Linkuri accesibilitate

«Сразу после выборов мы потребуем четкой европейской перспективы для Молдовы»


Зигфрид Мурешан
Зигфрид Мурешан

Зигфрид Мурешан — о коалиции, вступлении в ЕС и унире

Национал-либеральная партия (НЛП) Румынии начала в Молдове кампанию по выборам Европарламента. Депутат Европарламента Зигфрид Мурешан, находившийся в Кишиневе по этому случаю, рассказал Свободной Европе о том, каким он видит выход из политического тупика, в котором оказалась Молдова, как оценивают ситуацию в Брюсселе, и каковы шансы на унирю – объединение Румынии и Молдовы.

Свободная Европа: Вы завершили свой мандат евродепутата и надеетесь на переизбрание. За годы работы в Брюсселе вы неоднократно приезжали в Кишинев. Какой была Республика Молдова в начале вашего мандата – и как она изменилась?

Зигфрид Мурешан: С первого дня работы в Европарламенте я включил Республику Молдова в список приоритетов. Именно этим определился мой выбор – я решил стать членом Делегации Европарламента именно по Республике Молдова. Не Делегации по сотрудничеству с США, Японией, Австралией, Индией или какой-либо другой великой державы или страны с экзотическим статусом.

Я сказал себе: «Нет, я буду заниматься Республикой Молдова». И, смею утверждать, за время моего мандата многое удалось сделать. Прежде всего, это касается европейских фондов – в 2014-2020 гг. Республике Молдова решено было выделить 746 млн евро. И с каждым годом нам удавалось хоть немного, но увеличить изначально запланированную сумму.

В 2018 году, когда я был генеральным докладчиком, главным переговорщиком по всему бюджету Евросоюза, удалось выделить Республике Молдова под конкретные проекты 50 млн евро – против 33 млн, что было годом раньше. Благодаря финансовой помощи, которая поступала в Республику Молдова с 2014 года, отремонтировано 700 км дорог, 15,7 тыс. домохозяйств были подключены к водопроводу, в 225 школах и детсадах установлены современные отопительные системы на биомассе, около тысячи студентов начали обучение в странах Евросоюза.

Помощь, поступившая по линии ЕС, стала конкретными делами для граждан, жизнь которых изменилась в лучшую сторону. Хотя, конечно, политическую ситуацию в Молдове в 2019 году идеальной не назовешь.

Европейская политика несравненно более прозрачная, чем молдавская – и даже румынская

Свободная Европа: Насколько вы поддерживали Республику Молдова, настолько критиковали ее власть. Это конструктивная критика, но почему ее так болезненно восприняли в Кишиневе?

Зигфрид Мурешан: Дело в том, что ситуация в Республике Молдова идентична ситуации в Румынии. И тут, и там надо проводить четкую грань между гражданами – и правительством.

Граждане Румынии стремятся к европейским ценностям, они хотят правосудия по-европейски, хотят справедливости. Два года они выходят на улицу в попытке отстоять свои права, требуя качественного управления – и протестуют под флагом Евросоюза. Евросоюз это видит и говорит румынскому народу – браво! Но Евросоюз видит и румынское правительство, власть страны, которая ухудшает законодательство и пытается замять борьбу с коррупцией.

Евросоюз проводит четкую грань между румынским народом и румынскими политиками, которые, увы, сегодня управляют страной. Такая же ситуация наблюдается и в Республике Молдова. Так что на ваш прямой вопрос дам не менее прямой ответ: Европа оценивает это правительство, как, впрочем, и любое другое, в зависимости от результатов и от выполнения своих обязательств. В этом плане скажу одну вещь: если правительство пересматривает законодательство о выборах в нарушении своих европейских обязательств, то, естественно, Евросоюз перестает доверять такой власти.

Свободная Европа: Официальный Кишинев упрекнул вас в явной симпатии к проевропейской оппозиции. Блок ACUM прошел в парламент Республики Молдова. А в Брюсселе ведутся какие-то закулисные игры?

