Матей Добровие: «Мы не намерены следовать примитивным формулам так называемых унионистских партий»

Интервью депутата парламента Румынии (USR) по итогам визита в Кишинев

Союз спасения Румынии (USR) – самая молодая румынская партия с представительством в парламенте. В Кишинев прибыла делегация партии, чтобы обсудить с близкими по духу молдавскими политиками, в первую очередь, с лидером Партии «Действие и солидарность» (PAS) Майей Санду, вопрос, каким образом Румыния может более активно содействовать развитию Республики Молдова.

USR появился в 2016 году в результате слияния ряда организаций гражданского общества, и в тот же год прошел в парламент с программой, нацеленной на внутреннюю политику. В отношениях с Республикой Молдова USR заявил о поддержке усилий по деолигархизации страны. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поинтересовалась у одного из лидеров движения, вице-председателя парламентской комиссии по вопросам диаспоры Матея Добровие, что думает USR относительно объединения Румынии и Республики Молдова?

Матей Добровие: Наши усилия должны быть направлены на борьбу с олигархией и на европеизацию Республики Молдова. Мы отдаем себе отчет в том, что в обозримом будущем Молдова не может рассчитывать на вступление в ЕС, но европеизация означает функциональные институты, подлинно независимое правосудие, правовое государство на деле, а не на бумаге.

Для достижения этой цели нужна демократия, но в Молдове, увы, наблюдается ее откат. Так что этот пункт мы пока не можем обеспечить. Как не можем выполнить и вторую задачу – отказ от сложившейся системы, ее демонтаж – с заменой руководящего состава другими лидерами, открытыми для перемен, и созданием подлинно демократических институтов, независимых и свободных СМИ, сильного гражданского общества, которым отведена роль watch dogs, сторожевых псов демократии. Потому что без них нельзя говорить о подлинно демократическом и здоровом обществе.

Свободная Европа: Кто-то может спросить, а почему Румыния – не пример для Молдовы?

Молодежь мало что знает о приднестровском конфликте, многие понятия не имеют даже о том, где вообще находится Приднестровье…

Матей Добровие: По крайней мере, в том, что касается борьбы с коррупцией, Румыния может быть прекрасным примером! У нас есть DNA – Национальное антикоррупционное ведомство, которое является образцом европейского уровня. И я думаю, что лозунг: «DNA, переходи Прут!» (DNA, treci Prutul!) неслучаен. Граждане Республики Молдова не хотят больше мириться с коррупцией и нищетой, они хотят нормальной, достойной жизни, но все это никто не преподнесет на блюдечке, всего нужно добиваться самим. Да и сама демократия не является приобретенным благом, за нее нужно бороться.

Я очень рад, что здесь, в Молдове, встретил много людей, готовых бороться за демократию и за будущее страны.

Свободная Европа: Между нашими государствами больше сходств или различий?

Матей Добровие: Самое большое различие в том, что Румыния является членом ЕС – это огромный козырь, как и членство в НАТО. Это дает гарантии безопасности и благополучия, что крайне важно. Но важно также и то, что может сделать Румыния для Республики Молдова, чтобы сократить хоть немного разрыв – потому что сейчас между Румынией и Республикой Молдова существует огромный разрыв в развитии. Так что мы не намерены следовать примитивным формулам, как предлагают отдельные так называемые унионистские партии Республики Молдова, например, Партия национального единства (PUN), которую я лично считаю детищем Плахотнюка.

Как бы сильно мы ни хотели, чтобы униря произошла завтра, это нереально

Мы – сторонники более конкретной программы, и мы предлагаем иной подход. Например, давайте обсудим, какой у вас есть конкретный план Объединения? Обеспечено ли мощное присутствие румынских медиа в Республике Молдова? Можно ли говорить о взаимоподключении энергетических систем наших стран? Это главные отправные пункты в нашей работе, и подходить к ним нужно не с лозунгами и призывами, а действовать конкретно.

