Это как грузовик в триллере. Не увернуться. ФСИН анонсирует реальный срок для Навального, находящегося в Германии. Гарантированно обещает задержание и арест. Он все равно прилетает, как тоже обещал. Его сажают, как, опять же, обещали. Он призывает выйти на улицы. Трудно было представить, что не призовет. Трудно представить, что власть не могла предвидеть, что он призовет. Какой план она приготовила в ответ на план Навального? Можно ли заранее спрогнозировать, как будут развиваться дальнейшие события, особенно с учетом того, что у Bloomberg появилась информация, что Навальному дадут большой реальный срок, вплоть до 10 лет по совокупности двух уголовных дел? Может ли такая информация существовать в природе? Если да, кто заинтересован в ее распространении? В обсуждении участвуют: аналитик Фонда Карнеги Андрей Колесников, политики Константин Янкаускас и Максим Круглов. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: С нами Андрей Колесников, Фонд Карнеги. С нами Максим Круглов, партия "Яблоко", Московская городская дума. Максим Круглов, можно сказать, герой прошлого года, потому что Максим один из тех, кто попал тогда в эту Думу, в которую не попали многие либералы и из-за чего случились протесты, о которых вы отлично помните. С нами на связи Константин Янкаускас. Константин уже побывал там, где бывали многие. Власть делает все, чтобы мы узнали о том, что произойдет завтра, это таинственное событие. Константин, с вами все в порядке, вы дома, вас отпустили?
Константин Янкаускас: Нет, я не дома. Меня дома пытались встретить сотрудники полиции, но так и не встретили. Поэтому я рассчитываю быть со своими избирателями завтра.
Елена Рыковцева: Мы не будем говорить, куда вы едете и где вы рассчитываете завтра со своими избирателями быть, тоже оставим в секрете, хотя все прекрасно обо всем знают. Потому что власть очень постаралась, чтобы все узнали обо всем. Мы об этом сюжет покажем, какой пиар устроила власть и городская, и федеральная завтрашним акциям. Есть два плана: есть план Алексея Навального, есть план Кремля. Есть ощущение, что они как-то друг за другом ходят, Навальный с властью. Посмотрим выступление Киры Ярыш, не то что выступление, ответ на вопрос корреспондента "Дождя" перед зданием полицейского участка, где шел суд над Алексеем Навальным, где уже было понятно, что его дальше сопроводят в тюрьму. Посмотрите, как она ответила на этот вопрос об их планах.
Your browser doesn’t support HTML5
Елена Рыковцева: Такой был анонс, что мы узнаем много нового. После того, что Кира проанонсировала план, мы узнали о том, что, во-первых, Алексея на 30 дней сажают, во-вторых, на следующий день мы увидели фильм о Владимире Путине. В конце своего пребывания на судебном заседании он призвал к выходу на улицы в субботу. Андрей, как бы вы определили план Алексея Навального на ближайшее время?
Андрей Колесников: Я его вижу как единственно возможный, вероятно, для него. Потому что ситуация вошла в абсолютный пик и клинч. Это уже война. Причем я не стал бы говорить, что это специальная война Путина с Навальным – это война с гражданским обществом, это гораздо шире – это война государства с собственным обществом. Навальный лишь часть этого общества, символ самый видимый и явный. Символ, который стал персонификацией сопротивления ровно потому, что государство пыталось его убить, и ровно потому, что государство не было готово к тому, что он вернется на родную землю, начнет здесь некую политическую активность. Это только начало процесса. Я думаю, если мы говорим о краткосрочном плане, вот еще одно расследование очень эффектное, вот вам попытка протеста, который, естественно, будут подавлять, просто страшно думать о том, что может произойти завтра. Но говорить нужно о плане среднесрочном на этот год, год парламентских выборов, когда Навальный своими технологиями будет портить эти выборы власти, а настроения у людей будут хуже – это создаст, конечно же, проблемы для этих выборов, где нет выбора, на самом деле. Потому что выбирают все партии старые, которые не имеют отношения к политической борьбе и представительству демократических слоев населения. Но есть же еще впереди много лет, есть еще 2024 год. Даже если Навальный будет сидеть, а план Кремля, чтобы он сидел в 2024 году и не мешал выборам. Я думаю, человек, сидящий в тюрьме, а не где-нибудь за границей, гораздо более опасен для власти одним фактом пребывания здесь на родной земле, пусть и в специфических условиях.
