На выборах 1 ноября за кресло президента Республики Молдова борются восемь кандидатов. Свободная Европа публикует серию интервью с претендентами на пост главы государства. Гость передачи «Предвыборная кампания 2020» — лидер партии «Действие и солидарность» (PAS) — Майя Санду.
Свободная Европа: Я проанализировал вашу предвыборную программу — и хочу спросить вот о чем. Как соотнести обещания с объемом полномочий главы государства? Вы говорите, что хотите добиться процветания страны, обеспечить и более высокие зарплаты, и рост пенсий, но ведь это — полномочия исполнительной ветви власти?
Майя Санду: Все обязательства в моей предвыборной программе связаны с проблемами, о которых говорят люди. Прежде всего, они жалуются на то, что у них нет возможности работать здесь, дома, что они не в состоянии заработать достаточно денег, чтобы обеспечить достойный уровень жизни. Везде, во всех населенных пунктах люди недовольны очень низкими пенсиями, которые не позволяют им покупать еду, лекарства, товары первой необходимости — самое элементарное!
Потому именно с этого вопроса мы и начали. Некоторые действия президент может осуществить самостоятельно, напрямую, есть вопросы, которые глава государства должен решать вместе с другими ветвями государственной власти. Но если у нас появится по-настоящему ответственный президент, заботящийся о людях и осознающий всю серьезность нынешней ситуации, тогда удасться решить массу проблем, — давайте поговорим об этом более конкретно, на примерах.
Your browser doesn’t support HTML5
Я занимаюсь привлечением средств для финансирования проектов в сельской местности. Эту задачу я начала решать несколько лет тому назад, а в 2019-м на посту премьер-министра я вела переговоры с Европейским союзом, о программе поддержки населенных пунктов Республики Молдова. В этом году программа уже стартовала, правда, речь идет о меньшей сумме выделенных средств.
Что я могу сделать в качестве руководителя страны, как использовать то доверие, которое мне оказывают [внешние партнеры]? Я могу выступить с обращением — и страна получит гораздо большую сумму для финансирования проектов по развитию Республики Молдова. Я говорю о системах водоснабжения и канализации, о проектах по решению проблем с утилизацией мусора, — это серьезные проекты, с бюджетами по нескольку десятков миллионов леев. А ведь у наших мэрий годовые бюджеты составляют порядка 2-4 млн леев!.. Так что глава страны может отправиться в Брюссель, провести переговоры — и получить для нашей страны доступ к важнейшим ресурсам. Все это вполне реально, и более того...
Свободная Европа: Но ведь эти два миллиарда леев поступят в Республику Молдова в любом случае — будет Майя Санду на посту президента, или не будет...
Майя Санду: Нет, я так не думаю. И насколько я знаю, утвержденная программа финансирования для Республики Молдова составляет порядка 17 млн евро, — а это куда более скромная сумма, нежели та, о которой мы договаривались ранее. Европейский союз уменьшил бюджет программы, в том числе — и из-за низкого уровня доверия, из-за отсутствия прогресса в реализации реформ в Республике Молдова.
Если страной руководит лидер, пользующийся доверием, то появляется возможность отправиться на переговоры и получить гораздо больше выгод для страны. Кстати, мы видим, что даже при нынешнем кризисе есть государства, получившие значительно большие объемы помощи от Евросоюза, — в том числе, и благодаря эффективному руководству этих стран. А мы не получили и того, что Европейский союз сам хотел нам выделить, — причем безо всяких условий, без требований о проведении реформ... Вот такое у нас правительство!
Словом, это как раз очень конкретный пример того, как президент страны может обратиться за помощью и получить ресурсы для развития сел, для финансовой поддержки малых и средних предприятий — это еще одна очень серьезная проблема. Мы поставили задачу — и предлагаем решения, которые помогут малому и среднему бизнесу.
Нам нужны дополнительные средства, ведь малым и средним предприятиям гораздо сложнее получить доступ к финансированию со стороны банковской системы. Для малого бизнеса банковские кредиты стоят слишком дорого, как и ресурсы других кредитных учреждений и ассоциаций. Однако, по примеру других стран, которым удалось договориться о доступе к дешевым финансовым ресурсам для малого бизнеса, я отправлюсь на переговоры, и мы эти деньги получим.
Свободная Европа: В соответствии с нормами Конституции, ветви власти в государстве разделены, а форма правления у нас остается парламентской. Так что в любом случае президенту для решения поставленных целей придется сотрудничать и с правительством, и с парламентом.
Майя Санду: Разумеется! Но я просто не могу себе представить, чтобы парламент или правительство вдруг захотели бы выступить против программ, которые так нужны людям, против того, чтобы страна получала больше денег на проекты в сельской местности, против того, чтобы у малого бизнеса появился доступ к дешевым ресурсам.
Кроме того, финансирование проектов по развитию сельской местности идет не через правительство. Я добилась того, чтобы финансирование шло напрямую, от доноров — к местным публичным администрациям: чтобы не возникало влияния политического фактора, чтобы не было вмешательства на уровне правительства или руководства районов. Мы же знаем, как у нас все делается...
