Российская вакцина против COVID-19 "Спутник V" имеет неожиданные побочные эффекты – политические. В этом в последние недели убедились некоторые страны Европейского союза.
Споры о возможности применения российской вакцины, пока еще ждущей утверждения Европейским агентством лекарственных средств (ЕМА), привели к смене на посту министра здравоохранения Чехии и отставке премьера Словакии. Между тем список европейских стран и регионов, начавших или готовых начать вакцинирование своего населения "Спутником V", расширяется. На днях его пополнила крупнейшая федеральная земля Германии – Бавария. В результате между земельными властями и правительством ФРГ возникло напряжение.
Германия: "дебаты о мираже"
Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (возможный кандидат в преемники Ангелы Меркель на посту канцлера Германии) сообщил на прошлой неделе, что его правительство подписало предварительное соглашение о производстве "Спутника V" на фармацевтическом заводе в городке Иллертиссен. Планируется выпустить 2,5 млн доз вакцины, которая может быть включена в программу вакцинации против COVID-19 уже в июле. Правда, в заявлении баварского премьера была важная оговорка, которую не заметили многие СМИ: "Если "Спутник" одобрят в Европе". То есть, несмотря на то что предварительное соглашение уже заключено, в Мюнхене не собираются действовать на опережение, начав прививать баварцев российской вакциной еще до того, как ее одобрит ЕМА.
Тем не менее в Берлине заявление Зёдера большой радости не вызвало – особенно если учесть, что вслед за Баварией интерес к "Спутнику" проявили и некоторые другие федеральные земли, например, Мекленбург – Передняя Померания. С другой стороны, Тюрингия, получившая от российских дистрибуторов вакцины предложение наладить ее производство, переадресовала его федеральному правительству.
Министр здравоохранения Германии Йенс Шпан отметил, что, хотя земли имеют право на автономную политику в этой области, ранее они договорились между собой о координации действий, касающихся поставок вакцин против COVID-19. Действия Баварии, по мнению Шпана, эту договоренность, достигнутую под эгидой федерального правительства, нарушают. А главное, считает министр, споры о "Спутнике" могут оказаться "дебатами о мираже": нынешние темпы поставок вакцин в Германию и другие страны ЕС западными производителями, прежде всего фирмами Pfizer и Moderna, чья продукция уже одобрена ЕМА, значительно возросли, и через 3–5 месяцев, когда к ним мог бы присоединиться "Спутник", необходимости в нем уже не будет.
Правда, как отмечает журнал Spiegel, политику самого Берлина в этом отношении нельзя назвать последовательной: еще в начале января в телефонном разговоре с российским президентом Владимиром Путиным канцлер Ангела Меркель живо интересовалась возможностями выхода "Спутника V" на германский рынок. При этом даже до апрельского ускорения темпы прививочной кампании в Германии были выше, чем в России. По данным, обнародованным Путиным 22 марта, в РФ с населением 143 млн человек "прививки первым компонентом сделали 6,3 млн". В Германии, по данным правительственного портала zusammengegencorona.de от 23 марта, привились первым компонентом 7,7 млн человек (при населении 83 млн).
В контексте отношений между ЕС и Россией я бы не сравнивал ситуацию со "Спутником V" с другими, чисто политическими проблемами
Немецкий политический аналитик Роланд Фройденштейн из Центра европейских исследований имени Вильфреда Мартенса в интервью Радио Свобода обращает внимание на то, что решение Баварии вновь нарушило принцип европейского единства в обеспечении граждан ЕС вакцинами против COVID-19. Однако этот принцип с самого начала оставался в основном на бумаге, отмечает политолог. "Главный мотив действий премьера Зёдера – ускорить процесс вакцинации населения, тем более что Германия сейчас борется с третьей волной пандемии. Но, конечно, трудно не увидеть во всё более активном внедрении российской вакцины в странах ЕС поражение общей стратегии Евросоюза в области вакцинации. В то же время я склонен согласиться с министром Шпаном: темпы прививания западными вакцинами в Германии в последнее время заметно возросли (по данным на 9 апреля, в стране применено более 17,5 млн доз. – РС), и вскоре весь нынешний ажиотаж исчезнет. Кроме того, в контексте отношений между ЕС и Россией я бы не сравнивал ситуацию со "Спутником V" с другими, чисто политическими проблемами, такими как конфликт на востоке Украины. Здесь позиция Евросоюза вполне четкая и единая".