Объединение не осуществить слоганами, которые красиво звучат что в Бухаресте, что в Кишиневе. К сожалению, в большинстве случаев такие лозунги выхолощены, они не подкреплены конкретными планами, дорожной картой – с указанием конечной цели и промежуточных задач, сроков и перспектив. И здесь я должен сделать одно небольшое уточнение: мы приехали в Республику Молдова в составе официальной делегации USR именно для того, чтобы обсудить, как мы можем помочь Республике Молдова избавиться от олигархии и провести европеизацию, как наиболее эффективно поддержать усилия PAS и Платформы DA в этом направлении. Как помочь не только этим проевропейским и антиолигархическим силам, но и гражданскому обществу в целом, и независимым СМИ.

Мы предлагаем два проекта: один связан с общим информационным пространством, другой – с Фондом Libertatea.

Свободная Европа: Нередко в Кишиневе говорят о необходимости появления новых лиц в политике. Вы – представитель молодого поколения. Вы считаете, что молодые политики могут достичь большего – в сравнении со своими коллегами более почтенного возраста?

Матей Добровие: Вне всякого сомнения!

Свободная Европа: Многие из наших политиков говорят, что прилагают все свое умение, все усилия для того, чтобы внедрить различные проекты, поднять уровень жизни, обеспечить рядовому гражданину благополучие. А что в силах молодого политика?

Матей Добровие: Известно, что молодежь более энергична, более легка на подъем, готова подключиться и в любой момент подставить плечо. Да, необходимо, чтобы все поколения способствовали активным переменам в обществе. Но, с другой стороны, молодежи отводится особая роль, потому что, как известно, Республика Молдова сегодня переживает острый кризис депопуляции. Очень многие уезжают, и, возможно, навсегда…

Свободная Европа: Кстати, многие юноши и девушки едут учиться в Румынию – и домой уже не возвращаются.

Матей Добровие: Это так. Или едут работать в другие страны. Как раз этот вопрос обсуждали мы с Майей Санду. Говорили о том, что в один далеко не самый прекрасный день случиться так, что у Молдовы не будет той критической массы граждан... Иными словами, если в государстве происходит столь стремительный процесс депопуляции, неминуемо наступает момент, когда некому будет стремиться к переменам, и некому будет их осуществлять.

Активность, участие – момент определяющий! Мы пытаемся и в Румынии поднять планку участия различными способами: пытаемся заинтересовать людей, убедить их в необходимости участвовать в выборах. Кстати, я, например, представил законодательную инициативу, направленную на расширение и улучшение процедуры заочного голосования, чтобы дать возможность всем румынам, где бы они ни находились, в Румынии или за рубежом, голосовать по интернету.

Свободная Европа: Вы молодой политик из оппозиции. Если бы вы были у власти, смогли бы вы сделать больше для того, чтобы молдавско-румынские отношения стали более содержательными?

Матей Добровие: Думаю, да. Будь мы у власти, мы бы незамедлительно внесли тот проект, о котором я говорил, он мне очень дорог. На самом деле, таких проектов – два: один связан с общим информационным пространством, которое пока остается, увы, довольно туманным и неопределенным. Я имею в виду практическое возобновление известного Консультативного совета по СМИ Румынии и Республики Молдова, который предусматривал обмен журналистами, синхронизацию издательской политики, совместные проекты с участием работников медиасферы.

Когда мы обсуждаем приднестровский конфликт или вопрос унири, необходимо учитывать всех более или менее важных геополитических игроков

С другой стороны, Фонд Libertatea («Свобода»), у которого важнейшее значение, его можно назвать и Фондом Solidaritatea, если вспомнить польскую «Солидарность». Идея состояла в том, что Румыния будет финансировать целевыми грантами независимые СМИ, гражданское общество, неправительственные организации, без того, чтобы эти деньги проходили через правительство, через действующую систему. Это даст возможность эффективно развивать «антитела здорового общества» – СМИ и НПО.

Свободная Европа: Вы хорошо знаете повестку наших двусторонних отношений. Как вы считаете, какие вопросы должны стать приоритетными?

Матей Добровие: Вне всякого сомнения – синхронизация энергетических систем. Проект Яссы-Унгены, к сожалению, развивается не теми темпами, как того хотелось бы. Несколько шагов сделано и в направлении Унгены-Кишинев, но… Ничего с ходу не дается, и все должно идти постепенно и поэтапно. Главное – положительная динамика.

