Лидер Демократической партии, бывший премьер-министр Павел Филип — о предвыборной кампании, коалициях и конкурентах, а также о будущем составе парламента.
Павел Филип: Ставки очень высоки, потому что парламентские выборы 11 июля — это продолжение осенней кампании президентских выборов, — я и тогда говорил, что это не просто голосование за кандидата на пост главы государства, — это было голосование, с помощью которого граждане Республики Молдова показали, что они выступают за смену власти в целом. Именно потому Демократическая партия покинула правящую коалицию, — для того, чтобы появилась возможность формирования нового правительства.
Свободная Европа: Как вы оцениваете совместное правление с Партией социалистов?
Со стороны лидера ПСРМ наблюдалось полнейшее отсутствие искренности
Павел Филип: Это было непросто, и хотя изначально мы были настроены оптимистично, потом довольно быстро стало понятно, что со стороны ПСРМ, или, точнее, со стороны их лидера наблюдалось полнейшее отсутствие искренности. Они пытались вести закулисные политические игры, так и не поняв принципы совместного управления на базе тогдашних политических соглашений.
Свободная Европа: Оглядываясь назад, можно ли говорить о том, что ДПМ помогла Игорю Додону в 2016 году стать президентом?
Павел Филип: Да, — тогда со стороны руководства партии прозвучало заявление о том, что мы поддерживаем Майю Санду, однако, в реальности были даны указания территориальным организациям оказывать помощь Додону.
Свободная Европа: Вы об этом сожалеете?
Павел Филип: Я во всем том участия не принимал.
Свободная Европа: Но ведь вы тогда работали в правительстве?
Павел Филип: Я был премьер-министром и отвечал за государственные дела, но я не принимал участия в избирательной кампании по выборам президента, а также я участвовал в партийной деятельности, за исключением тех обязанностей, которые касались кабинета министров.
Свободная Европа: Что вы можете рассказать о предвыборных обещаниях Демократической партии, насколько они убедительны, — ведь зачастую избиратели разочаровываются после того, как отдают свой голос?
Наш план для страны выстроен абсолютно логично: мы говорим, как достичь благосостояния, — ведь именно этого хотят граждане
Павел Филип: После того, как я представил план Демпартии для страны, я обратился ко всем политикам: давайте на этот раз проведем иную избирательную кампанию, без словесных баталий, без грязи, — чтобы была борьба идей и мнений относительно развития Республики Молдова. Мы разработали план для страны, я предложил и другим выступать с инициативами, которые, быть может, окажутся лучше, чем инициативы Демпартии.
Вы правильно спрашиваете — как людям верить политикам?! Кажется, Бисмарк говорил, что больше всего лжи звучит после охоты, во время войны и в ходе избирательных кампаний... Вот почему наш план для страны выстроен абсолютно логично: мы говорим, как достичь благосостояния, — ведь именно этого хотят граждане. И для того нужна экономика, в основе которой три фундаментальных направления — образование, инфраструктура и юстиция.
Есть и еще один очень важный элемент. Генри Форд говорил: «Я верю в Божью волю, — но во всем остальном вы должны представить мне свои аргументы и доказать правдивость своих заявлений». И вот, ДПМ говорит о том, что было сделано, что надо сделать, — я считаю, что это самый важный аргумент, — ведь доверять стоит именно тем, кто что-то уже сделал.
Свободная Европа: Есть и иные мнения — говорят же о том, что Демпартия захватила страну, что во время правления ДПМ испарился миллиард, и много другого тоже было...
Было правительство Демпартии, которым я имел честь руководить, и я не стыжусь того, что нам вместе с командой кабмина удалось достичь.