Словакия: как премьер Матович "Спутник" закупал
Самые бурные политические последствия имела "инъекция" российской вакцины для Словакии. В начале года тогдашний премьер-министр Игор Матович договорился с российскими производителями о поставках в его страну 2 млн доз "Спутника V". В марте в Словакию прибыла первая партия – 200 тысяч доз. Однако выяснилось, что, заказав российскую вакцину, Матович действовал на свой страх и риск и не поставил в известность своих партнеров по правящей коалиции (в нее входят четыре партии). Разразился политический кризис: Матович давно подвергался критике за непоследовательную политику и эксцентричное поведение, и история со "Спутником" стала последней каплей. После того как его кабинет покинули все ключевые министры, Матович с крайней неохотой подал в отставку. Он добился, однако, необычной "рокировки", став вице-премьером и министром финансов, в то время как премьерский пост занял бывший глава финансового ведомства Эдуард Хегер.
7 апреля Словацкий государственный институт контроля за лекарствами (ŠÚKL) выразил серьезные сомнения в возможности применения "Спутника V" в Словакии, поскольку предоставленная российской стороной документация выглядит недостаточной. День спустя ŠÚKL подтвердил ранее появившиеся в словацкой прессе сообщения о том, что поставленная в страну вакцина не идентична той, которая представлена для утверждения европейскому агентству ЕМА. В ответ Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), занимающийся распространением "Спутника V" за пределами России, обвинил ŠÚKL в "акте саботажа" и в том, что образцы вакцины были направлены на исследование в лабораторию, которая не имеет соответствующей авторизации европейского уровня:
Российская сторона потребовала возврата уже поставленных в Словакию вакцин. В Москву отправился пониженный в должности Игор Матович, который заявил, что ему удалось добиться того, чтобы для Словакии "остался открытым доступ к "Спутнику", но подробностей не привел. Зато в своем фейсбуке экс-премьер разразился руганью в адрес оппонентов:
"Они довершили свое дело – бреднями, которые Denník N (словацкая либеральная газета. – РС) разнес по всему свету, вынудили русских сказать "Хватит!" и потребовать от нас возврата "Спутника" и разрыва контракта. ПОЗДРАВЛЯЮ, ИДИОТЫ! Вы взяли в заложники здоровье миллионов людей в Словакии! Откройте шампанское".
Ситуацию для Радио Свобода комментирует научный сотрудник Университета Яна-Амоса Коменского (Братислава) Алексей Кожарский:
– Матович зачастую действует импульсивно, спонтанно, пытаясь создать себе образ искреннего, человечного политика, но иногда его поведение выходит за рамки всех мыслимых приличий. История со "Спутником" – один из многих скандальных эпизодов, но на сей раз в политику вмешалась геополитика. В то же время это не свидетельствует о какой-то особой пророссийской ориентации бывшего премьера, а скорее о его неразборчивости и эксцентричности. Из-за своего поведения за год с небольшим Матович превратился из популярного политика, неожиданно выигравшего выборы, во всеобщий раздражитель.
За "Спутником" стоят российские власти, а они создали себе международную репутацию лживых и ненадежных партнеров
О "Спутнике" мы пока точно не знаем, хорош он или нет, но и с другими вакцинами тоже не всё ясно. Беда, однако, в том, что за "Спутником" стоят российские власти, а они создали себе международную репутацию лживых и ненадежных партнеров. Стоит ли удивляться, что после допинговых скандалов на Олимпиаде люди с подозрением относятся к российской вакцине? Согласно результатам исследования, проведённого по просьбе словацкого правительства Государственным институтом контроля за лекарствами, полученная из России вакцина не идентична той, результаты тестирования которой были опубликованы в феврале авторитетным медицинским журналом The Lancet. Это, разумеется, вызывает вопросы.
С другой стороны, Игор Матович апеллирует к соцопросам, согласно которым якобы около 11% процентов словаков не согласны ни на какую другую вакцину, кроме "Спутника". Опросы показывают сильный разброс в зависимости от политических взглядов, и у "Спутника" одновременно сильный "антирейтинг", – отмечает Алексей Кожарский.
Чехия: кто ответит за смерти?
В минувшую пятницу в Чехии сменился уже четвертый за время пандемии COVID-19 министр здравоохранения. Ян Блатны, занимавший этот пост всего пять месяцев, был уволен, причем это решение, принятое премьер-министром Андреем Бабишем, президент Чехии Милош Земан сопроводил резким комментарием. По мнению Земана, своим отказом применять в Чехии российские и китайские вакцины, не одобренные ЕМА, Блатны "вредил стране и несет часть ответственности за судьбы людей, которые в результате умерли. Идеологическая истерия здесь ни к чему". Новый министр Петр Аренбергер известен более благосклонным отношением к "Спутнику V". Он не исключил, что разрешит его клинические испытания и последующее применение в Чехии, если испытания принесут обнадеживающие результаты.
