Linkuri accesibilitate

Йоханнес Хан: «Сумма дотаций будет уменьшена на треть» (ВИДЕО)


Внешние партнеры и финансовая помощь Молдове

Корреспондент Свободной Европы в Брюсселе Рихард Йозвяк обсуждает решение ЕС о замораживании финансовой помощи ЕС и сокращении дотаций с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом.

Свободная Европа: В последнее время в Молдове происходят довольно тревожные события. Как оценивает Еврокомиссия нынешнюю ситуацию?

Йоханнес Хан: В Молдове мы присутствует достаточно активно, мы связаны Соглашением об ассоциации, Соглашением об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле. В Молдове достигнут определенный прогресс в экономическом развитии – цифры достаточно хорошие. Есть улучшения в решении проблем банковского сектора. С другой стороны, налицо серьезные упущения в области укрепления правового государства и свободы выражения. Предметом серьезных дискуссий с Кишиневом стал и Кодекс о выборах – наши коллеги не прислушались к рекомендациям Венецианской комиссии [о реформе избирательной системы].

Johannes Hahn: Toți și-au exprimat îngrijorarea cu privire la situația din Moldova
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:12:22 0:00

И на всем этом фоне вот уже два с лишним месяца в Республике Молдова наблюдаются негативные тенденции в областях, связанных с правами человека... Это вызывает критические замечания со стороны не только Еврокомиссии, но и Европарламента в целом.

Мы уже обсуждали этот вопрос и дали свою оценку. Позиция Совета остается неизменной. Все выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией, более того – речь идет о пошатнувшемся доверии к Кишиневу и появившихся опасениях по поводу целевого расходования выделяемых Молдове средств. В конечном счете, мы сочли целесообразным не рисковать – и предотвратить возможные последствия. Поэтому и приняли решение о сокращении ежегодной финансовой поддержки и приостановлении очередных траншей макрофинансовой помощи.

Свободная Европа: Скажите, а что именно сокращено – и что приостановлено?

Йоханнес Хан: Приостановить – это означает не высвобождать второй и третий транши (речь идет о первом транше – прим. ред.) макрофинансовой помощи, а сокращение поддержки подразумевает, что включенная в бюджет сумма дотаций примерно в 70 млн на 2017-2018 гг. будет уменьшена примерно на треть. Важно отметить, что эти меры не направлены против граждан, наоборот, программы, которые еще остаются в силе, предполагают поддержку граждан и их интересов в рамках инфраструктурных проектов, – по переработке отходов и иных задач социальной направленности. И мы не пытаемся – ни в Республике Молдова, ни в других странах – поддерживать определенные группы интересов или подыгрывать той или иной партии. В своих решениях мы опираемся на цифры и факты, и исходя из этого выстраиваем свою стратегию.

Для нас неприемлема налоговая амнистия. И мы не можем мириться с отсутствием прогресса в расследовании банковского скандала

Свободная Европа: Если говорить конкретно о сокращении суммы помощи на треть, то на что должны были пойти эти деньги?

Йоханнес Хан: Меры касаются, например, реформы публичной администрации и других программ подобного рода, по которым правительство, конечно, достигло определенных результатов, но сейчас решено отдать предпочтение проектам, напрямую связанным с интересами граждан – прежде всего, инфраструктурным.

Другая сфера, в которую мы активно инвестировали – и в которой хотелось бы увидеть максимальные достижения – это взаимоподключение энергосистем Румынии и Молдовы. В этом направлении правительство тоже не проявляет особой активности и не выполняет взятые на себя обязательства, несмотря на то, что граждане кровно заинтересованы в диверсификации энергоснабжения, чтобы не зависеть лишь от одного источника.

Свободная Европа: Итак, финансовые пакеты на 2017-2018 годы урезаны. Что дальше?

Йоханнес Хан: Тут надо понимать – я это еще раз это подчеркну, что все эти меры можно и переиграть. При условии, что будет достигнут прогресс в областях, важных для нас, для Евросоюза. Если будут устранены все выявленные недостатки, прежде всего, по части правового государства. Например, для нас неприемлема налоговая амнистия. И мы не можем мириться и с отсутствием реального прогресса в расследовании банковского скандала.