Павел Филип: Тогда Демократической партией руководил другой лидер, и потому необходимо разделять вопросы следующим образом: было правительство Демпартии, которым я имел честь руководить, и я не стыжусь того, что нам вместе с командой кабмина удалось достичь. А после 2019 года тех, кто некоторым образом негативно влиял на имидж ДПМ, больше в команде нет. Теперь у руля партии в основном — команда правительства, команда, с которой я работал в кабмине, посмотрите список кандидатов Демократической партии в депутаты, — там сразу несколько министров. Но также есть и председатели районов — г-н Буза, бывший глава района Хынчешть, г-жа Ротунду, председатель района Шолдэнешть, г-н Горбань, глава Кэушень, г-н Леука, глава Глодень, председатель Рышкань г-н Урзикэ, глава Фэлешть г-н Бабий, г-н Мунтяну из Сорок, — мы сформировали серьезную команду, и я призываю граждан, избирателей, сравнить партийные списки кандидатов!..
Свободная Европа: Вы перечислили семь или восемь бывших председателей районов, но многие граждане не слишком довольны тем, как работали районные структуры.
Павел Филип: Да, кстати, у нас еще есть и г-н Олэреску, председатель Чимишлийского района...
Нам нужна децентрализация, но в то же время пока районные советы — это важное звено.
Об административно-территориальной реформе идет много дискуссий, это абсолютно необходимая реформа, но только политики, как всегда, пытаются и тут спекулировать. Реформа нужна, но это не значит, что после нее сразу наступит счастье! Реформа административно-территориального устройства страны — не главный приоритет, нужно видение развития страны, план для страны, и надо рассказывать людям о том, как вы намерены решать проблемы, о том, где вы найдете деньги для инвестиций, и именно об этом мы и говорим.
Свободная Европа: Спрошу вас, как бывшего премьера, еще раз: зачем нужны районы?
Павел Филип: Для координации дел на районном уровне.
Свободная Европа: А некоторые мэры говорят, что деньги распределяют в зависимости от политической окраски местных властей...
Павел Филип: Нам нужна децентрализация, но в то же время пока районные советы — это важное звено. Есть деньги, которые выделяет правительство напрямую, и мы видели, что средства могут распределяться по политическим критериям... Когда был утвержден бюджет Республики Молдова, мы убедились в том, что наши мэры оказались в проигрыше, и только те, кто согласился под давлением вступить в Партию социалистов, или же выйти из Демократической партии, получили часть денег.
А потом в парламенте сформировалась коалиция между Шором, Додоном, Никифорчуком и Андронаки...
Свободная Европа: Когда следует проводить территориально-административную реформу, децентрализацию — если действительно будет политическая воля?
Павел Филип: Как премьер-министр я занимался и административно-территориальной реформой. Тут вариантов много, но, по большому счету, 80% мнений — не о том: все говорят про регионы, жудецы, муниципалитеты, о количестве населенных пунктов, которых надо объединять... Но административно-территориальная реформа — это не жудецы и не районы, это — комфорт для граждан, их доступ к государственным услугам, к здравоохранению, образованию, к полиции и судам, и т.д. Вот почему мы должны сначала все обсудить с представителями местной публичной власти, а после того, как все будет согласовано, нужно проводить реформу, но за год или два ее внедрить не получится, — например, в странах Балтии ее проводят уже лет 15, потому что после реформы надо строить дороги, развивать общественный транспорт, строить районные больницы, суды и все остальные учреждения, чтобы гражданин ощутил, что жить ему стало комфортнее.
Свободная Европа: Поговорим о голосовании диаспоры и избирателей из Приднестровья.
Павел Филип: Прежде всего, надо исходить из того, что это право, предоставленное Конституцией каждому гражданину Республики Молдова, — люди должны иметь возможность проголосовать. Поэтому следует создать абсолютно все условия для того, чтобы гражданин смог участвовать в выборах, но, в то же время, надо поставить заслон потенциально возможным нарушениям.
Свободная Европа: А вы бы поехали на левый берег Днестра — для предвыборной агитации?
Павел Филип: Мы туда поедем, когда нам дадут доступ, но вы же знаете, что политики не могут ездить в приднестровский регион, и им не разрешают проводить там агитацию.
Свободная Европа: Но если кандидаты не могут встречаться с избирателями, не значит ли это, что нарушения на выборах будут?
Павел Филип: Еще раз: мы должны создать все условия для того, чтобы наши граждане и жители левобережья Днестра могли проголосовать. Даже если у вас нет возможности вести там кампанию, люди могут получать информацию из сетей, узнавать новости, смотреть ток-шоу, так что у нас должны быть избирательные участки на территории, контролируемой властями Республики Молдова. Но когда людей организованно привозят спецтранспортом, когда им платят деньги, — это, конечно, мошенничество.