Зигфрид Мурешан: Нет, европейская политика несравненно более прозрачная, чем молдавская – и даже румынская. Моя позиция всегда была предельно ясной, она опиралась на мнение граждан. Я встречался с людьми, выслушивал их, и люди говорили: «Мы хотим в Европу, но нам нужна поддержка, помогите нам пробиться сквозь политиков, которые вершат дела у нас в Молдове».

То же самое говорят и граждане Румынии: «Мы ждем помощи от Европы, но хотим, чтобы эта помощь поступала в соответствии с четкими правилами, в рамках ясно оговоренных условий, чтобы деньги доходили до адресата, то есть, до граждан».

Свободная Европа: В чем состоит ошибка власти?

Зигфрид Мурешан: В том, что власть не сдержала собственных обещаний. В этом была самая большая ошибка, а в Европе доверие потерять легко – завоевать его трудно!.. Изменение законодательства о выборах – демонстративное, невзирая на рекомендации и заключение Венецианской комиссии и экспертов – сильно разочаровало Европу. А непризнание выборов в Кишиневе вообще отдельная тема!..

Честно скажу, в 2017 году, когда мы обсуждали вопрос о выделении Молдове дополнительно 100 млн евро в порядке макрофинансовой помощи, то увязали это с конкретными условиями, в числе которых – соблюдение демократических стандартов, свободные выборы, многопартийная система... Я собственной рукой вписал эти условия в заключение комиссии Европарламента по бюджету. На тот момент ни я, ни остальные члены Европейского парламента даже предположить не могли, что ситуация настолько деградирует, что все эти условия Молдова проигнорирует. Они были, скорее, мерой безопасности, подушкой безопасности... Но и это не помогло, не удержало официальный Кишинев от опрометчивых шагов.

Свободная Европа: Как следует вести переговоры новому молдавскому правительству – если, разумеется, оно будет создано, иначе нас ждут досрочные выборы – с Брюсселем, чтобы эти 100 млн евро к нам все-таки поступили?

Зигфрид Мурешан: Ну, прежде всего надо исходить из того, что эта помощь одобрена в сентябре 2017 года, и предложение действительно в течение двух лет. Так что время уже поджимает, эти деньги не могут до бесконечности лежать законсервированными в бюджете Евросоюза ради нужд Республики Молдова.

Связи с ЕС намного крепче и куда благоприятнее, чем связи с Российской Федерацией

Осталась самая малость – освоить их. Но без проевропейской власти, у которой слова не расходятся с делом, это вряд ли получится. Необходимо выполнить все те условия, которые были прописаны – свободные и демократичные выборы, многопартийная система, а затем – все требования, касающиеся юстиции, борьбы с коррупцией и отмыванием денег, с ответом на вопрос: «Где миллиард?»

Свободная Европа: Как вам известно, в Молдове сейчас полнейшая политическая неопределенность. По результатам выборов в парламент прошли четыре партии, которым никак не удается сформировать большинство. Как вы считаете, коалиция кого с кем выглядит наиболее перспективно?

Зигфрид Мурешан: Из трех более или менее крупных групп – блок ACUM, Демпартия и Партия социалистов – только одна действительно проевропейская. Это блок ACUM.

Свободная Европа: Но у блока лишь 26 мандатов.

Зигфрид Мурешан: Это так. И за это, скорее всего, надо сказать «спасибо» новой избирательной системе, не говоря уж о давлении, которое со всех сторон оказывалось на блок во время предвыборной кампании.

Но даже в таких условиях блок добился очень хорошего результата. В рамках моего визита в Кишинев мы встретимся с представителями проевропейских составляющих блока ACUM, посмотрим, какие у них есть мысли по этому поводу. Но я еще раз подчеркну: только они могут вести Республику Молдова в Евросоюз.

Свободная Европа: Они – с кем?

Зигфрид Мурешан: Любая другая комбинация, любая коалиция двух из этих трех партий означает… Выбор здесь небольшой: либо Республика Молдова идет в сторону Евросоюза – либо стагнация. Риск огромный! Молдова может потерять еще несколько лет. А это жизнь конкретных людей... Поэтому стагнации допускать нельзя.

Свободная Европа: Вы считаете, что Демпартия уже не является проевропейской?