Ведь как бы сильно мы ни хотели, чтобы униря произошла завтра (или вообще вчера!), это нереально. И это надо понимать, и надо укреплять румынское присутствие в Республике Молдова. Вот, мы говорили о едином информационном пространстве. Был у нас закон о телевидении и радио, сейчас, во втором чтении, практически ничего не говорится о российской пропаганде, несмотря на то, что есть ряд проблем, за которыми нужно следить внимательнейшим образом! Что должна делать Румыния в этой ситуации? Думаю, она должна следить, в том числе, и за тем, кого финансирует в Республике Молдова, по каким проектам, какие СМИ.

Свободная Европа: А что известно молодым румынам о приднестровском конфликте? И каким вам видится его урегулирование?

Матей Добровие: Это трудный вопрос. Молодежь, я думаю, мало что знает о приднестровском конфликте, многие понятия не имеют даже о том, где вообще находится Приднестровье… Вы спрашиваете о молодежи из Румынии?

Свободная Европа: Разумеется. В курсе ли молодое поколение, что случилось на Днестре в 1992 году?

Матей Добровие: Думаю, знают это немногие – и знают непростительно мало. Кстати, об урегулировании конфликта: известно, что формат «5+2» давно заблокирован, он неэффективен из-за позиций России, которая явно заинтересована сохранить свое военное присутствие на левом берегу Днестра.

Зато там происходят достаточно опасные, на мой взгляд, события – постепенное, но уверенное укрепление государственности Приднестровья посредством так называемой политики «малых шагов». Эти «шаги» предполагают признание номерных знаков приднестровских транспортных средств, признание приднестровских дипломов – при том, что главные проблемы остаются за кадром и даже не обсуждаются… Это мне представляется крайне тревожным симптомом, особенно, если учесть, что, с одной стороны, здесь присутствует и геополитический «коктейль».

Россия, это всем ясно, ведет двойную игру

Германия оказывала сильное давление, стремясь решить – думаю, из добрых побуждений, но не слишком удачно – этот конфликт, в том смысле, что постаралась разблокировать переговорный формат «5+2» и политику «малых шагов». Но, по сути, здесь речь идет о незначительных уступках со стороны Кишинева, которые на самом деле ведут к фактическому признанию Приднестровья.

И – коротко, буквально в двух словах – о том, каким мне не хотелось бы видеть урегулирование. Унионисты говорят – я процитирую по памяти дорожную карту Sfatul Țării-2: «Формат «5+2» – это большая ошибка, давайте остановимся на формуле «2+1», когда переговоры ведут Румыния с Россией». Вы это серьезно, господа унионисты?..

Это неудачная идея – предложить такой вариант в сложившейся ситуации, это явное свидетельство отсутствия хорошо подготовленного реалистичного плана. Когда мы обсуждаем приднестровский конфликт или вопрос унири, необходимо учитывать всех более или менее важных геополитических игроков, и никак нельзя исключать из уравнения Евросоюз или США, нельзя исключить из игры Украину, которая сегодня ясно показывает, что она пересмотрела свою позицию в отношении Республики Молдова.

Иными словами, вместо того, чтобы использовать какие-то выгодные приемы, говорят: «Нет, а мы будем вести диалог напрямую с Россией!» Но результатом этой идеи является утрата доверия к Объединению – а заодно и к идее приднестровского урегулирования. Нельзя решить этот конфликт подобными методами, особенно, если учитывать, что Румыния даже не входит в переговорный формат «5+2».

Свободная Европа: Входит – но косвенно, через Евросоюз, у которого в этом формате статус наблюдателя. Но, так или иначе, вопросы безопасности занимают сегодня самые разные умы. Чей голос лучше слышат в регионе, и кто решает, кому доверить безопасность?

Матей Добровие: Ну, если слушать аргументы России… Россия же говорит, что ее группа войск играет определяющую миротворческую роль, что именно ее военные следят за тем, чтобы конфликт не вспыхнул вновь, а посему до полного и окончательного урегулирования конфликта они должны там и оставаться… Россия вопреки всем международным обязательствам не собирается выводить войска, наоборот, она укрепляет свое военное присутствие на левом берегу Днестра, превращая ОГРВ в дамоклов меч – и не только потому, что там имеется огромное количество и боеприпасов, и оружия, много российских военнослужащих, но еще и потому, что эта угроза константная.

