Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Редакция газеты Times получила в распоряжение документы, представленные ранее членам правительства Великобритании. Там, в частности, указано, что переходный период, который должен истечь 31 декабря 2020 года, может быть продлен на несколько лет, а не месяцев. Министры на Уайтхолл предупреждены об «отсутствии гарантий того, что Лондон сможет в короткие сроки освободиться от условий переходного соглашения» с ЕС, если «развод» будет осуществляться согласно текущему плану Мэй, сообщает ТАСС.

А по данным лондонского издания газеты «Московский комсомолец», 24 октября Тереза Мэй была на «часе премьер-министра» в Палате общин, после чего отправилась на заседание «Комитета-1922». Это неформальное объединение членов Консервативной партии, не входящих в состав правительства, либо всех тори, когда они находятся в оппозиции. Так вот, на обеих встречах премьер-министр была удостоена довольно холодного приема, причем даже со стороны консерваторов. Тем не менее, госпожа Мэй снова выстояла: ее оппоненты хотели запустить процедуру вотума недоверия, но ее пришлось отложить.

Однако несколькими днями ранее газета The Sunday Times, ссылаясь на свои источники, написала, что госслужащие рассматривают разные сценарии развития событий. «Это их (чиновников) работа, чтобы разработать резервные планы для всех возможных вариантов, даже маловероятных, в том числе второго референдума», - сказал источник (цитата по «Газете»).

Британское издание ссылается на члена Палаты общин от Консервативной партии Джонни Мерсера, заявившего, что он «не может продолжать поддерживать администрацию, которая не может функционировать», когда перед страной стоят такие серьезные вызовы, как Brexit. По его словам, в решающий момент британской истории страну не может возглавлять кто-то, «виновный в ужасной неспособности управлять». Более того, Мерсер получил поддержку со стороны министров и членов парламента.

Источник газеты The Sunday Times в британском правительстве утверждает, что Терезу Мэй предупреждали о том, что она «ставит под удар свое правительство», отказываясь от альтернативного подхода к Брекситу. «Но она не слушает. Это просто самоубийство», - говорит он. «Газета» напоминает, что самые серьезные противники Мэй – это ее бывшие соратники. Бывший министр по делам Брексита Дэвид Дэвис и бывший министр иностранных дел Борис Джонсон, по их словам, не позволят премьер-министру осуществить свой план. Консерваторам не нравится, что у Мэй есть только два сценария: либо предложенный ею план, либо отсутствие торговой сделки с ЕС.

Не могу не процитировать обширный аналитический материал, который опубликовал в газете The Daily Telegraph британский историк и публицист Тим Стэнли. Он считает, что Мэй ошибочно поставила во главу угла миграционный вопрос и отмену безвизового режима. «Миссис Мэй пошла на поводу у Европы: вначале обсудим денежные вопросы, затем гражданство, затем Северную Ирландию и только потом торговлю. Но Евросоюз подложил ей свинью в виде ирландской границы, и Мэй благополучно попалась на его уловку, подписавшись в прошлом декабре на таможенный союз как на запасной вариант для Северной Ирландии», - пишет автор (перевод ИноСМИ).

«Какой будет Великобритания после Брексита? Снизятся ли налоги? Станет ли меньше бюрократии? Будет ли свободная торговля?» - задается вопросами Тим Стэнли, передавая настроения многих людей в Британии. – Мэй своим поведением убедила народ, что этот мучительный процесс неизбежен и что нам ничего не остается, кроме как терпеть… Брексит мог бы стать праздником, но для этого нам нужен премьер, которому под силу закрыть глаза и представить себе открывающиеся перспективы».

Однако Тереза Мэй, прекрасно зная о критическом отношении к себе со стороны даже сторонников Брексита, не отступает. Как я уже писал в первой части, правительство опровергло информацию о подготовке повторного референдума, невзирая на соответствующее требование 700 тысяч митингующих, которые в субботу 20 октября вышли в центр Лондона. В то же время премьер-министр не хочет продления переходного периода, но не станет сильно возражать против нескольких дополнительных месяцев. По словам заместителя министра финансов Джона Глена, это не будет означать дополнительных выплат ЕС со стороны Великобритании, пишет ТАСС.

Однако в начале этой публикации сообщалось, что британских министров предупредили о продлении переходного периода до нескольких лет. Так где же правда? Сидишь и думаешь: как хорошо, что до официального выхода Великобритании из ЕС осталось немногим более пяти месяцев. Потому что эта эпопея уже давно напоминает строчку из известной песни: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я…».