Возвращаясь к вопросу: да, конечно, сотрудничество необходимо. Но как только нам удастся убедить доноров выделить средства для развития страны, правительству и парламенту останется лишь оценить наши усилия — и поддержать те решения, которые необходимы нашим селам.
Свободная Европа: Кому, по-вашему, проще добиться симпатий со стороны избирателей — тем, кто раздает предвыборные подарки, или же тем, кто говорит правду о том, что нужно делать в Республике Молдова?
Майя Санду: В первую очередь, достучаться до избирателя легче всего тому, кто владеет семью или восемью телеканалами, расходы на которые оплачиваются за счет украденных денег. Тому, кто постоянно лжет на этих телеканалах, презентуя собственные выдуманные достижения — и одновременно поливая оппонентов грязью.
Это самый простой способ обратиться к избирателю, и это то, чем занимается Игорь Додон, единолично контролирующий такое число телеканалов в Молдове. Помимо этого, есть и второй метод фальсификации выборов — электоральные подачки, скупка голосов избирателей. И у нас уже есть сигналы из нескольких населенных пунктов — люди нам рассказывают, что началась «мобилизация» почтальонов — сотрудников госпредприятия. Почтальонам поставили задачу — выяснить, кто в том или ином районе относится к уязвимым слоям населения, составить списки малообеспеченных граждан, а затем доставить им «предвыборные подарки». В этих мероприятиях участвуют и мэры, представляющие Партию социалистов. Все это зовется предвыборной коррупцией.
Мы ведем себя честно, беседуем с людьми откровенно, и мы ничего не «дарим» избирателям. Мы распространяем лишь информационные материалы, в которых рассказываем о том, какой мы видим нашу страну, и как вытащить ее из болота.
Все мы хотим увидеть, наконец, свет в конце туннеля, увидеть, что ситуация меняется, и эти перемены — правильные, убедиться, что проблемы постепенно решаются, одна за другой.
Свободная Европа: Некоторые оппоненты могут вас упрекнуть в том, что вы слишком много внимания уделяете проблеме фальсификаций в ходе предвыборной кампании, а этого недостаточно, чтобы завоевать симпатии избирателей. Они говорят, что вы больше теряете, чем приобретаете в результате массы заявлений о том, что выборы могут быть подтасованы или сфальсифицированы. И что на выборах надо выступать с конкретными, убедительными и аргументированными обещаниями.
Майя Санду: В нашей программе рассказывается о наиболее важных обязательствах, которые мы на себя берем. Но в то же время у нас есть и опыт прошлых выборов — опыт кампаний 2016-го и 2019-го, и мы знаем, как коррумпированная власть может подделать итоги выборов. Мы уже через это проходили. Абсолютно на всех наших встречах с избирателями люди выражают свое беспокойство, спрашивают нас, как защитить голоса, так что опасений много, и они реальны.
Я открыто говорю об этом Додону и его команде, а также я хочу обратиться ко всем представителям госструктур, которые причастны к попыткам фальсификации выборов: здесь речь идет о национальной безопасности, и наказание за кражу голосов, за подделку итогов выборов будет чрезвычайно суровым.
Нам нужны свободные и честные выборы, и именно этого требует закон. Мы хотим, чтобы все прошло спокойно, без волнений и протестов. Но для этого власти должны взять на себя обязательство отказаться от любых попыток фальсификаций — как во время предвыборной кампании, так и в день голосования.
Опасения у нас есть, и надо говорить о них именно сейчас, чтобы не было потом слишком поздно.
Помимо этого, мы обратились с призывом к оппонентам Игоря Додона. Ситуацию мы видим именно так: есть общий противник в этой кампании — Игорь Додон, с другими проевропейскими кандидатами мы не сражаемся. Мы уверены, что должны освободить страну от Игоря Додона. А затем надо приступать к наведению порядка на всех уровнях. Мы предложили проевропейским кандидатам обсудить, какова наша общая стратегия, необходимая для того, чтобы не допустить мошенничества на выборах, а также методы борьбы с фальсификациями.
На мой взгляд, это самый лучший подход — с одной стороны, мы призываем людей прийти на выборы и проголосовать, а с другой, мы обязаны защищать свои голоса и говорить абсолютно обо всех существующих проблемах и опасениях.
Свободная Европа: Обо всех нарушениях следует сообщать в компетентные инстанции, в правоохранительные органы, которые должны все проверить и принять соответствующее решение.
Майя Санду: Давайте вспомним, кто сегодня является председателем Апелляционной палаты — Владислав Клима, один из тех судей, которые по указанию Плахотнюка аннулировали результаты выборов в Кишиневе, когда победил Андрей Настасе. Все внешние партнеры заявили, что это решение суда не имело ни малейшего отношения к закону. Так что у нас возникают определенные вопросы о том, какое решение примет судебная инстанция, которой руководит судья Клима.