Чехия плохо справляется с пандемией: от коронавирусной инфекции в стране за год умерли более 27 тысяч человек. Темпы вакцинации долгое время были весьма низкими и только в последние недели ускорились: по данным на 10 апреля, в 10-миллионной стране применено чуть более 2 млн доз вакцин, больше всего – производства компании Pfizer. (Количество доз, напомним, не соответствует числу полностью привитых людей, поскольку применение большинства вакцин идет в два приема). Именно вакцина Pfizer, по итогам недавнего опроса, наиболее популярна среди чехов: привиться ею хотели бы 40% респондентов. "Спутник V" на 5-м месте, его "рейтинг" – 11%. Наименее популярна продукция китайского производителя Sinopharm, которой доверяет лишь 1% опрошенных.
Аргументы сторонников российской вакцины в недавнем интервью привел президент Земан, давно пользующийся репутацией одного из наиболее благожелательно настроенных к Москве и Пекину европейских политиков: "Если бы у нас хватало вакцин, к чему мне бороться за "Спутник V" и Sinopharm? Все признают, что вакцин не хватает, а значит, можно либо закрыть на это глаза и ожидать решения ЕМА, либо быть активными и предотвратить смерти".
Аргументы скептиков (не только чешских) излагает аналитик в области информационной безопасности Вит Кучик: "Спутник V", очень вероятно, – эффективная и безопасная вакцина, сопоставимая с западными. Увы, это не столь существенно, потому что Кремль использует эту продукцию в иных целях. Если бы "Спутник V" служил именно как вакцина, не было бы препятствий сертифицировать его на международном уровне гораздо раньше, при этом активно используя его в кампании вакцинации прежде всего в самой России. Возможные избытки вакцины можно было бы продать за границу, где благодаря своевременной сертификации она бы спокойно использовалась наравне с остальными. На самом же деле мы видим, что Россия не спешила с международной сертификацией "Спутника V", объем производства этой вакцины едва удовлетворяет внутренний спрос, а грандиозные обещания поставок за рубеж либо невыполнимы, либо могут быть исполнены только за счет резкого ограничения доступа к вакцине самих россиян. Это немного напоминает сталинские поставки зерна будущим советским сателлитам в 1947 году, когда в ряде регионов самого СССР были засуха и голод".
Венгрия: китайский синдром
Венгрия остается единственной страной Евросоюза, применяющей не только "Спутник V", но и китайские вакцины против COVID-19, прежде всего Sinopharm. Они получили одобрение на национальном уровне, а дожидаться решения ЕМА правительство Виктора Орбана не стало. Вину за то, что ему пришлось искать поставщиков на востоке, Будапешт не без удовольствия возлагает на Брюссель. Статс-секретарь венгерского правительства Золтан Ковач заявил на днях, что в Венгрии используются "только вакцины, получившие одобрение специалистов как безопасные и эффективные", а поиск альтернативных источников вакцин был обусловлен провалом общеевропейской прививочной стратегии.
На прошлой неделе венгерские власти сообщили, что прививки от коронавирусной инфекции получили более 25% жителей страны, и объявили о смягчении ряда противоэпидемических мер. В феврале и начале марта Венгрия имела одни из худших в Европе показателей заражения COVID-19. Сейчас она относится к группе стран, лидирующих по числу вакцинированных в пересчете на 100 человек населения:
При этом значительную часть этого успеха обеспечил не "Спутник V", а вакцина Sinopharm, которой привились примерно 700 тысяч венгров. Правительственная кампания, пропагандировавшая прививки любой вакциной, возымела действие: если еще в феврале от вакцинации китайской продукцией отказывались более трети пациентов, то сейчас отказы стали единичными. По данным последних опросов, китайской вакцине доверяет 55% жителей страны. Ею привился и премьер Орбан.
Что касается "Спутника V", то Венгрия примет участие в разрешении описанной выше словацкой коллизии с российской вакциной. Игор Матович, посетивший Будапешт сразу после поездки в Москву, привез оттуда обещание венгерского правительства провести анализ образцов "Спутника", уже поставленного в Словакию из России. Учитывая исторически непростые отношения между двумя соседними странами, нетрудно предположить, что в Будапеште дали это обещание, как принято говорить в таких случаях, "с чувством глубокого удовлетворения".