Молдова нуждается в стабильности, и стране надо избавиться от наследства Демократической партии и ее бывшего лидера Владимира Плахотнюка. ДПМ давно перестала быть партией, превратившись в группировку для защиты клановых интересов, — считает депутат первого парламента независимой Молдовы Надежда Брынзан.
Надежда Брынзан: Ситуация крайне сложная, и мы не можем даже предположить, какими окажутся последствия.
Свободная Европа: Что именно вызывает опасения?
Надежда Брынзан: Демократическая партия!
Свободная Европа: В парламенте 30 депутатов от ДПМ. Как вы их представляете в роли оппозиции?
Надежда Брынзан: Они постараются максимально обезопасить свои состояния, сколоченные в последние годы. Действия КС — просто беда. Сделать из КС филиал Демпартии, когда суд должен быть вне политики!..
Раиса Апольски, Конституционный суд — это не ресторан, где посаженные родители отмечают юбилей!.. А Решетников, который предал Воронина, продался ДПМ и оказался в КС! Бэешу там был давно, а Гурина сначала сделали генпрокурором, а затем отправили в Конституционный суд... То есть, это были партийные ставленники, без знаний и навыков.
Вряд ли в блоке ACUM есть адепты России. Они любят свою родину, Румынию и Европейский союз
И первое, что они сделали — поглумились над сотнями тысяч молдаван, находящихся за границей. Они лишили их права голоса, если срок действия их паспортов истек — будто они перестают быть гражданами, если у них нет действительного паспорта!
Эти сотни тысяч людей присылают домой миллионы долларов и евро. А на них просто решили наплевать...
### Vezi și... ### Матей Добровие: «Как они цеплялись за власть, как им не хотелось уходить!..»Мой коллега, доктор права, народный адвокат, преподаватель Михай Которобай обратился в КС, но его запрос судьи отклонили — они были хозяевами ситуации. Я думаю, что Конституционный суд должен состоять из преподавателей, специалистов в области конституционного права юрфака Госуниверситета. Во-первых, они знают Конституцию наизусть, во-вторых, очень образованы, чтут Основной закон и уважают народ. А то, что делали судьи КС — издевательство над народом.
Свободная Европа: Сторонники ДПМ настойчиво продвигают идею о том, что сотрудничество социалистов и блока ACUM приведет Молдову в объятия России, что страна не сможет избавиться от российского давления.
Надежда Брынзан: Вряд ли в блоке ACUM есть адепты России. Они любят свою родину, Румынию и Европейский союз. Сразу после формирования правительства в Молдову прибыли представители ЕС, высокопоставленные чиновники, чтобы узнать поближе блок ACUM.
Социалисты не смогут сами ничего предпринять — с 35-ю мандатами невозможно переломить ситуацию в свою пользу. Самое страшное преступление для государственного человека — предательство народа и страны. Эти люди будут записаны в черную страницу истории, ведь история не прощает и не амнистирует. Хотят они того или нет, но потомкам за них будет стыдно, потому что останутся книги, фильмы, документы...
Задача — искоренить коррупцию, покончить с мафией, служить народу
Когда товарищ Гречаная заявила, что языком общения должен быть русский — я была потрясена! Дожить до пенсии — и так и не понять, что во всех странах мира язык общения — язык национального большинства. С таким же успехом можно обязать молдаван, коренное большинство, говорить на языке какого-нибудь иностранного государства.
Свободная Европа: Какие ожидания вы связываете сейчас с правительством Майи Санду?
Надежда Брынзан: Благодаря Майе Санду в правительстве теперь есть настоящие личности, отличные специалисты, ценные люди. Революционных перемен сложно ожидать спустя неделю, но вижу, что они работают день и ночь.
Свободная Европа: Если конкретнее, в чем состоят приоритеты? Какие проблемы должен решить кабмин, чтобы граждане смогли поверить новой власти?
Надежда Брынзан: Прежде всего нужно бороться с коррупцией. Пока у нас коррупция — хозяйка положения. Они уже пообещали получить копию второго отчета Kroll. То есть, они попытаются вернуть украденный у бедного народа миллиард.
Видела, что члены правительства встретились с мэрами, очень интеллигентно пообщались. Там были, ясное дело, и мэры от ДПМ, но Майя Санду пообещала всем, что действия нового правительства и решение их проблем не будут зависеть от партийной принадлежности.
### Vezi și... ### Виктор Чобану: «В обезглавленной Демпартии уже начался процесс распада»Свободная Европа: Люди ждут повышения зарплат, больших пенсий, рабочих мест. Всё это может произойти?
Надежда Брынзан: Нужно покончить с коррупцией. Говорят, что все госпредприятия возьмут под строгий контроль, закроют магазины дьюти-фри на границах, и эти деньги пойдут в бюджет — на зарплаты, пенсии, на медицину, которая еще больнее некоторых пациентов... Задача — искоренить коррупцию, покончить с мафией, служить народу.
Настоящая интеллигенция обязана оставаться в оппозиции в отношениях с властью
Свободная Европа: Вы — доктор по профессии, были вы и депутатом первого парламента Молдовы. В системе здравоохранения возможно провести настоящие реформы, учитывая сложившуюся ситуацию?
