Пока кабинет министров обсуждает проект закона о госбюджете на 2020 год, в обществе ходят слухи о возможном увеличении налогов. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу побеседовала с министром финансов Натальей Гаврилицэ о нынешнем состоянии государственной казны, узнав также о планах правительства по поводу роста доходной части бюджета.
Свободная Европа: Ранее правительство отменило ряд льгот, которые раздавала прежняя власть, в частности, исчез льготный 10-процентный НДС для предприятий HoReCa. Потом появились сообщения о том, что с 1 января возрастут налоговые ставки для компаний с более высокими показателями доходов. А сейчас поговаривают, что кабмин собирается утвердить ряд ограничительных мер в отношении бизнесменов, и некоторые предприниматели могут вообще свернуть бизнес. Это только слухи, или что-либо подобное нам все же стоит ждать?
Наталья Гаврилицэ: На данный момент министерство финансов не планирует увеличивать налоги или пересматривать ставки налогообложения. Когда мы в срочном порядке занимались оценками и анализом (для того, чтобы возобновить программу сотрудничества с МВФ), мы уже утвердили необходимые налоговые изменения. Но заметьте: рядовых граждан эти поправки не затронут. А уже с 1 января 2020 года налоговые корректировки начнут аккумулировать дополнительные доходы в бюджет.
Бизнесмены спрашивают прямо – стоит ли ожидать закручивания гаек. И я каждый раз вынуждена опровергать слухи
В ближайшее время мы намерены сосредоточиться на вопросах налогового администрирования, а также на упрощении отчетности. И здесь я особо подчеркиваю: любые изменения будут приняты лишь после широких консультаций и с экспертами, и гражданскими активистами.
Свободная Европа: Но все же с 1 января правила налогообложения физических лиц меняются? Власти говорят, что делается это ради защиты интересов лиц с низкими доходами.
Наталья Гаврилицэ: Система налогообложения физических лиц остается прежней, действует та же единая ставка – 12%. А с 1 января следующего года мы решили внедрить другое новшество. Поправки уже внесены в закон, чтобы обеспечить предсказуемость. Идея состоит в том, что у лиц с ежемесячным доходом в размере 30 тыс. леев (или с годовым доходом в 360 тыс. леев) отменяется личное налоговое освобождение. Мы считаем справедливым, когда люди с более высокими доходами платят чуть больше налогов. Так что граждане, получающие 30 тыс. леев в месяц, больше не смогут воспользоваться личным освобождением в размере 240 леев в месяц. Эта мера, кстати, коснется лишь 5 тыс. человек. Впрочем, я лично была бы только рада, если бы в Молдове появлялось все больше граждан с ежемесячным доходом более 30 тыс. леев.
### Vezi și... ### «Г-н Филип — прекрасный директор кондитерской фабрики. Там ему и место» (ВИДЕО)Свободная Европа: Как вы намерены помогать развитию бизнеса и стимулировать рост производства, не увеличивая чрезмерно налоговое бремя предпринимателей и обеспечивая параллельно рост поступлений в бюджет?
Наталья Гаврилицэ: Как увеличить доходную часть бюджета? Это можно сделать через повышение налогов, но это станет дополнительной нагрузкой для налогоплательщиков, и потому мы от подобных мер в обозримом будущем намерены воздержаться. Другой способ наращивания поступлений – это получение грантов из-за рубежа и рост бюджетного дефицита, который покрывается за счет кредитов. Именно такой метод мы и предпочли, учитывая, что у нас прекрасные отношения с европейскими партнерами. В этом году мы можем рассчитывать на гранты в размере 1 млрд 368 млн леев – эти средства предоставляются нам безвозмездно. И именно потому после прихода к власти приоритетом номер один стало для нас возобновление программы с МВФ. Это – гарантия разблокирования грантов, поступающих по линии Евросоюза. В противном случае нам пришлось бы затянуть потуже пояса и сокращать расходы.
До конца года мы получим от ЕС два транша макрофинансовой помощи в размере 60 млн евро
Деньги, которые мы получаем из-за рубежа, позволят нам обеспечить выплаты зарплат, пособий и пенсий, осуществлять инвестиции, позволят провести ремонт школ, больниц и детсадов, развивать сферу информационных технологий – словом, мы сможем сохранить расходы бюджета на определенном уровне и обеспечить устойчивый экономический рост.
Свободная Европа: Однако, вы избегаете говорить о возможном увеличении пенсий и зарплат?
Наталья Гаврилицэ: Как раз сейчас обсуждается налоговая политика и расходная часть бюджета на 2020-й год. По данному направлению, повторюсь, планов по увеличению нет.
Свободная Европа: Несмотря на ваши постоянные разъяснения граждане все так же озабочены возможным повышением налогов, а многие предприниматели все чаще говорят о закрытии бизнеса и последующей эмиграции.
