Лидер партии «Действие и солидарность» (PAS), бывшая глава правительства Молдовы Майя Санду заявила в интервью Свободной Европе, что в планах ее политформирования — продолжить борьбу за возвращение к власти, а также сделать все возможное для проведения досрочных парламентских выборов. Она исключила создание правящего большинства с ДПМ и обратила особое внимание на действия президента Игоря Додона, который продолжил концентрацию власти в собственных руках.
Свободная Европа: Власть нелегко получить, еще сложнее удерживать, зато ее легко потерять. Как побеждать вновь, и самое главное — с кем, на кого рассчитывать?
Майя Санду: С людьми! Побеждать с достойными и честными людьми, у которых добрые намерения. Именно так мы намерены завоевывать власть, — и проводить корректную политику. А те, кто занимается грязной политикой, захватывают власть, используя самые разные методы, в том числе, ведет закулисные игры.
Your browser doesn’t support HTML5
Свободная Европа: И все же на политической сцене у вас должны быть союзники. Кто они?
Майя Санду: Наши союзники — это люди! Мы там, где мы есть, мы долго боролись, и нам удалось избавиться от режима Плахотнюка благодаря гражданам, которые хотят что-то изменить в этой стране. С ними мы и продолжим начатое дело, продолжим борьбу.
Свободная Европа: Однако, поддержку со стороны избирателей нужно расширять, откуда могут прийти к вам новые сторонники?
Майя Санду: Мы работаем над расширением электоральной базы нашей партии — PAS, а кроме того, нам было бы отрадно видеть, что и другие политические силы, в особенности право-центристские, начинают работать цивилизованно, — с прозрачным финансированием, с участием честных людей, все это крайне нужно для искоренения коррупции. И это бы нам всем очень помогло!
Свободная Европа: Ну, глядя со стороны, судьба блока ACUM пока неясна, или, по крайней мере, неизвестно, что будет с вашим сотрудничеством с партией «Достоинство и правда» (PPDA).
Майя Санду: Блок был сформирован для участия в парламентских выборах, а также для участия в местных выборах. Мы по-прежнему — две отдельные партии, как и всегда. Наши коллеги общаются и работают вместе в парламенте, в муниципальном совете Кишинева, в ряде населенных пунктов страны... Кое-где на местах отношения не самые лучшие, но это все естественно, и ситуация так же зависит от качеств политиков.
Свободная Европа: Выходит, были на местном уровне и обиды, и разногласия, коль скоро те альянсы, которые вы хотели бы сформировать, так и не были созданы?
Майя Санду: Сложности действительно были, потому что в нескольких округах блок ACUM мог бы получить должности председателей районов, но ряд представителей Платформы DA решили голосовать вместе с Демократической партией или с Партией социалистов — против кандидатов от ACUM. Таким образом, шансы были утеряны, и и действительно, поводов для обид и непонимания хватало.
### Vezi și... ### Республика Молдова: резкий поворот (ВИДЕО)Свободная Европа: Мы видели, как вы и г-н Настасе выступаете почти с противоположными заявлениями, скажем, относительно мандата депутата от округа Хынчешть...
Майя Санду: Все политические партии руководствуются целесообразностью, если мы считаем возможным действовать так или иначе, мы обсуждаем вопрос и принимаем решение. Платформа DA, очевидно, действует так же. Я надеюсь, что нам все же удастся обсудить вопрос сообща, но мы в PAS еще не решили, кто будет нашим кандидатом, кто станет бороться за этот избирательный округ.
Свободная Европа: Возможность баллотироваться там будет для вас вызовом?
Майя Санду: У меня был разговор с командой из Хынчешть, у PAS там сильная команда, и мои коллеги оттуда хотят, чтобы я выдвинула свою кандидатуру. Но мы еще все обсудим и посмотрим, окажется ли это оптимальным решением или нет.
Свободная Европа: Но если бы вы были в парламенте, ваш голос звучал бы куда громче...
Майя Санду: Это правда, но еще мы должны учитывать, что уже через несколько месяцев состоятся [президентские] выборы, времени до них осталось мало, как и для использования той парламентской трибуны — разве что весенне-летняя сессия... В любом случае, мы обсудим вопрос и проанализируем, должна ли выдвигаться я или кто-либо другой.
Свободная Европа: На этот вопрос у вас пока нет четкого ответа, однако, во время общения с представителями Европейской народной партии вы не исключили своего участия в борьбе за президентское кресло.
Майя Санду: Я сказала, что в президентской кампании нам необходимо вести борьбу — для того, чтобы избавить страну от Додона.