Елена Рыковцева: Хронология последних месяцев, когда стороны друг за другом ходят и знают отлично, какой шаг будет следующий, напомню, что в конце декабря мы узнали о том, что ФСИН объявляет Алексею Навальному предупреждение, внушение за то, что он не отмечается, как положено отмечаться, и предупреждает его, что его условный срок может быть заменен на реальный, 3,5 года. Перед этим Следственный комитет предупредил, что на Навального заведено уголовное дело, которое тоже может кончиться большим сроком. Начинается январь, Алексей Навальный объявляет, что я взял билет, я полечу. Практически на следующий день издание "Меш" публикует документ ФСИН, в котором не только это сообщение об условном сроке, а еще и объявление в розыск, которое означает, что человека задерживают в любом месте, где он обнаруживается. Ему анонсируют, что мы вас задержим. Дальше все замерли в ожидании три дня – передумает, не передумает. Он, конечно, не передумывает. У нас был такой эфир "А если Навальный не вернется?". Все гости сошлись в одном, что он не боится ареста, он не вернется – только если у него паспорт порвут физически. Он предсказуемо возвращается, его предсказуемо задерживают, он предсказуемо объявляет эти акции в свою поддержку. Власть предсказуемо сейчас говорит, что она начинает охоту за всеми, кто будет участвовать в этих акциях. Согласны, что ничего неожиданного нет в событиях последнего месяца?
Максим Круглов: Да, согласен. Мне действительно кажется, что эта аллюзия, что акторы ходят друг за другом, она правильная. Но мне бы не хотелось, чтобы они в итоге пришли друг за другом. Предсказуемость завтрашнего дня, когда, судя по всему, ожидаются очень серьезные задержания, очень серьезные репрессии, такая бойня даже, мне бы хотелось, чтобы до завтрашнего дня эта предсказуемость закончилась. Именно поэтому мы сегодня от фракции выпустили обращение начальнику московской полиции Баранову и начальнику московской Росгвардии с тем, чтобы они не допустили бойню, не в том смысле, чтобы пресекли подходы граждан Пушкинской площади, а в том смысле, чтобы вспомнили, что есть 31-я статья Конституции, вспомнили, кому они давали присягу на самом деле, и уважали право граждан на то, чтобы высказывать свои политические позиции. Судя по всему, акция планируется абсолютно мирная, абсолютно спокойная. Конституцией это прямо разрешено, она имеет прямое действие. Поэтому мы призываем вспомнить уроки лета 2019 года и не превращать московские улицы в зону боевых действий, в этом смысле цепочку предсказуемости все-таки остановить. Очень бы хотелось, чтобы завтра не было крови, задержаний, избиения в том числе детей, школьников. Я думаю, что они могут пойти на этот шаг и все-таки не реагировать так предсказуемо, как мы думаем.
Елена Рыковцева: То есть вы хотите получить от них Хабаровск?
Максим Круглов: Мы хотим, чтобы силовые структуры уважали право граждан быть услышанными или, по крайней мере, высказаться. Высказать свою позицию по поводу президента Путина, по поводу его собственности, по поводу его несменяемости, по поводу Конституции, по поводу репрессий, которые власть осуществляет с Алексеем Навальным.
Елена Рыковцева: То есть у вас есть надежда, что эта цепочка прервется завтра, мы не увидим того, к чему мы, к сожалению, морально готовы?
Максим Круглов: Когда-то давно Григорий Алексеевич сказал такую фразу: "Надежда у меня есть, а оснований для надежды у меня нет".
Елена Рыковцева: Это хорошая фраза. Константин, завтра вы на какой процент допускаете вероятность того, что в Москве случится Хабаровск, то есть выйдет большое количество людей, им дадут спокойно пройтись, высказать своем мнение, выразить поддержку Навальному, объяснить все, что они думают по поводу фильма и персонажа фильма, про дворцы Владимира Путина, и мирно разойтись?
Константин Янкаускас: Как будут действовать правоохранительные органы, будут задерживать, не будут – это, конечно, рубрика "вопросы к Валерию Соловью", то есть ему и подобным политологам лучше задавать вопросы. Что касается людей, опять-таки достаточно непредсказуемая вещь, сколько людей выйдет. Призывов было много со стороны деятелей искусства, со стороны лидеров общественного мнения, поэтому можно ожидать большого количества людей. Но в любом случае общественные настроения всегда трудно прогнозируемы. Как писал Достоевский: "Человеческая душа – это поле битвы Бога и Дьявола". Здесь все мы, я в том числе лично борюсь за то, чтобы сторона Бога, все светлое, хорошее, ради чего мы боремся, за лучшую жизнь в нашей стране, чтобы это победило, в том числе и завтра. Конечно, спрогнозировать, что будет завтра, я лично не берусь. Я надеюсь, что все будет хорошо, что Бог победит Дьявола в человеческой душе, Алексей Навальный в том числе будет на свободе.
Елена Рыковцева: Давайте посмотрим сюжет, мы собрали всю эту рекламу, которую власть сделала предстоящим акциям. Это просто удивительно, как она постаралась, чтобы побольше людей об этом узнало.
Your browser doesn’t support HTML5
Елена Рыковцева: Дальше вы уже читали много, это всюду пишется, что и в школах, и в вузах предупреждают "не ходите" – людей, которые, может быть, не имели понятия, куда им не ходить. И, наконец, отметился лично Сергей Собянин. Мы тут стараемся, не называем дату предстоящей акции, а он – давайте, пожалуйста.
Your browser doesn’t support HTML5
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА СМОТРИТЕ НА ВИДЕО