Петер Михалко: «Борьба с коррупцией в Молдове становится делом чести»

Свободная Европа: Саммит Восточного партнерства и новая политика соседства – «Восточное партнерство плюс» – можно ли рассматривать их как признак того, что ЕС находится в постоянных поисках новых инструментов, призванных помочь Молдове, Грузии, Украине и другим странам в процессе демократизации? В этом случае, как правило, мы ссылаемся на Соглашение об ассоциации. О каких еще инструментах может идти речь?

Петер Михалко: Политика Восточного партнерства ориентирована на наших соседей, восточных соседей, и как любая другая политика подвергается совершенствованию. Это естественно. И это именно тот процесс, который мы сейчас наблюдаем – восемь лет назад, когда в 2009 году было развернуто партнерство, были намечены какие-то задачи, какие-то цели. Многие из них выполнены.

Три страны уже достигли высокого уровня партнерства с ЕС – с подписанием соглашений об ассоциации и соглашений о свободной торговле, которые предоставили более солидные рамки для взаимоотношений. Одновременно были введены в действие и другие инструменты, призванные помочь реализации этой политики, выполнению этих задач, которые стали общими для нас.

Этим летом мы пересмотрели повестку ассоциации – это наш рабочий план, который ставит приоритетные задачи на долгосрочный и среднесрочный период в том, что касается предстоящих реформ в Республике Молдова. У нас есть структурный диалог, который состоит в периодических контактах и оценке достигнутых результатов между ЕС и странами-партнерами. Это происходит не только по линии правительств, но и между Европарламентом и парламентами соответствующих стран. Третий «кит» этого сотрудничества – платформа гражданского общества.

Другая задача состоит в информировании, например, о планах реформ, о повестке ассоциации

Так что я бы сказал, что мы находимся на этапе выполнения положений Соглашения об ассоциации и развития этой политики. Каждый саммит – это повод для размышлений и оценки достигнутого, саммит нужен и для того, чтобы наметить новые планы на будущее. И эти планы приоритетно нацелены на обеспечение конкретных и ощутимых улучшений в жизни граждан стран-партнеров.

Свободная Европа: Если проанализировать это новое предложение ЕС для таких стран, как Республика Молдова, то там идет речь о более низких тарифах на роуминг с их возможной отменой на будущее, о присоединении к Энергетическому союзу, к Таможенному союзу, о трастовом фонде поддержки частного сектора… Действительно, впечатление такое, что Евросоюз хочет приблизиться к населению стран Восточного партнерства, словно ЕС больше не доверяет политикам. Это на самом деле так?

Петер Михалко: Для нас важно сотрудничество со всеми партнерами в рамках программы Восточного партнерства. Разумеется, мы взаимодействуем с правительствами, со всеми элементами гражданского общества стран-партнеров. Для нас важно находиться в постоянном контакте с теми, кто работает в экономической области, а также с социальными партнерами, с гражданским обществом и рядовыми гражданами. Для нас важно, чтобы граждане понимали цели нашего партнерства, его возможные результаты – и то, каким образом жизнь каждого гражданина может улучшиться с помощью этого партнерства, программ и проектов, которые предлагает ЕС в рамках открывающихся возможностей.

Инициативы ЕС направлены на дальнейшее развитие и закрепление достигнутых результатов, с тем, чтобы стать еще ближе к людям, их интересам, что могло бы проявиться, скажем, в оптимизации тарифов на телефонные услуги или на энергоресурсы, в более широких возможностях для просвещения, профессиональной деятельности…

Другая задача состоит в информировании, например, о планах реформ, о повестке ассоциации, сверстанной по определенным приоритетным направления, о том, каким образом каждый человек может найти собственный интерес в этом общем процессе.

Свободная Европа: Если оглянуться немного назад, Евросоюз придумал программу Восточного партнерства для создания определенного пояса стабильности и безопасности на своих восточных границах. То, что произошло в действительности, можно назвать «линией огня» – я имею в виду, прежде всего, события в Украине. Но все прекрасно понимают, что корень зла – в коррупции... И потому –каковы наиболее эффективные шаги может предпринять ЕС именно для того, чтобы помочь Молдове и Украине в борьбе с коррупцией? Многие эксперты считают, что ЕС должен вмешиваться более активно.

Уровень отношений между Молдовой и ЕС относится к наиболее тесным​

Петер Михалко: Все, что связано с нашей действительностью, с наиболее злободневными проблемами, со всем тем, что касается наших общих ценностей – и среди этих ценностей числится и система правосудия, имеет очень большое значение. И конечно же, очень важна борьба с негативными явлениями в обществе, в том числе, с коррупцией, самым неприглядным из этих явлений, которое превратилось в источник неравенства между гражданами, в фактор безнаказанности и вседозволенности. Именно поэтому и в Соглашении об ассоциации, в Дорожной карте по внедрению Соглашения приоритетная роль отводится именно борьбе с коррупцией.

Эта задача нашла отражение в нашем сотрудничестве, в предложенной Евросоюзом поддержке, потому что нашим соседям, и особенно тем, кто находится на болезненном переходном этапе, нужно помочь преодолеть негативные моменты, предотвратить рост коррупции.

Поэтому мы включили эти положения и в основоположные документы нашего сотрудничества. В этом смысле важно то, что с включением данных положений, например, в Соглашение об ассоциации, борьба с коррупцией становится делом чести и для европейских партнеров. Иными словами, это обязательство не только перед ЕС, но и – в первую очередь – перед гражданами соответствующих стран.

Свободная Европа: Складывается ощущение, что Республика Молдова в настоящий момент надеется получить от ЕС больше, чем получает сейчас. Вам наверняка известно, что Молдова вместе с Грузией и Украиной подписали – и, если я не ошибаюсь, именно Кишинев убедил Тбилиси и Киев сделать это – совместное заявление с просьбой признать европейские устремления трех стран в итоговой декларации саммита. По мнению экспертов, это вряд ли произойдет, как не произошло ни в Риге, ни в Вильнюсе. Ваше мнение на этот счет?

Петер Михалко: Уровень отношений между Молдовой и ЕС относится к наиболее тесным, если иметь в виду страны Восточного партнерства. Речь идет о Соглашении об ассоциации, о безвизовом режиме для граждан Молдовы. Речь идет и о самом высоком уровне помощи на душу населения по линии ЕС.

Что касается перспектив развития наших отношений, то я должен сказать, что в преамбуле Соглашения об ассоциации написано: «Подтверждая европейские устремления и европейский путь Республики Молдова…». Это говорит о том, что мы находимся в преддверии нового этапа, который предполагает выполнение положений Соглашения об ассоциации и ориентацию на достижение более выраженного прогресса в наших отношениях.