В КС прошло четвертое заседание, на котором решают судьбу партии «Шор». Как и предыдущие, оно проходило на фоне протеста и продлилось около семи часов. Полиция изъяла у двух участников протеста ножи. Адвокаты партии «Шор» назвали протест спонтанным и рассказали, что не знают, кто помог установить сцену перед КС и привез его участникам микрофону. Адвокат Аурел Коленко рассказал, что перед КС был и второй протест, участники которого выступили против «Партии Шор».
В начале заседания 15 мая адвокаты представили несколько видеозаписей, которые, по их мнению, должны были доказать, что партия «Шор» устраивала мирные протесты. Они настаивали, что партия не создавала никаких неконституционных структур, которые действуют параллельно органам власти. Речь идет о народном трибунале, народном правительстве, «Комитете народного спасения» и организации «Народный щит».
Марина Таубер и трое адвокатов партии настаивали, что хотя на протестах приняли резолюции о создании таких структур, в реальности, они никогда не работали. Исключением является «Народный щит», которую зарегистрировали бывшие сотрудники правоохранительных органов. По словам Таубер, между «Народным щитом» и партией «Шор» нет юридической связи, хотя первые принимают участие в протестах, которые проводят вторые.
Еще адвокаты добивались того, чтобы на заседании показали видеозаписи протестов в Грузии, но судьи им этого не разрешили. Адвокаты настаивали, что, хотя во время протестов в Грузии пострадали сотни полицейских, власти Молдовы посчитали их демократическими. Таубер пожаловалась, что на мирных протестах «партии Шор», на участников нападали полицейские.
Где Илан Шор?
Глава КС Николай Рошка попросил представителей партии «Шор» объяснить, почему Илана Шора нет на заседании суда. Адвокаты сообщили, что Шор готов подключиться к заседанию по видеосвязи. Аурел Коленко заявил, что его подзащитный покинул Молдову из-за того, что его жизнь была в опасности.
Марина Таубер же рассказала, что Шора убедили уехать за границу члены партии: «В один момент, когда мы команда господина Илана Шора почувствовали, что его жизнь и безопасность, мы посоветовали ему покинуть страну».
Адвокат, который представляет интересы правительства, Эдуард Дигоре спросил, к какому лагерю относился Илан Шор во времена захваченного государства. (Во времена правления Демпартии 2016–2019 Молдову считали захваченным государством, так как все госинституты страны подчинялись олигарху Владимиру Плахотнюку).
«Илан Шор сам был захваченным в тот момент со всех точек зрения: юридической, уголовной, гражданской», — ответил Коленко. Также адвокат сообщил, что Израиль уже отклонил два запроса об экстрадиции Илана Шора и теперь рассматривает третье заявления.
### Vezi și... ### Сколько денег прокуроры изъяли у партии «Шор»Вопросы об отношениях с Россией, войне с Украйной и евроинтеграции
Большинство вопросов Дигоре представители партии «Шор» оставили без ответа, отмечая, что вопросы не имеют прямого отношения к запросу правительства и являются политизированными. Например: за что Илана Шора приговорили к 15 годам тюрьмы, почему против Марины Таубер завели уголовное дело, получала ли партия финансирование из украденного миллиарда и поддерживает ли она евроинтеграцию.
На вопрос, какие отношения у партии «Шор» с Россией, ответили и Марина Таубер и Аурел Коленко. Оба заявили, что «нужно иметь хорошие отношения, хоть с Россией, хоть с США».
Без ответа остался и вопрос, считает ли партия «Шор», что в связи с войной в Украине, некоторые манифестации могут нанести ущерб безопасности Молдовы. Дигоре также поинтересовался участвовала ли Россия в организации протестов, которые проводила партия «Шор». Марина Таубер ответила, что причиной протестов был серьезный кризис, а ни одна страна не участвовала в протестах.
Другой адвокат правительства Инна Бостан спросила, что Таубер имела в виду, когда заявила, что премьер-министр Дорин Речан и президент Майя Санду готовят провокацию в Приднестровье и готовятся закупить 3 тыс. граобов. Таубер ответила, что сделала «адекватное политическое заявление». Она настаивала, что, придав факт огласке, сорвала план властей.
«Господин Дигоре задает вопросы, которые касаются не конституционности партии «Шор», а внутренней и внешней политики», — заявил Коленко. Адвокат Денис Калайда отметил, что слова Таубер были способом призвать властей к внимательности и ответственности, в контексте войны с Украиной.
КС начал рассматривать запрос правительства об объявлении партии «Шор» неконституционной 10 мая. Ожидается, что слушания продлятся до 17 мая. Первое заседание продлилось около 7 часов, в основном его посвятили рассмотрению заявления об отводе председателя КС Николая Рошкэ. Заявление об отводе отклонили. На заседании 11 марта представители правительства представляли свои аргументы и доказательства, а 12 марта свои аргументы и доказательства представила партия «Шор».