Внешнее финансирование Молдовы остается под большим вопросом, внутренние ресурсы практически исчерпаны, и появляется все больше проектов и обещаний, связанных с выборами. Каким будет 2019 год с точки зрения финансов? Мнение экономиста Expert Grup Еуджена Гилецки.
Свободная Европа: По мнению оппозиции, в Законе о госбюджете на 2019 год расходы завышены, источники экономического роста нереальны, и что это вообще документ, скроенный под выборы. Вы разделяете подобные опасения?
Еуджен Гилецки: Думаю, проект бюджета на следующий год в том виде, в каком был принят в первом чтении, достаточно взвешенный, и необязательно несет какие-либо серьезные угрозы. Хотя, действительно, есть ряд опасений, которые разделяем и мы. Прежде всего, наибольшая опасность, которая нам видится, связана с источниками финансирования бюджета. На следующий год власть продолжает рассчитывать на внешние поступления, на гранты и кредиты, которые, как известно, сейчас под большим вопросом.
Свободная Европа: За счет внешних поступлений власть рассчитывает покрыть какую-то часть дефицита бюджета? Или надежды на внешних доноров более существенные?
Еуджен Гилецки: Если говорить, например, о прошлогодней ситуации, когда власть планировала на этот год получить внешние гранты и кредиты на общую сумму свыше 8 млрд леев, то в действительности до конца года эта сумма составит в лучшем случае 3 млрд. Иными словами, на 2018 год общая сумма внешних кредитов и грантов была сильно завышена, разница составила около 5 млрд леев.
Давно назрела необходимость повышения зарплат в бюджетном секторе, налицо серьезный отток кадров
На следующий год тоже прогнозируются довольно значительные поступления, власть надеется получить грантов на сумму свыше 2 млрд леев, а также кредитов на несколько миллиардов. Однако, значительная часть этих поступлений под вопросом, так как их предоставление зависит, прежде всего, от Европейской комиссии, которая заявила ясно: решение о разблокировании финансирования и выделения кредитов и грантов будет принято только после выборов, в зависимости от того, как пройдут выборы, а также от контекста, который сложится по результатам голосования. Следовательно, это один из самых серьезных вопросов относительно бюджета на следующий год.
Свободная Европа: А как обстоит дело с расходной статьей? Посмотрите: «Хорошие дороги для Молдовы», строительство Arena Chișinău, повышение зарплат, пенсий и пособий – и все это на фоне прогнозируемого сокращения налоговых поступлений в результате налоговой реформы. Трудно поверить, что 4-процентный экономический рост в состоянии покрыть все расходы.
Еуджен Гилецки: С одной стороны, я разделяю опасения по поводу сокращения поступлений на фоне налоговой реформы. Но налоговая реформа направлена на достижение и побочного эффекта – увеличения поступлений за счет косвенных налогов и сборов.
Иными словами, в результате налоговой реформы к концу каждого месяца у граждан останется больше денег, эти средства будут потрачены, что и приведет к увеличению налогов за счет, например, НДС.
Свободная Европа: А это не спровоцирует рост инфляции?
Еуджен Гилецки: Пока, по данным Нацбанка, спрогнозированная инфляция не выходит за установленные пределы. Если посмотреть уровень инфляции на конец года – я имею в виду этот год, – то показатель намного ниже запланированного, следовательно, инфляционного прессинга не наблюдается.
С другой стороны, если говорить о расходах, то одна из проблем бюджета-2019 – и это касается не только следующего года, мы сталкиваемся c аналогичной проблемой уже не один год – связана с тем, что наибольшие расходы приходятся на социальные статьи, а бюджет не ориентирован на наращивание экономического потенциала. Например, в бюджете на следующий год 65% расходов направлены на здравоохранение, молодежь, образование и социальную защиту. Это очень важные составляющие, несомненно, но они не в состоянии восстановить экономику Республики Молдова, чтобы мы могли обеспечить более значительный рост по сравнению с показателями последних лет.
Несмотря на то, что власть упустила значительную часть внешнего финансирования, в бюджете дыры не возникло
И здесь просматривается фундаментальная проблема, решить которую очень непросто. Потому что решение предполагает создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, создание рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы и т.д. В то же время, надо признать, что у нас давно назрела необходимость повышения зарплат в бюджетном секторе.
Бюджетный сектор стал крайне неконкурентоспособным по сравнению с частным сектором, налицо серьезный отток кадров из госсектора, лучшие профессионалы уходили как раз из-за низких зарплат. Да, я согласен, что некоторое сомнение вызывает тот факт, что власть решила пойти на повышение зарплат именно накануне выборов, – но само повышение назрело уже давно.