Следующие выборы — очередные или досрочные — должны пройти на основе пропорциональной избирательной системы
Свободная Европа: Позиции не поменялись?
Майя Санду: Я не говорила конкретно, кто именно станет нашим кандидатом. Но мы непременно будем участвовать в кампании, и мы выдвинем такого кандидата, который в состоянии справиться с задачей по изгнанию Додона из состава руководства страны.
Свободная Европа: А если вы все же решитесь участвовать в президентской гонке, то что вы сможете сделать в качестве главы государства, если получите мандат? Что делать, если в парламенте у вас нет большинства?
Майя Санду: Получив пост президента мы, прежде всего, спасем страну от персонажа, который вознамерился стать тут у нас вторым Плахотнюком, который хочет захватить институты государства. Это — первый выигрыш, а второй состоит в том, что, разумеется, нужно использовать все рычаги для внесения вклада в укрепление независимости страны, в укрепление структур власти, в этом и есть наша главная задача.
Наша задача — построить настоящее государство, которое защищает людей, выполняет свою роль по отношению к гражданам, которое создает для людей новые возможности. С помощью поста президента можно решить многое...
### Vezi și... ### Лилиан Карп: «Додон контролирует систему правосудия» (ВИДЕО)Кроме того, мы будем искать вариант для проведения досрочных парламентских выборов, потому что нынешний состав законодательного органа не отражает волю граждан. Мы знаем, как некоторые депутаты пришли в парламент исключительно ради должностей, но, безусловно, нам нужен такой парламент, который бы целиком соответствовал настроениям общества.
Свободная Европа: Здесь, похоже, ваше мнение совпадает с позициями г-на Додона, который тоже считает, что парламентские выборы должны проводиться на основе той системы, за которую вы голосовали летом.
Майя Санду: Конечно, на базе пропорциональной системы.
Свободная Европа: Конституционный суд, как говорил Игорь Додон, на этой неделе может вынести решение по этому вопросу...
Майя Санду: Я не контролирую Конституционный суд. А если Игорь Додон «говорил», то, быть может, он знает больше. Посмотрим, каково будет решение Конституционного суда, но есть закон, опубликованный еще осенью, в котором очень четко сказано, что следующие выборы — какими бы они ни были, очередными или досрочными — должны пройти на основе пропорциональной избирательной системы.
Не знаю даже, бывал ли у нас когда-нибудь настолько глупый бюджет!
Свободная Европа: Ваше мнение, конечно, будет субъективным, но все же: какую оценку вы ставите нынешнему правительству? Прошел вот уже месяц с начала работы нового кабинета.
Майя Санду: Я видела массу противоречивых заявлений, я видела тотальную подконтрольность правительства Додону, и мне ничего не стало понятным из их разъяснений относительно проблемы поставок газа. Нынешний премьер-министр то выступает с декларациями по газу на фейсбуке, то спустя полчаса удаляет свои посты...
Свободная Европа: А власти, в свою очередь, критикуют вас — за то, что вы слишком политизировали эту проблему, что вы становитесь врагом граждан Молдовы, не желая поддерживать действия нынешнего правительства...
Майя Санду: Врагами граждан являются коррупционеры и те, кто их поддерживает. И это правительство поддерживает коррупционный режим!
Пойдем дальше, я увидела совершенно нереалистичный бюджет, в котором нет источников покрытия дефицита, неясно, за счет чего финансировать недостаток средств. Впрочем, вполне себе можно представить, что эти источники финансирования обойдутся гражданам очень дорого!..
### Vezi și... ### «Опять начались трюки, шантаж, угрозы, сделки... Очередная деградация очевидна»Свободная Европа: Почему вы считаете, что они обойдутся очень дорого?
Майя Санду: Потому что среди указанных источников я видела деньги из Российской Федерации. Хотя параллельно сам [премьер-министр Ион] Кику заявлял, что пока нет никакой ясности по поводу кредита со стороны Российской Федерации, что не известна процентная ставка.
Далее, я видела, что в декабре не поступили деньги из Европейского союза, не был перечислен второй транш макрофинансовой помощи. Еще я видела крайне запутанные заявления по поводу программы сотрудничества с МВФ, слышала, что, мол, «может быть нам сделать перерыв в отношениях с Международным валютным фондом». Ну, а пауза в программе сотрудничества с МВФ автоматически означает прекращение помощи и по линии Евросоюза, и со стороны Всемирного банка.
Не знаю даже, бывал ли у нас когда-нибудь настолько глупый бюджет! Источников финансирования у этого бюджета просто не существует.