Свободная Европа: Финал приднестровского урегулирования сейчас ближе, дальше?..
Павел Филип: Во время работы в правительстве у меня был принцип — не надо концентрироваться именно на окончательном урегулировании приднестровского конфликта, приоритет номер один — обеспечить комфорт нашим гражданам в этом регионе, сделать так, чтобы они чувствовали, что Кишинев о них заботится. Давайте попробуем улучшить жизнь нашим гражданам, и тогда конфликт удастся решить намного проще. И второе: мы должны понимать, что на данном этапе дела зависят не только от позиции Кишинева, — и, быть может, не столько от диалога между Кишиневом и Тирасполем. Это во многом зависит от Москвы! Если бы удалось каким-то образом нейтрализовать внешнее влияние, то я считаю, что переговоры могли бы идти гораздо быстрее.
Свободная Европа: А что насчет голосования диаспоры?
Павел Филип: Безусловно, оно может стать решающим фактором, и мы видели это на президентских выборах. Да, внутри страны расклад тоже был понятен, но диаспора высказалась предельно четко.
Свободная Европа: Давайте поговорим о поствыборных сценариях. Кто и с кем мог бы войти в коалицию?
У нас будет проевропейская коалиция. И я уверен, что ДПМ станет частью этого большинства.
Павел Филип: Я абсолютно уверен, что, учитывая атмосферу в обществе, ситуацию после выборов президента, а также все, что произошло, у нас будет проевропейская коалиция — или даже проевропейское большинство в следующем парламенте. И я абсолютно уверен, что ДПМ станет частью этого большинства.
Свободная Европа: Судя по опросам, шансов у вас нет.
Павел Филип: Мы изучили степени погрешности — на местных выборах опросы давали Демократической партии 6%, а на самом деле мы получили 23%.
Свободная Европа: То есть, опросам вы не верите?
Павел Филип: Не то, чтоб я не верил в опросы, просто в нашей стране мало смотреть только на цифры, — политики должны по-другому читать данные опросов. Надо понимать, каковы тенденции.
Свободная Европа: А как влияют результаты социологических исследований на выбор избирателя?
Павел Филип: Определенно, влияют! Вот почему у нас так много социологических служб, и все понимают, что они представляют интересы той или иной партии. Политические партии пытаются влиять на граждан с помощью опросов...
Свободная Европа: Но вы в партии все же принимаете в расчет данные опросов?
Павел Филип: Конечно, мы все принимаем во внимание, а также понимаем влияние этих опросов, и мы пытаемся говорить людям правду.
Свободная Европа: Так сколько, по вашему мнению, получит ДПМ?
Павел Филип: Безусловно, мы рассчитываем на хороший результат на этих парламентских выборах.
Свободная Европа: Сколько это в мандатах?
Павел Филип: Хочу вам сказать, что вы удивитесь тому, какой результат получит Демократическая партия.
Свободная Европа: Судя по данным опросов, у блока Ренато Усатого и у партии «Шор» больше шансов преодолеть избирательный порог.
Если к власти придут пророссийские силы — это будет означать застой и откат Республики Молдова. А если проевропейские силы — это будет движение вперед.
Павел Филип: Есть разные опросы, разные мнения и разные выводы. У нас тоже есть свои внутренние опросы. В нынешней ситуации, когда налицо чрезмерная поляризация в обществе, я абсолютно уверен, что только у ДПМ — единственной политической партии — есть средство от этой поляризации и радикализации. Я говорю о команде Демократической партии и о человеческом потенциале. У нас 172 мэра, семь председателей районов, 200 членов райсоветов, 2300 местных советников, множество хороших людей в регионах, — мы сохранили развитую партийную структуру.
Свободная Европа: Г-н Филип, что будет, если к власти придут прозападные силы, и что будет, если к власти придут политики пророссийские?