Наталья Гаврилицэ: Действительно, подобные слухи доходят и до меня, нередко бизнесмены спрашивают прямо – стоит ли ожидать закручивания гаек. И я каждый раз вынуждена опровергать подобные слухи. Скажу еще раз: если и будут какие-то повышения налогов, то они коснутся исключительно предметов роскоши, например. Возможно, мы обсудим эти нюансы и с местными органами власти – чтобы посмотреть, как наиболее оптимально перераспределить ресурсы. Уверяю вас, все нововведения будут касаться не завтрашнего дня, чтобы можно было к ним адаптироваться и подготовиться, все поправки мы принимаем гласно, прозрачно, после соответствующих консультаций и самых широких дискуссий, в том числе – с теми категориями, которых касаются предполагаемые новшества. А в отношении ставок налогообложения я хочу еще раз опровергнуть слухи и заявить, что налоги увеличиваться не будут.
### Vezi și... ### Думитру Алайба: «Пока мы сами у себя не наведем порядок, никакая Европа нам не поможет»Теперь что касается расходов. Если проанализировать расходную часть, то нельзя не заметить, что действия прежней власти как раз и привели к замораживанию отношений с МВФ и нашими европейскими партнерами. Это значит, что на 2020 год мы не располагаем запланированными внешними источниками. Сейчас мы активно и настойчиво обсуждаем возможности возобновления внешнего финансирования, чтобы нам не пришлось изыскивать внутренние ресурсы.
Свободная Европа: Вы недавно вернулись из Брюсселя, и там вы пообещали, что Республика Молдова 100 млн евро – двумя траншами…
Наталья Гаврилицэ: Да, и это отличная новость! Уже до конца года мы получим от ЕС два транша макрофинансовой помощи в размере 60 млн евро, a в начале следующего года поступит еще один транш – при условии выполнения всех тех обязательств, что мы на себя взяли для обеспечения прогресса и внедрения договоренностей по Соглашению об ассоциации с ЕС.
Пока у нас нет функциональной прокуратуры, мы не сможем двигаться вперед
Свободная Европа: В чем состоят эти условия?
Наталья Гаврилицэ: Для получения второго транша нам нужно закончить разработку и обсудить новый закон о госзакупках в сфере коммунального хозяйства. Иными словами, необходимо утвердить особую процедуру заключения договоров на предоставление коммунальных услуг, чтобы определять поставщиков, занимающих доминирующую позицию на рынке услуг. Выполним это условие – получим соответствующие транши от Евросоюза.
Мы уже одобрили налоговые меры, ранее обговоренные с МВФ, сейчас подсчитываем, сколько мы можем потратить в 2020 году, пытаемся выяснить, получится ли пересмотреть закон о заработных платах. Я собираюсь встретиться с представителями профсоюзов и обсудить с ними, например, возможность повышения финансовой автономии на местном уровне, потенциал для увеличения определенных социальных выплат, рост инвестиций в среднесрочной перспективе. Сейчас эти вопросы обсуждаются на уровне правительства, разумеется, все решения мы примем после обстоятельных консультаций с общественностью, и только после этого вынесем их на рассмотрение и утверждение парламента.
### Vezi și... ### Александру Слусарь: «Сервер Плахотнюка отключен. Но на его месте не должен появиться новый» (ВИДЕО)Свободная Европа: Вы еще заявляли, что если удастся ликвидировать коррупционные схемы, работавшие в интересах отдельных лиц, то в госказну сразу же начнет поступать больше средств…
Наталья Гаврилицэ: Сейчас предпринимаются серьезные усилия по ликвидации определенных схем, в том числе, меры по финансовому оздоровлению ряда предприятий. Несмотря на то, что они пострадали от действий мошенников, тем не менее, эти компании могут принести государству определенные дивиденды. Но все это станет возможным в результате мер, которые будут приняты в 2020 году, а результаты будут влиять на бюджет 2021 года. Ну, а в следующем году размеры поступлений в бюджет определяются мерами, предпринятыми в 2019-м.
Мы очень рассчитываем на активизацию действий по отслеживанию средств, выведенных из страны, и очень надеемся, что прокуратура выполнил свою работу и установит всех, кто причастен к краже века и другим криминальным схемам, а также поможет вернуть деньги в бюджет. Первое и самое главное для нынешнего правительства и для частного сектора – это реформа системы правосудия, потому что до тех пор, пока у нас нет функциональной прокуратуры, способной определить авторов преступных схем, найти и наказать тех, кто разбогател незаконно; пока у нас нет судебной системы, способной привлечь к ответственности казнокрадов и мошенников – мы не сможем двигаться вперед.
Действующий кабмин уже утвердил ряд мер по реформированию юстиции, но система пока сопротивляется изнутри. Поэтому совершено ясно, что главная борьба, которая позволит и сформировать благоприятный климат для бизнеса, и повысить доходы, и улучшить эффективность расходования бюджетных средств – эта борьба именно за реформирование юстиции.