Если говорить об инфраструктуре, то и здесь мы отчаянно нуждаемся в улучшении ситуации, прежде всего, для того, чтобы привлечь иностранные инвестиции. Сомнение, которое возникает в связи с ремонтом дорог в Республике Молдова, вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, не по политическим ли критериям выбирали участки дорог для ремонта? И второй вопрос, еще более серьезный, связан с качеством работ. Были неоднократные сигналы по поводу низкого качества отремонтированных дорог. Если уж мы решили вкладывать около миллиарда леев ежегодно в ремонт дорог, то очень важно делать это с учетом стандартов качества, чтобы через год-два не пришлось опять ремонтировать эти же дороги!..
Свободная Европа: И на все это деньги действительно есть?
Еуджен Гилецки: Если Молдова лишится внешних кредитов, то единственная возможность обеспечить финансирование всех расходных статей – это внутренние кредиты. С другой стороны, например, в 2018 году поступления в бюджет превысили ожидания, и по состоянию на конец сентября образовался профицит в размере 1,8 млрд леев. Иными словами, до сентября бюджетные доходы превысили расходы на 1,8 млрд леев.
Совет гражданам – быть готовыми ко всему. Всегда стоит надеяться на лучшее, но быть готовыми к худшему
Важно посмотреть на источники этих доходов. Например, в 2018 году значительно выросли поступления от подоходного налога юридических лиц – более чем на 35%. Это признак того, что Налоговая служба стала работать более эффективно. С другой стороны, по этой части власти прогнозируют не менее значительный рост и в 2019 году. И здесь возникает вопрос: а за счет чего достигнуто увеличение поступлений от подоходного налога юридических лиц? Объективный ли это рост, или же эта динамика объясняется какими-то ограничениями бизнес-среды? Но пока мы должны признать, что несмотря на то, что власть упустила значительную часть внешнего финансирования в 2018-м, в бюджете никакой особой дыры не возникло.
Свободная Европа: Но дыра может появиться? Проводились различные параллели с 2009 годом, когда после такой же предвыборной кампании образовалась 9-миллиардная дыра, и минфину, как вы наверняка помните, пришлось урезать расходы и суммы трансфертов.
Еуджен Гилецки: Возможно, где-то этот риск и есть. Но я пока не вижу, чтобы он в чем-то материализовался. Повторяю, не исключено, что в последнем квартале расходы значительно превысят доходы, и, в конечном счете, бюджетный дефицит все-таки в 2018 году появится. Мы внимательно будет следить за этой составляющей, и если действительно возникнут проблемы или угрозы, то, несомненно, мы это увидим.
Свободная Европа: Это уже третий бюджет, который вносит на утверждение парламента министр Армашу. Уже, наверное, можно говорить об определенном стиле. Один из упреков, прозвучавших в парламенте, состоит в том, что бюджеты незатейливы, лишены изобретательности. А вы что думаете? Можно ли в сложившихся обстоятельствах требовать чего-то революционного?
Еуджен Гилецки: Действительно, нам очень не помешало бы что-то революционное для того, чтобы вывести Республику Молдова на более высокую траекторию экономического роста. Четырех-пяти процентов роста, к которым мы привыкли за последние несколько лет, недостаточно, чтобы Молдова догнала соседей. Нам необходим рост экономики на уровне 7-8-9 и даже выше 10%.
Самое страшное – неспособность обеспечить поступления в бюджет. Это заставит минфин залезать в долги
Молдове крайне необходимо добиться подобного роста, поэтому, с одной стороны, я понимаю жесткие рамки, в которых находится министр финансов, и понимаю, что самая большая проблема, как уже отмечалось, это высокая доля социальных расходов, которые не генерируют экономического роста. Нам нужны инвестиции…
Свободная Европа: Проще говоря, мы проедаем все, что зарабатываем?
Еуджен Гилецки: Да, но такова природа бюджета, и всегда любой бюджет тратит все, что зарабатывает. Но дело в том, что расходы или хотя бы часть из них должны давать возможности для генерирования роста в перспективе. Это большая дилемма – и это проблема номер один, с которой сталкивается страна.
Свободная Европа: Какой совет вы бы дали гражданам, г-н Гилецки?
Еуджен Гилецки: Совет гражданам – быть готовыми ко всему. Всегда стоит надеяться на лучшее, но быть готовыми к худшему, и тогда мы сможем все преодолеть, сможем пережить любые бури, я имею в виду не только в 2018 году, но и вообще все житейские невзгоды.
Свободная Европа: Что может быть хуже сокращения расходов? И как это может выглядеть в следующем году?
Еуджен Гилецки: Самое страшное, что может случиться в следующем году, – это, наверное, неспособность обеспечить поступления в бюджет. Это заставит минфин залезать в долги на внутреннем рынке. А это приведет к сокращению ресурсов реального сектора, поскольку минфин будет конкурировать с бизнес-сообществом за ограниченные средства банков и граждан.
Свободная Европа: Значит, банковские деньги тоже пойдут на потребление, а не на экономический рост?
Еуджен Гилецки: Банковские деньги пойдут на кредитование государства, а не реального сектора. А когда деньги идут в госказну, они снова попадают в разряд социальных расходов, а не продуктивных затрат, которые мог бы генерировать частный сектор.