал прозвучит 15 марта в Хынчештах, где будут выбирать нового депутата парламента вместо сложившего полномочия. Стратегии всех партий, в том числе унионистов, демократов и коммунистов, станут ясны 15 марта.
Свободная Европа: Лакмусовая бумажка или, как сказали бы наши юмористы, тест на беременность...
Игорь Боцан: Да, это так, долго ждать не придется, и скоро мы увидим, каковы истинные планы наших политформирований.