### Vezi și... ### Штефан Глигор: «Новый генпрокурор без реформы всей системы юстиции — фигура бесполезная»Свободная Европа: Некоторые эксперты видят некое соперничество между аппаратом главы государства и кабмином. Например, инициативы Игоря Додона в поддержку наиболее уязвимых категорий граждан – вот, например, о необходимости индексации пенсий два раза в год. Почему правительство не предлагает своих решений в этой сфере?
Наталья Гаврилицэ: У нас есть решения – и не исключено, что более полезных, но мы о них еще не заявили. Мы придерживаемся принципа социальной справедливости и считаем, что увеличение налогов надо осуществлять за счет наиболее богатых, за счет отмены льгот. Вы уже видели наши действия, касающиеся торговли в режиме duty free, по снятию личных освобождений с компаний, работающих в игорном бизнесе, также мы намерены увеличить акцизы на табачные изделия, и мы уже откорректировали меры по налоговой амнистии. Например, восстановили возможность проведения проверок, которые были запрещены.
На Железной дороге больше занимались «схемами», нежели освоением кредита на приобретение локомотивов
Кроме этого, мы утвердили ряд мер по увеличению и мобилизации ресурсов, то есть, по увеличению доходов, но вместо того, чтобы увеличивать НДС для всех налогоплательщиков, как планировала прежняя власть в случае возобновления программы сотрудничества с МВФ, мы решили ограничиться действиями, которые касаются минимального числа граждан – и это один из приоритетов нашего правительства. Мы считаем, что продолжением реформ должно стать увеличение зарплат, обеспечение доходов социально незащищенных категорий граждан, повышение социальных выплат, прежде всего – адресных, предназначенных для самых бедных слоев населения.
Свободная Европа: Впереди зима, и надо бы подумать, как поддержать наиболее уязвимых граждан…
Наталья Гаврилицэ: Нас очень беспокоит, что отдельные независимые регуляторы не отреагировали своевременно и не проявили должной расторопности для предотвращения нежелательных ситуаций. Если тарифы все же вырастут, правительство предложит конкретные программы поддержки социально уязвимых категорий населения. Более того, я вновь тут вернусь к юстиции: мы готовы к полноценному сотрудничеству и с нашими партнерами по коалиции, и со всеми причастными сторонами. Нужно добиться, чтобы система правосудия начала работать на благо граждан.
Не знаю, откуда поступает информация к г-ну президенту: когда мы обсуждали Меморандум с МВФ, мы согласовали все пункты и с ним, и с парламентом
Свободная Европа: Что вы намерены обсуждать в Кишиневе с делегацией МВФ?
Наталья Гаврилицэ: Это консультации по поводу бюджета 2020 года, вопросы основных параметров, в том числе возможное увеличение фонда зарплат без риска для инфляции, а также пределы увеличения капитальных инвестиций, при условии максимального освоения выделяемых средств. То есть, сколько можно потратить, например, на ремонт дорог. Потенциал есть, и более того, у нас же можно говорить о нашей традиционной проблеме: каждый год мы в состоянии расходовать больше средств, чем это происходит де-факто. Частично это вина в отсутствии политической воли со стороны предыдущего правительства. Были случаи, когда, например, на Железной дороге Молдовы больше занимались «схемами», нежели освоением кредита на приобретение энного количества локомотивов, с покупкой которых мы тянем уже четыре года!.. Кроме того, есть и определенные проблемы в сфере менеджмента.
### Vezi și... ### Ален Пиллу: «Нужно сделать все, чтобы поддержать малые и средние предприятия»Свободная Европа: В ходе переговоров с МВФ сюрпризы исключены?
Наталья Гаврилицэ: По части налоговой политики – полностью.
Свободная Европа: Значит, никто больше не будет менять правила во время игры?
Наталья Гаврилицэ: Как я уже сказала, сразу же после нашего прихода к власти, когда в авральном режиме пришлось заниматься оценкой ситуации, корректировать бюджет на 2019 год, мы обговорили и согласовали меры, которые необходимо ввести с 1 января 2020 года для обеспечения предсказуемости и стабильности в сфере бизнеса.
Свободная Европа: Я спрашиваю в надежде, что прекратятся упреки в ваш адрес со стороны главы государства, который считает, что новый кабмин недостаточно подготовлен для проведения переговоров на профессиональном уровне.
Наталья Гаврилицэ: Не знаю, откуда поступает информация к г-ну президенту, но могу сказать, что когда мы обсуждали Меморандум с МВФ и, в частности, налоговые меры, мы предварительно согласовали все пункты и с ним, и с парламентом, который эти меры одобрил.
Что же касается новых мер, которые могут найти отражение в налоговой политике, то надо сказать, что если и будут какие-то ограниченные действия, например, по налогообложению автомобилей класса люкс, то и они будут широко обсуждаться в деловых кругах, состоятся консультации – и в итоге все решения будут приняты только при условии, что они встретят поддержку со стороны всех политических сил и найдут широкий консенсус в бизнес-сообществе.