Фонд Libertatea задуман как структура RoAid – румынского Агентства по развитию

Вспомните учения и тренировки, которые периодически проводит Россия.. Так что ситуация более чем серьезная, и Россия, это всем ясно, ведет двойную игру – с одной стороны, симулирует желание сотрудничать и разблокировать переговорный формат, с другой же, использует этот формат именно для сохранения статус-кво.

Свободная Европа: Кто обеспечивает безопасность?

Матей Добровие: Кто?.. Разумеется, и Румыния тоже. Сейчас мне в голову пришла одна мысль: важным фактором является и Украина, потому что она – настоящий щит для Республики Молдова, – пока противостоит российской агрессии, не сдаваясь. Думаю, и Украина может претендовать на роль генератора безопасности для Республики Молдова. Не говоря о НАТО: альянс активно включился в модернизацию молдавских вооруженных сил, несмотря на то, что Молдова не является членом НАТО. Молдавские официальные лица участвовали в различных дискуссиях, в различных программах, направленных на укрепление оборонного потенциала страны.

Свободная Европа: Вы возвращаетесь в Бухарест с намерением предложить что-то конкретное парламенту относительно молдавско-румынского сотрудничества?

Матей Добровие: Да, разумеется, я уже наметил ряд запросов. Я думаю о необходимости более внимательного мониторинга помощи, которую предоставляет Румыния на развитие Республики Молдова через различные министерства. Фонд Libertatea, о котором я уже говорил, задуман как структура RoAid – румынского Агентства по развитию. Я намерен внимательно следить за тем, чем занимается это ведомство, каким образом помощь Румынии поступает в Республику Молдова.

Меня интересует также, насколько эта помощь здесь ощутима, как именно доходят средства до адресатов. Другими словами, очень важно знать, не распылилась ли эта помощь где-то по пути к адресату, каков коэффициент полезного действия инвестиций. Чтобы держать этот вопрос на контроле, мы намерены активно использовать механизм парламентских запросов, а также помогать в финансировании ряда порталов и СМИ Молдовы.

Свободная Европа: Еще очень многие жители Молдовы озабочены восстановлением румынского гражданства…

Матей Добровие: Этим вопросом мы тоже намерены заниматься. Первая инициатива была немного раньше, речь о проекте закона, связанном с восстановлением гражданства для несовершеннолетних. Мы предложили упрощенную процедуру признания гражданства для этой категории лиц, пытаясь максимально оперативно решить серьезную проблему. И в долгосрочной перспективе, разумеется, мы будем плотно заниматься вопросами гражданства.

Свободная Европа: Нередко заявители ждут не один год, пока начнется рассмотрение их прошений…

Я лично настроен больше работать – и надеюсь слышать как можно меньше лозунгов и пафосных заявлений

Матей Добровие: Да, к сожалению, это так. Кроме того, есть и процедура присяги. Бывали случаи, когда граждане Республики Молдова приходили ко мне лично, демонстрировали сроки принесения присяги и говорили о том, как трудно записаться…

Свободная Европа: Да, сейчас записываются аж на конец года!

Матей Добровие: Я отправился напрямую в ANC (Национальное агентство по гражданству), где попытался понять новую систему предварительной записи онлайн, при которой одним удавалось записаться, а другим нет, – а ведь может закончиться отведенный срок, и тогда… Мы изучали этот вопрос, и могу сказать, что очень важно не гонять человека по инстанциям, относиться к нему уважительно, не заставляя выстаивать длинные очереди у ANC, где различные посредники будут за деньги пытаться проталкивать заявителей вперед. Думаю, очень важно уважительное отношение к гражданам Республики Молдова.

В завершении нашего визита в Кишинев я хочу подчеркнуть еще один момент: я убедился в том, что в Республике Молдова есть люди, которые всей душой выступают за перемены, они готовы бороться с олигархической системой, делать что-то хорошее для граждан. И мы будем поддерживать их на всех политических платформах.

Мы – румынские депутаты – на самом деле готовы работать для граждан Республики Молдова. И я лично настроен больше работать по совместным проектам – и надеюсь слышать как можно меньше лозунгов и пафосных заявлений. Думаю, пора приниматься за работу!