Свободная Европа: Но в кабмине говорят, что в итоговом варианте бюджета осталось многое из того, что предлагали вы...
Майя Санду: Они взяли предложенные нами программы, но они не могут рассчитывать на финансирование, которое получили бы мы, потому что финансирование зависит от доверия к правительству и доверия к тем реформам, которые должен провести кабинет министров.
Нынешнее правительство доверием не пользуется. Они называют себя «правительством технократов», но кабмин ведет себя больше как избирательный штаб Игоря Додона в президентской кампании. А реформы у этого правительства слишком мелкие и краткосрочные. Ведь когда речь заходит о реформе правосудия, совершенно ясно, что ничего здесь с места не сдвинется. И первые признаки уже налицо, первые разочарования очевидны.
Остановлены все наши начинания — все, что касалось борьбы с коррупцией, борьбы с коррупционными схемами на уровне госучреждений. Общество все это видит, и ту же картину наблюдает и международное сообщество.
Кику говорил, что уже «в ближайшие часы» правительство разработает закон о реформе судебной системы. И сколько тех часов уже прошло?
Свободная Европа: Кстати, о реформе правосудия. Премьер-министр Кику на этой неделе собирается встретиться с генсеком Совета Европы. Вот, уже был избран генеральный прокурор, это же начало реформы системы юстиции, так ведь?
Майя Санду: Нет!
Свободная Европа: Но вы же ранее не высказывали негативных суждений относительно нынешнего генпрокурора...
Майя Санду: Я видела, каких заместителей предложил генеральный прокурор. По крайней мере, одного из них следует проверить на предмет незаконного обогащения. И если новый генпрокурор позволяет себе назначать подобных персонажей на столь высокие должности, что нам приходится думать о судьбе реформы прокуратуры в целом?
Ну, или же это не он проводил назначения, но это означает, что генеральный прокурор не контролирует ситуацию, что он — лишь формальная фигура, что делами вертят политические партии — ДПМ или ПСРМ, или обе партии вместе, что именно партии назначают людей на высокие посты, непосредственно касающиеся ситуации в прокуратуре.
Как я могу поверить в реформу прокуратуры и в добрые намерения г-на Стояногло после того, как на посту его заместителя оказался тот персонаж?!
Свободная Европа: Вместе с тем, был же широкий консенсус относительно назначения г-на [Александра] Стояногло на должность генпрокурора, и самые разные люди из противоположных лагерей говорят, что он нужный человек в нужном месте. А если ему не доверять с самого начала, то разве получится завершить расследования самых резонансных дел?..
Майя Санду: Просто все это означает конец реформы прокуратуры или реформы системы правосудия. Но с другой-то стороны, за пределами прокуратуры есть и второй элемент реформы, который касается судебной системы.
Помните, в инаугурационной речи Кику говорил, что уже «в ближайшие часы» правительство разработает закон о реформе судебной системы? И сколько тех часов уже прошло?
Предполагалось, что концепция реформы будет передана Венецианской комиссии, чтобы к 7 декабря стала ясна позиция экспертов ВК. Но ничего не сделано, и очевидно, что никаких проектов в Венецианскую комиссию не поступало, я, скажем, ни о чем таком не слышала. Но зато я видела все новые попытки министра юстиции заблокировать деятельность Высшего совета магистратуры, чтобы главы мафиозных кланов в судебной системе избежали наказания! В общем, всем уже ясно, что у этого правительства нет задачи провести реформу системы правосудия.
### Vezi și... ### «Кража миллиарда, ландромат, беззакония в мэрии Кишинева, госзакупки и таможня» (ВИДЕО)Свободная Европа: А вам не кажется, что слишком много критики — это тоже не идет на пользу реформе?
Майя Санду: Что-то же должно делаться! А если ничего не происходит, то... Даже те робкие попытки со стороны системы... Вот, например, прокуратура, какова она есть на данный момент, пришла в ВСМ, попросила снять неприкосновенность с коррумпированных судей. А Высший совет магистратуры, каков он есть на данный момент, при всей возможной критике его нынешнего состава, впервые в новейшей истории Республики Молдова выступил с соответствующим предложением!
Да, кое-что внутри системы происходило, в некотором смысле, судейский корпус был воодушевлен нашим политическим дискурсом и нашими политическими намерениями. Но потом-то дело ничем не закончилось! Было лишь несколько нелепых заявлений и попыток остановить даже те робкие попытки системы, касающиеся очищения рядов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО, В БЛИЖАЙШИЕ ЧАСЫ - РАСШИФРОВКА ВТОРОЙ ЧАСТИ