Механизм приостановки безвизового режима есть. Но сейчас этот вопрос не рассматривается

Хочу сказать, что меры по недопущению повторения подобных ситуаций были предприняты, но ощутимых результатов в расследовании резонансного дела все еще нет!.. Всегда находятся какие-то оправдания, отсылки на то, что расследование ведется за пределами Республики Молдова... Однако, сути это не меняет.

Другая проблема связана с непризнанием результатов выборов мэра муниципия Кишинев – это решение, принятое в очень спорных, сомнительных условиях. И эти, и иные моменты говорят о том, что в Молдове далеко не всегда соблюдаются принципы демократии, гласности и корректности.

Свободная Европа: Поговорим о макрофинансовой помощи, выделение которой было приостановлено в июле. Что все-таки происходит с обещанными 100 млн евро?

Йоханнес Хан: В июле мы еще ждали решения МВФ, так как мы в какой-то мере зависим от оценки фонда макроэкономической ситуации в Молдове. Речь шла о том, что МВФ сделает это до конца июня, но произошла задержка, поэтому в тот момент мы не смогли высвободить первый транш. Вскоре МВФ дал зеленый свет по своей линии, и мы, в принципе, могли бы перечислить деньги. Но, по нашему мнению, ситуация по разделу правового государства сильно ухудшилась, и поэтому решено было приостановить первый транш – до улучшения положения дел.

Свободная Европа: Говорят, Молдова может лишиться и безвизового режима. Это так?

Йоханнес Хан: Этот вопрос пока не является предметом обсуждения. Молдова активно продвигает (например, в странах Персидского залива) идею получения гражданства за инвестиции – и делает это из экономических соображений. Но мы не можем следить за тем, кто получает гражданство Республики Молдова, которое дает право на свободный въезд в страны ЕС.

Граждане должны знать, что мы – на их стороне!

Этот момент, естественно, не может не вызывать у нас определенного беспокойства. Конечно, хотелось бы видеть больше прозрачности, больше ясности, так как предоставление гражданства из экономических или финансовых побуждений вызывают тревогу.

Механизм приостановки безвизового режима в случае появления каких-то нездоровых тенденций, противоречащих духу Соглашения о либерализации режима, есть. Но сейчас этот вопрос не рассматривается.

Свободная Европа: Однако это все же может случиться, если появятся основания?

Йоханнес Хан: Это зависит от стран-членов. Механизм приостановки безвизового режима существует на случай появления каких-то нездоровых изменений, противоречащих духу Соглашения о либерализации режима. Но, повторяю, на данный момент дискуссии по этому направлению не ведутся.

Свободная Европа: И последний вопрос. Что бы вы сказали молдавским гражданам, учитывая, что предпринимаемые Евросоюзом меры наверняка будут восприняты как наказание для Молдовы? Что бы вы сказали гражданам? А что – правительству Республики Молдова…

Йоханнес Хан: Я полностью отдаю себе отчет в том, что найдутся и такие, кто скажет, что мы лишаем граждан своей поддержки!.. Но я повторяю – это не так! Напротив, мы делаем все возможное для того, чтобы интересы рядовых граждан не пострадали. Ведь это и вопрос доверия к нам, мы не можем не реагировать, когда кто-то пренебрегает европейскими ценностями и стандартами – или, более того, нарушает их. Но реакция наша адресована молдавской власти, а не гражданам.

Граждане должны знать, что мы – на их стороне! Я не побоюсь одновременно признать, что и власти добились определенного прогресса по отдельным направлениям. Например, вырос экспорт в Европу. И это, конечно же, является результатом Соглашения о свободной торговле. Мы делаем все для максимального использования этих возможностей и впредь – и это, опять же, – в интересах граждан, и это – свидетельство четких европейских перспектив.

Но вот когда речь заходить про адаптацию законов к демократическим стандартам, то здесь надо признать, что ситуация оставляет желать много лучшего. И наши ожидания в области демократии и построения правового государства далеко не удовлетворены.

XS
SM
MD
LG