Зигфрид Мурешан: Я об этом говорил еще в 2015 году, когда они вместе с социалистами и коммунистами свергли проевропейское правительство. С того самого дня Демпартия для меня перестала быть проевропейской. И, к сожалению, к большому сожалению все ее дальнейшие действия лишь подтверждали мою правоту. Но в жизни, правда, бывают и сюрпризы. Посмотрим, что день грядущий нам в этом смысле покажет...

Свободная Европа: Социалисты говорят, что Молдова должна поддерживать хорошие отношения и с Востоком, и с Западом.

Зигфрид Мурешан: Около 70% товарооборота Республики Молдова приходится на Европейский союз, и только 15% – на страны СНГ. И пусть социалисты не пытаются убедить нас в том, что Молдова находится на полпути между Еврсоюзом и СНГ!.. Молдова – европейская страна, и она должны двигаться в сторону Евросоюза. Связи с ЕС намного крепче и куда благоприятнее, чем связи с Российской Федерацией. Сравните хотя бы эти цифры – 70% и 15%, это же о многом говорит!

Чтобы Молдова решительно продвигалась по пути в Европу, ей необходим сильный и вызывающий доверие адвокат в Бухаресте

Так что это все сказки, – что место Республики Молдова – одной ногой на Востоке и другой на Западе. Сказки, и ничего более! Евросоюз должен дать Молдове четкую европейскую перспективу, которая притягивала бы ее, как магнит. И мы, европарламентарии Национал-либеральной партии, сразу же после выборов в Европарламент потребуем четкой европейской перспективы для Республики Молдова.

Помните, в 2014 году новый председатель Европейской комиссии заявил: «До 2019 года никакого расширения!» Этим он сильно разочаровав и балканские страны, и Республику Молдова. Тогда сказали «нет!» – и сейчас наш долг получить благоприятный ответ для Республики Молдова, и именно это является приоритетом номер один для НЛП на ближайшие пять лет.

Мы внесем это предложение сразу же после выборов в Европарламент, и вы – первые, кому я об этом говорю: этот пункт будет вписан, вернее, он уже вписан в нашу программу, и будет в скором времени представлен в рамках предвыборной кампании НЛП на следующий пятилетний мандат в Европарламенте.

Свободная Европа: Но вы не ответили на вопрос о том, насколько целесообразным представляется вам вариант, при котором социалисты вместе с блоком ACUM договорятся и возьмут на себя управление страной на следующие четыре года? Можно ли это рассматривать как спасательный круг для Республики Молдова?

Зигфрид Мурешан: Честно скажу, я не отношу социалистов к проевропейцам. Они никогда не были проевропейцами, а правящий альянс между двумя несовместимыми партиями рискует стать тормозом для страны, может привести к стагнации. Конечно, мы обсудим эти вопросы с Майей Санду и Андреем Нэстасе, посмотрим, что они скажут. А я повторю еще раз: не стреножьте Республику Молдова, не держите ее в подвешенном состоянии, не дайте ей простаивать! Это самая большая угроза. Давайте вместе искать выход, давайте поможем стране обрести, наконец, достойную проевропейскую власть.

Свободная Европа: О чем говорит тот факт, что румынские политики зачастили в Республику Молдова? Они едут сюда в погоне за дополнительными голосами – или же Молдова вызывает искренний интерес со стороны Румынии?

Зигфрид Мурешан: Что касается меня, то здесь все как раз наоборот: в Республику Молдова я приезжаю сейчас значительно реже – сейчас в предвыборный период, – чем делал это раньше. Выборы в Европарламент состоятся 26 мая. Да, я баллотируюсь на выборах, и я приехал сказать людям, что сделал за пятилетний мандат в Европарламенте, что намерен сделать в последующие пять лет. Но я приехал только один раз – и на один день.

Гораздо чаще я бывал тут между выборами, как правило, тогда, когда Республика Молдова нуждалась в помощи – в мониторинге президентских выборов, в подготовке президентских выборов. Как глава делегации Европейской народной партии я призывал проевропейские партии Республики Молдова идти на выборы единым фронтом, выдвинуть одного кандидата; и этот призыв себя более чем оправдал. В результате Майя Санду прошла во второй тур с определенными шансами на победу.

