В ходе визита в США спикер парламента Андриан Канду заявил, что местонахождение 90% суммы «кражи века» уже установлено. Он дал понять, что основной подозреваемый по делу об исчезновении миллиарда из банковской системы Молдлвы – это Илан Шор, который пока не находится за решеткой лишь потому, что не завершено следствие. Эксперт Transparency International, бывший министр финансов Вячеслав Негруца в интервью Свободной Европе выразил недоумение относительно чисел, которые называл Канду.
Свободная Европа: Как вы отреагировали на новости от Андриана Канду, о которых он говорит в США, – что уже обнаружено 90% активов украденного миллиарда?
Вячеслав Негруца: Это заявление сделано в определенном контексте и вдали от дома. Если бы эта новость прозвучала здесь, в Республике Молдова, несомненно, было бы приведено больше цифр и аргументов о том, что ничего на самом деле не происходит – ни по части расследования, ни по части возмещения средств.
Налицо попытка следственных органов свалить в кучу сразу несколько эпизодов финансовых и банковских афер
Откуда они взяли эти 90%, почему именно 90%? Странное заявление, но посмотрим, может, последует расшифровка – расшифровка в виде имен, юрисдикций и действий по возвращению средств, ранее выведенных из банковской системы Республики Молдова. Но тот факт, что новость пришла из-за границы, дает основания рассматривать ее как попытку ввести в заблуждение партнеров по развитию, как отчаянную попытку вызвать к себе доверие, как восстановить кредит доверия.
Свободная Европа: А в целом как идет, по вашему мнению, возмещение украденных средств?
Вячеслав Негруца: Нет никакого возмещения! Все, что пытаются выдать за возвращение миллиарда – это поступления от ликвидации трех коммерческих банков, полученные в результате продаж активов и возмещения части кредитов, которые погашаются по графику. А по исполнительным листам, которые, по данным Нацбанка, составляют около 15 миллиардов леев, не возмещено ничего. Речь идет о пяти компаниях «группы Шора».
Повторяю, из 15 миллиардов леев не возвращено пока ничего. Все, что возмещается, идет по линии процедуры банкротства трех коммерческих банков от продажи активов и возврата кредитов, которые погашаются по графику и не имеют ничего общего с возвращением украденного миллиарда. Возможно, выведенные средства будут возмещены, если действительно начнется расследование по отчету Kroll, на базе стратегии возмещения, представленной властям компаниями Kroll и Steptoe&Johnson.
Свободная Европа: Допускаете ли вы, что г-н Канду опирался на информацию Генпрокуратуры и НЦБК – что расследование банковской аферы завершено на 90%?
Вячеслав Негруца: Мы очень мало знаем о том, можно ли отнести эти заявления прокуроров к ходу самого расследования. Налицо попытка следственных органов свалить в кучу сразу несколько эпизодов финансовых и банковских афер, на фоне которых «кража века» немого тускнеет. К сожалению, это явные попытки отвлечь внимание от украденного миллиарда на другие преступления, которые тоже заслуживают внимания со стороны органов правопорядка и привлечения виновных к ответственности.
С каждым днем надежды тают, и надежда вернуть часть утраченных средств становится все призрачней
Но, тем не менее, общество и партнеров по развитию необходимо информировать корректно, потому что речь идет о разных эпизодах, о разных средствах, подлежащих расследованию и возмещению. Не надо забывать, что речь идет об огромных суммах – и что украденный миллиард надо вернуть.
Свободная Европа: Сегодня государство может вернуть хоть сколько-нибудь весомую часть миллиарда?
Вячеслав Негруца: У государства было бы больше шансов вернуть украденный миллиард, если бы с самого начала был наложен секвестр на счета экономических агентов, чье участие в этом мошенничестве известно, которые фигурируют в отчетах Kroll. Если бы соответствующие органы отреагировали оперативно и должным образом, несомненно, шансов вернуть украденные деньги было бы больше. Но с каждым днем надежды тают, и надежда вернуть хоть сколько-нибудь значительную часть утраченных средств становится все призрачней.
К сожалению, миллиард в настоящее время в основном находится в иностранных юрисдикциях, в том числе в офшорах, указанных в отчете Kroll-2. Часть из этих ресурсов мигрирует, и я допускаю, что некоторые средства уже поступают в Республику Молдова в форме различных проектов, в том числе в сфере приватизации и т.д.
Свободная Европа: Ну, а граждане покрывают украденную сумму?
Вячеслав Негруца: Естественно, ведь, с одной стороны, они уже лишились ресурсов, которые принадлежали им в трех ликвидированных банках. Правда, впоследствии исчезнувшие депозиты вкладчиков были покрыты из валютных резервов, из международных резервов, находящихся в Национальном банке, которые косвенно так же принадлежат гражданам, поэтому им же и придется латать эти дыры.
С другой стороны, граждане четверть века – до 2041 года – будут платить проценты в порядке погашения ущерба, нанесенного в результате махинаций. В прошлом году, например, из госбюджета были изъяты 668 млн леев, в этом году первый платеж уже провели, а на 4 октября планируется следующий транш, в общей сложности речь идет о 800 млн, еще столько же выплачиваются в 2018 году в порядке обслуживания долга, переложенного на гражда. И так каждый год – до 2041-го – нам придется платить почти по одному миллиарду леев.