Павел Филип: Если к власти придут пророссийские, или левые, это будет означать застой и откат Республики Молдова. А проевропейские силы — это движение вперед, выполнение Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Мы видим открытость со стороны Евросоюза, и Республика Молдова сможет повысить уровень жизни, — надеюсь, мы сможем достичь уровня жизни как в ЕС.
Свободная Европа: Судя по вашим заявлениям, вы готовы войти в коалицию с пропрезидентской партией «Действие и солидарность»?
Павел Филип: Мы сказали очень твердо и четко, что если раньше Демократическая партия колебалась и избегала говорить о том, что будет делать после выборов, то на этот раз мы заявляем, что обеспечим проевропейское большинство.
Свободная Европа: Вопрос от подписчика в Instagram — каково быть лидером партии, которая имела всю полноту власти в Республике Молдова, а нынче особой роли не играет?
Политический туризм — это часть общей политической культуры.
Павел Филип: Демократическая партия пережила довольно сложный период, предыдущая команда формировалась не мной, мы осудили прошлое ДПМ на заседании Национального политсовета. Сегодня люди, которые представляют Демпартию, команду Демократической партии, — люди, которые сопротивлялись искушениям, сопротивлялись давлению, поэтому с ними, я считаю, мы заложили фундамент сильной партии.
Свободная Европа: А как вы восприняли решение Иона Кику об отставке?
Павел Филип: Г-н Кику подал в отставку потому, что мы вышли из той правящей коалиции. Думаю, он не хотел оставаться премьер-министром, которого поддерживает партия «Шор».
Свободная Европа: Если вы в конце концов получите власть, как вы думаете, насколько легко будет вам работать с оппозицией ПСРМ-ПКРМ?
Павел Филип: В Молдове всегда есть оппозиция, и с оппозицией не всегда легко, но я думаю, что это не столь важно, — важнее решимость тех, кто будет в составе парламентского большинства.
Свободная Европа: В следующем парламенте уже не будет политических перебежчиков?
Павел Филип: Ну, этот вопрос избиратели задают на каждой встрече! Мы должны понимать, что политический туризм — это часть общей политической культуры. Если граждане не будут голосовать за тех, кто продавался, кто перешел из одной партии в другую, то я думаю, что в будущем этому явлению можно будет положить конец. Многие считают, что политический туризм надо запретить на уровне закона, но проблему так не решить, тут — вопрос политической культуры.
Свободная Европа: Но декларацию, осуждающую перебежчиков, парламент принял по инициативе ДПМ.
Павел Филип: За декларацию проголосовали и те, кто на следующий день перешел в другую партию. Поэтому я еще раз говорю: на уровне деклараций, и даже на уровне закона, процесс не остановить. И я объясню, почему. Даже если депутат останется в прежней фракции, но голосовать он будет вместе с другими, — что тут изменится? Абсолютно ничего.
Свободная Европа: Сколько вы тратите на эту избирательную кампанию?
ДПМ сейчас не может себе позволить предвыборные ролики на ТВ
Павел Филип: Все расходы абсолютно прозрачны, и хотя возможности скромные, мы, тем не менее, проводим хорошую кампанию.
Свободная Европа: И каковы будут финальные траты?
Павел Филип: Думаю, в районе полутора миллионов леев.
Свободная Европа: Почему я задаю этот вопрос — некоторые граждане говорят, что вместо таких огромных трат на избирательную кампанию, лучше бы направить эти деньги на повышение пенсий и зарплат.
Павел Филип: Тут и да, и нет, — когда у вас нет доступа к финансированию, и вы не можете проводить кампанию, то вместо вас кампанию проводят те, кто воровал.
Я знаю, сколько стоит брошюра, знаю, сколько стоит реклама, знаю, сколько стоит баннер, — и, к сожалению, ДПМ сейчас не может себе позволить предвыборные ролики на телеканалах. Не зря шли разговоры о партийном финансировании, это дело нужное и важное. Кажется, бывший премьер Сингапура говорил, что в бедной стране к власти приходят либо актеры, либо коррупционеры... Поэтому финансирование партий очень важно, и надо, чтобы у вас была возможность провести правильную информационную кампанию, — а не так, как те, кто скупает избирателей...