Надежда Брынзан: Система здравоохранения тяжело больна. Треть всех медиков — пенсионеры. Их всех выпускников Медуниверситета в 2017 году только 15 уехали работать в села, а в 2018-м — лишь 10 молодых врачей! В целом из всего выпуска 225 отправились работать в города Молдовы, но выпускников было свыше девятисот, а в этом году их меньше, чем в прошлом. Молодежь уезжает, потому что система погрязла в политике. Это издевательство, такого не было даже во время коммунистического режима.
Свободная Европа: Как остановить отток людей за границу?
Надежда Брынзан: Это не случится за день. Нужно подождать хотя бы полгода, чтобы стали заметны перемены к лучшему, и тогда, возможно, часть людей вернется. У них должны быть гарантированные рабочие места, возможности вести бизнес без взяток, шантажа и угроз. Много молодых образованных людей уехали, и мне кажется, что некоторые из них вернуться.
Свободная Европа: Как вы думаете, жизнь новой коалиции будет долгой? Сначала говорили, что это партнерство на время — чтобы подготовиться к досрочным выборам. Сейчас многие считают рациональным и разумным, чтобы это правительство исполнило свой мандат до очередных парламентских выборов.
Надежда Брынзан: Второй вариант был бы нормальным. Любое правительство при наличии взвешенной, умной программы работы постарается быть у власти как можно дольше. В стране, где все видели, что происходило — манифестации, эти палатки, эти люди на газонах — сложно строить точные прогнозы. Надеюсь, всё будет хорошо, надеюсь, люди всё поймут.
Мне понравился министр иностранных дел Николае Попеску — молодой, активный, сразу отправился в США.
Запад прекратил финансовую поддержку Молдовы из-за коррупции, отмывания денег, кражи миллиарда. Сейчас новое правительство получит денег.
Люди говорили: «Он украл, но и нам дал». Я была потрясена
Свободная Европа: По какому пути пойдет Молдова?
Надежда Брынзан: Отношения с Евросоюзом — приоритет, но воссоединение нации означает автоматическое вхождение в ЕС. Это — моя мечта, хочется увидеть, как она воплотится в жизнь, но это не зависит от меня.
Свободная Европа: О роли интеллигенции в наши дни что можете сказать?
Надежда Брынзан: Глава румынской Академии Иоан Аурел Попа сказал: «Народ не может существовать без интеллигенции. Настоящая элита, как правило, находится в оппозиции к власти». Это очень важно, поскольку интеллектуальные элиты играли важную роль в движении национального освобождения.
Свободная Европа: Чем заняты эти элиты сегодня?
Надежда Брынзан: Их вообще не слышно, и некоторые из тех, несгибаемых, уже покинули этот мир... Во времена первого парламента интеллигенция была двигателем для всех.
### Vezi și... ### Надежда Хриптиевски: «Диктатуру установил не Плахотнюк, тут многие поучаствовали»Свободная Европа: Сейчас какова роль интеллигенции?
Надежда Брынзан: Должно быть так — настоящая интеллигенция обязана оставаться в оппозиции в отношениях с властью. Но такого не было. В предвыборную кампанию ничего такого не было.
Те, кто хорошо поет, или им кажется, что они хорошо поют, заявляли во весь голос, что смешанное голосование — это хорошо!... Но я не уверена, что они действительно понимали, что означает смешанная система выборов. Таким образом, эти так называемые интеллектуалы вляпались в неприятную историю. Им будет стыдно перед своими детьми и внуками. Они зазря растрачивают собственную жизнь, и движет ими одна алчность.
Молдаванам я хочу сказать: очнитесь, молдаване, пробудитесь уже, наконец!
Я не испытываю к ним уважения, мне они не интересны, поскольку они предали свой народ — не знаю, за деньги или за что-то еще, но это было предательство! И ведь в итоге-то сама ДПМ не особо и выиграла!.. Они получили 30 мандатов, и только в селах, где им удалось подчинить мэров, а в городах они везде проиграли.
Свободная Европа: За четыре года ситуация может серьезно измениться?
Надежда Брынзан: Посмотрим, как пойдут дела в первый год. Если хорошо, значит, так пойдет и дальше. Зло еще не отступило, а его «представители» рассредоточены и откуда-то дирижируют. И даже не собираются признавать, что они виноваты во всем, что произошло, я говорю о тех, кто сейчас в оппозиции — о ДПМ.
Они были властью, они захватили госинституты, подчинили мэров и председателей районов. Когда режим падет окончательно, тогда ситуация нормализуется. Нужно сменить Конституционный суд, деполитизировать ЦИК — набрать хороших специалистов, юристов, пользующихся авторитетом в обществе. Я вижу столько молодых, умных, талантливых людей!..
Тогда будет порядок, и не станут заманивать электорат на выборы стаканом вина! Это же подкуп избирателей, которых сначала довели до нищеты, до несчастья, им пришлось расстаться со своими детьми... Жена Додона раздавала предвыборные подарки, Шор, Плахотнюк тоже этим занимались, а люди говорили: «Он украл, но и нам дал». Я была потрясена тем, что люди их не осуждали. Если они воровали, то значит, что и вы косвенно становитесь причастны к воровству. Когда они скупали голоса, люди не понимали, что именно это и вынуждает их детей и внуков уезжать из страны, и возвращаться никто не хочет. Слава Богу, ситуация немного изменилась. А молдаванам я хочу сказать: очнитесь, молдаване, пробудитесь уже, наконец!