Что означает референдум по отмене смешанной избирательной системы в Молдове

Избирательные округа Кишинева после утверждения смешанной системы выборов

Интервью председателя Центризбиркома Алины Руссу

Представители НПО считают, что инициированный гражданами законодательный референдум – единственная возможность добиться отмены реформы избирательной системы, принятой парламентом Молдовы. О процедуре организации плебисцита Свободная Европа беседует и председателем ЦИК Алиной Руссу.

Свободная Европа: Какова процедура организации референдума, начиная с регистрации инициативы?

​​Алина Руссу: Как предусматривает национальное законодательство, в настоящий момент в Республике Молдова возможно проведение следующих видов национальных референдумов: консультативного, законодательного, референдума по отзыву главы государства и конституционного референдума. Сейчас мы на этапе организации законодательного референдума, в рамках которого на суд общественности будет вынесен проект закона, который предстоит принять всенародно на референдуме.

Первый шаг: необходимо, чтобы инициативная группа была зарегистрирована в Центральной избирательной комиссии. В инициативную группу должны войти минимум 300 человек с правом голоса. После рассмотрения запроса Центризбирком примет решение о регистрации инициативной группы и выдаче подписных листов, затем начинается сбор подписей, на что отводится не менее двух и не более трех месяцев.

После проверки подписных листов вся информация передается в парламент, который в шестимесячный срок с момента получения предложения об инициировании референдума примет решение.

Согласно действующему законодательству, существует три варианта: выносится постановление об организации референдума, который может быть проведен минимум в 60-дневный срок с момента принятия решения; выносится постановление об отказе в проведении референдума – если его инициаторами выступили депутаты, или же принимается постановление о решении тех проблем, которые предполагалось вынести на референдум.

Есть и еще одна норма, которой не следует пренебрегать – она касается ограничений республиканского референдума: он не может проводиться в течение 60 дней, предшествующих, и 60 дней, следующих за днем проведения парламентских и всеобщих местных выборов, а также в день проведения другого республиканского референдума.

Свободная Европа: Заявления спикера Андриана Канду о том, что он лично может найти денежную сумму, необходимую для проведения плебисцита, – что это означает?

В истории Молдовы законодательных референдумов вообще не проводилось

Алина Руссу: Центризбирком может инициировать процедуру организации и проведения референдума или других выборов только при наличии финансового покрытия акции. Потому что, согласно Кодексу о выборах, все выборы проводятся за счет бюджетных средств Республики Молдова. Если речь идет о внеочередных или незапланированных выборах, соответственно, мы должны располагать вариантами решения финансовой стороны вопроса.

Свободная Европа: Вы допускаете проведение референдума на внебюджетные деньги? Или это беспрецедентный вариант?

Алина Руссу: В истории Республики Молдова действительно такого прецедента не существует – выборы проводятся только на бюджетные средства.

Свободная Европа: Вы сделали ряд крайне важных уточнений – не позже, чем за 60 дней до парламентских выборов, которые, как говорят депутаты, могут состояться в конце ноябре или начале декабря. Это значит, что до конца сентября надо провести референдум?

Алина Руссу: Если исходить из этого срока – 60 дней – то да, законодательный республиканский референдум следует назначить за 60 дней до очередных выборов парламента, мандат которого, как известно, истекает в конце ноября 2018 года.

Свободная Европа: Что делать с подписями в случае, если референдум не будет назначен?

Алина Руссу: Подписи не обладают никакими юридическими последствиями.

Свободная Европа: Иными словами, их можно будет рассматривать лишь как своего рода тестирование?

Алина Руссу: Кстати, в истории Молдовы законодательных референдумов вообще не проводилось, и в этом просматривается определенный риск – кто проверит легитимность проекта закона, который выносится на референдум?

Свободная Европа: А кто должен проверять?

Алина Руссу: В данном случае речь идет о законодательной процедуре, и придется пройти тот же путь, который проходит проект закона, представленный в парламенте.

Свободная Европа: Следовательно, проект необходимо зарегистрировать в парламенте, парламент решит, когда его рассмотреть, и только после этого там же, в законодательно органе, принимается решение…

Когда речь идет о внесении изменений в Кодекс о выборах, тогда, конечно же, нельзя говорить о конституционном законе

Алина Руссу: Я бы не стала рассматривать все так однозначно – что необходимо зарегистрировать в парламенте, но особо уточню, что проект закона не может порождать определенные трудности или осложнения в преемственности применения любого закона.

Свободная Европа: Но плебисцит же может отменить закон, принятый парламентом? Я имею в виду реформу избирательной системы, принятую парламентским большинством…

Алина Руссу: Кодекс о выборах предусматривает, что одним из референдумов является законодательный. Это значит, что любой проект закона может быть вынесен на референдум. Но если мы внимательно посмотрим положения закона, то здесь есть место для более тщательного рассмотрения.

Свободная Европа: Рассмотрения – или толкования?

Алина Руссу: Рассмотрения.

Свободная Европа: Что вы имеете в виду?

Алина Руссу: Я имею в виду ст. 146 Кодекса о выборах, согласно которой на референдум выносятся следующие вопросы: принятие Конституции и пересмотр Конституции; утверждение принятых парламентом законов о пересмотре конституционных положений – ведь законы относятся к разным категориям. А когда речь идет о внесении изменений в Кодекс о выборах, тогда, конечно же, нельзя говорить о конституционном законе.

Свободная Европа: Для проведения этого референдума нет таких строгих ограничений, как в случае других плебисцитов, которые не являются законодательными? Не обязательно собирать определенное количество подписей по районам, населенным пунктам? Здесь принимается в расчет только общее количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку проведения референдума?

Алина Руссу: В подписных листах должно быть 200 тыс. подписей граждан Республики Молдова с правом голоса.

Свободная Европа: И неважно, откуда эти граждане? Или же они должны представлять всю географическую зону страны?

Алина Руссу: В отношении законодательного референдума таких ограничений не предусмотрено.