Я приезжал в Республику Молдова и как председатель комиссии по бюджету Европарламента с оценочной миссией – посмотреть, как расходуются здесь европейские фонды, как можно оптимизировать этот процесс. Так что прежде я бывал здесь чаще, чем вы можете видеть меня здесь в рамках предвыборной кампании.

Свободная Европа: Я спрашивала, вызывает ли Республика Молдова искренний интерес со стороны Румынии…

Зигфрид Мурешан: Чтобы Республика Молдова могла приблизиться к Европейскому союзу, ей нужен сильный адвокат в лице румынского правительства, который поддерживал бы ее на этом нелегком пути. Увы, в последние годы Республика Молдова не представляла особого интереса для официального Бухареста, более того – и сегодня она не числится среди приоритетов политической повестки Румынии.

Я могу сделать больше для ускорения европейского курса Республики Молдова, чем для воссоединения двух государств

За два с половиной года, что у власти находится Социал-демократическая партия, ничего конкретного для Республики Молдова не было сделано. Румынское правительство умудрилось и себя дискредитировать в глазах Европейского союза, а для того, чтобы Молдова решительно продвигалась по пути в Европу, ей необходим сильный и вызывающий доверие адвокат в Бухаресте, адвокат, который помог бы заручиться поддержкой остальных европейских стран.

Свободная Европа: Почему в списке кандидатов от вашей партии в Европарламент нет ни одного гражданина Республики Молдова?

Зигфрид Мурешан: Я думаю – нет, не думаю, а уверен! – что председатель НЛП по Республике Молдова Адриан Дупу, политик сравнительно молодой, фигурирует в этом списке, и он будет рядом с нами на встречах с бессарабскими румынами. Республика Молдова важна для нашей партии; как я уже говорил, и я, и многие из моих коллег неоднократно приезжали в Республику Молдова за время исполнения мандата. Председатель партии Людовик Орбан присутствовал на церемонии презентации блока ACUM, был рядом с Андреем Нэстасе в кампании по выборам кишиневского мэра. И мы будем рядом с ними каждый раз, когда в этом возникнет необходимость. Людовик Орбан и я неоднократно поднимали на международных платформах вопрос о ситуации в Республике Молдова, и эти обсуждения нередко приносили конкретные результаты.

Свободная Европа: А унионизм – каковы шансы у этого движения?

Зигфрид Мурешан: Скажу прямо и искренне: я – за воссоединение Республики Молдова и Румынии. Триколор – он ведь один... Посмотрите на меня: и здесь, в вашей студии, я при галстуке и с триколором. Итак, первое – я сам убежденный сторонник Унири. Второе: как политик, я должен говорить людям правду. А правда состоит в том, что объединение в одночасье не свершится.

Возьмем последние 4-5 лет, помните, многие политики уверяли, что Униря пройдет в 2018 году, в Год столетия Объединени, или, в крайнем случае, в 2019-м. Но оказалось, что эти политики ошибались, они подавали людям пустые надежды. А реальность такова, что при нынешнем раскладе крайне трудно делать какие-либо прогнозы. И мы должны это понимать. Поэтому скажу еще раз: я всей душой за унирю, но говорить, что Объединение состоится за 2-3 года – это значит обманывать людей, вселяя ложные надежды.

И, в-третьих, я твердо знаю, что можно и нужно делать сейчас – надо дать Республике Молдова четкие и ясные европейские перспективы, ускорить ее интеграцию в Европейский союз. Для этого необходимо, чтобы в Кишиневе установилась проевропейская власть – и чтобы в Бухаресте правительство вызывало доверие.

Кроме того, разумеется, необходима открытость со стороны Евросоюза, Европарламента, в первую очередь. Как евродепутат – и я об этом уже говорил – я могу сделать больше для ускорения европейского курса Республики Молдова, чем для воссоединения двух государств. Несмотря на то, что я всем сердцем за Унирю! Такое решение может быть принято только здесь, в Кишиневе. Это выбор исключительно граждан Республики Молдова!..

XS
SM
MD
LG