Да, мы будем сообщать о злоупотреблениях, мы будем обращаться в суды, в прокуратуру, в Центральную избирательную комиссию. Но этого может оказаться недостаточно, если если суд будет вести себя точно так же, как было в 2018-м. Мы можем рассчитывать лишь на собственные силы, и мы защитим голоса избирателей.
Свободная Европа: Опасения по поводу фальсификаций выборов возникают и тогда, когда заходит речь о голосовании избирателей с левого берега Днестра, о голосовании представителей диаспоры за рубежом... Что вы думаете о жителях Левобережья, обладающих правом голоса?
Майя Санду: Уже много лет мы видим, как участвуют в выборах избиратели с левого берега Днестра. Мы знаем, сколько человек приходят голосовать по собственной воле, — их не очень много. Это люди, которые разбираются в политических процессах, происходящих на правом берегу, и они — часть Республики Молдова.
В 2016 году Плахотнюк помог Игорю Додону стать президентом как раз через покупку голосов избирателей Левобережья. В 2019-м прецедент повторился, и скупленных голосов стало еще больше.
На каждой встрече люди говорят нам, что это — главная проблема, что они не хотят, чтобы кто-то за 20 евро решал их судьбу. Это очень беспокоит людей, живущих на территории правобережной Молдовы, и потому к властям у меня тот же месседж: не испытывайте терпение людей, не создавайте ситуации, чтобы люди с правого берега начинали ненавидеть людей с левого берега!
Люди очень обеспокоены, и если Игорь Додон попытается заняться скупкой голосов, как делал он в прошлом, и как мы сейчас об этом говорим. Он может столкнуться с масштабным сопротивлением людей, и мы советуем ему не испытывать их терпение.
Да, мы хотели бы увидеть конкретные шаги по воссоединению двух берегов Днестра. Но то, что мы видим сейчас, — это коррупция на выборах. Эту коррупцию организовал Игорь Додон, желающий разобщить жителей правого и левого берегов Днестра.
Это серьезная проблема, и она актуальна не только для предстоящих выборов, но и в среднесрочной перспективе, пока не будет найдено решение, так что — хватит, фальсификации надо остановить! Знаю, что им уже дважды удавалось провернуть задачку, в 2016-м и 2019-м, но это должно быть прекращено, потому что народ подобного больше не потерпит.
Свободная Европа: Один из ваших соперников — г-н Андрей Нэстасе объявил, что в случае его победы на президентских выборах он выдвинет Александру Слусаря в качестве кандидата на пост главы правительства. Как вы думаете, если бы и вы определились с кандидатурой премьер-министра, это помогло бы вам в кампании?
Майя Санду: Я обязуюсь назначать премьер-министрами только честных людей — и только профессионалов своего дела. Мы знаем, каков у нас сегодня расклад в парламенте, ситуация нам может не нравиться, но таковы реалии. Я предлагаю внести свой вклад в очищение политического класса, в очищение государственных институтов, мы избавим госструктуры от всех токсичных влияний со стороны политического класса и качественно изменим уровень профессионализма госчиновников.
Нам нужно настоящее государство, которое защищает интересы граждан, создает условия для их работы и жизни здесь, дома, которое помогает людям в сложные времена, как, например, сейчас, при нынешнем кризисе. Но все же давайте одновременно мы будем смотреть на вещи трезво! В сложившихся реалиях президенту очень сложно рассуждать о том, кто именно должен стать премьер-министром. Для его назначения нужны голоса депутатов парламента. Я готова к дискуссиям...
Свободная Европа: В интервью Свободной Европе Андрей Нэстасе говорил, что он может предложить пост премьера и представителю партии «Действия и солидарность»...
Майя Санду: Я готова обсуждать с парламентскими политформированиями вопрос о назначении нового правительства, которое будет способно помочь стране пережить нынешний очень трудный период. Да и потом, после внеочередных парламентских выборов, совершенно очевидно, что будет другое правительство. Однако, сейчас наша важнейшая задача — уменьшить количество заражений, остановить коронавирус и помочь экономике. Сегодня экономика находится в очень и очень сложном положении, и около трети компаний балансируют на грани банкротства. Состояние экономики из рук вон!
Свободная Европа: Правильно ли я поняла вас — вы говорите, что готовы подписать указ о назначении премьер-министра, который должен быть честным, неподкупным и ответственным человеком, но также надо учитывать расклад в парламенте, чтобы получить достаточное количество голосов для утверждения правительства?
Майя Санду: Да, все верно. Но, помимо этого, никто не может заставить меня подписать указ о назначении скомпрометировавшего или имеющего проблемы с честностью человека на пост премьер-министра — одну из высших должностей в государстве.
Свободная Европа: Есть решение Конституционного суда, в котором сказано, что в первый раз президент может отклонить кандидатуру премьера — и не подписывать указ, то если парламент проголосует повторно, глава государства обязан подчиниться решению высшего законодательного органа.
Майя Санду: Не думаю, что Конституционный суд потребует от президента назначить человека, у которого проблемы с неподкупностью. Обязанности есть, и мы можем обсуждать любые варианты, но, в конце концов, нам нужны честные и надежные люди, и чтобы спасти страну нам нужны профессионалы высшего класса.