Читайте также:

Брексит всё ближе – ставки всё выше. Часть 1 / Часть 2

И снова «Брексит»: туманность неминуемого

«Брексит» животворящий: Британия уходит, Европа оживает

Итоги 2017 года. «Брексит» становится неизбежным. Часть 1 / Часть 2

«Брексит» год спустя: продолжение бесконечного начала. Часть 1 / Часть 2

Разбуженная Брекситом. Франция спасает Европу. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Европа в поворотной точке. Часть 1 / Часть 2

От слов к делу. Часть 1 / Часть 2

Планы жёсткой леди

Деньги или достоинство. Brexit дорого обойдется Британии

Выход есть! Британия не откажется от Brexit

С вещами на выход: Brexit к нам приходит. Часть 1 / Часть 2

Когда я приступил в сентябре к описанию очередного этапа «битвы за Брексит» между Британией и Европейским Союзом, подчеркнул, что основной фронт постепенно смещается от линии Лондон – Брюссель на внутренние дела королевства. Иными словами, затянувшаяся проблема стала в большей степени раздражать не континентальную Европу – они-то как раз готовы к любому варианту, а оппонентов и даже отчасти соратников премьер-министра Терезы Мэй.

Перед очередным саммитом Британия-ЕС 17-18 октября многие предрекали второй в истории Британии женщине-премьеру скорую отставку, но она вновь сдержала атаку. Если вкратце, ее ответ уставшим ждать европейцам был «Еще немного погодите, у нас почти всё готово», а оппонентам в Британии – «не дождетесь».

И чтобы никто не сомневался в боевом настроении госпожи Мэй, она решила удивить и сторонников, и противников, выйдя на сцену съезда Консервативной партии 3 октября под замечательную песню Dancing Queen великого шведского квартета ABBA. Немного неуклюжие движения танцующего премьер-министра были полностью «перекрыты» ее оптимизмом, радостными аплодисментами присутствующих и, конечно, невероятным тиражированием этого эпизода в прессе. А сколько миллионов пересмотрели оригинальный клип шведских музыкантов!

Словом, госпожа премьер решила «втанцевать» своих оппонентов как можно глубже – на данный момент нет никаких признаков отставки Терезы Мэй, или резких изменений ее действий, или же повторного референдума. Забегая вперед, скажу, что на Даунинг-стрит опровергли информацию о том, что в стране может быть проведен новый плебисцит на тему выхода из ЕС. Brexit means Brexit, как сказала сама госпожа Мэй еще в 2016 году.

Что касается европейского «фронта», там относительно благополучно. Во всяком случае, сам глава Европейского Совета («президент ЕС») Дональд Туск по итогам октябрьского саммита заявил, что Брюссель и Лондон стали ближе к заключению соглашения о параметрах Brexit. На континенте даже готовы продлить переходный период, если британцы попросят об этом. Если же соглашение о параметрах выбора не будет подписано на ноябрьском саммите, останется еще декабрь. Напомню, что официальный выход должен состояться 29 марта 2019 года. Тем не менее, на континенте пока что готовятся к ограничительным мерам в отношении Британии. Франция готовит законопроект, который наделяет правом досматривать товары из Британии, а ее подданных обязывает получать визы.

Между тем, Тереза Мэй заявляет, что королевство и ЕС согласовали 95% из общего объема итогового соглашения. «В настоящее время согласовано 95% соглашения о выходе и протоколов… Формат «сделки» ясен. Мы согласовали общее соглашение по структуре и сути будущих отношений», - цитирует премьер-министр РИА Новости. Как известно, если не согласован даже один пункт из ста, то не согласовано ничего, а в данном случае оставшиеся 5% - это как раз самый болезненный ирландский вопрос.

Как пишет «Газета», Тереза Мэй утверждает, что Лондон не может принять предложение ЕС о том, чтобы Северная Ирландия осталась в пределах таможенной зоны отдельно от остальной территории Великобритании. «Первоначальное предложение Брюсселя на этот счет мы не можем принять, поскольку это означало бы создание таможенной границы по Ирландскому морю и разрушение целостности Соединенного Королевства. Я не верю, что кто-либо из британских премьеров принял бы такое предложение. Конечно, не приму его и я», - заявила Мэй в парламенте.

«В вопросе подготовки соглашения о выходе остаются хотя и немногие, но существенные нерешенные вопросы в отношении североирландского «бэкстопа» (сохранение Ольстера в составе общего рынка ЕС). Я готова работать с (Европейской) комиссией и лидерами ЕС, чтобы разрешить их как можно скорее», - сказала Тереза Мэй в Брюсселе после саммита ЕС (ТАСС).

В связи с этим РИА Новости напоминает, что для ЕС будет приемлемым вариант сохранения членства Северной Ирландии в таможенном союзе ЕС, но Великобритания считает, что ее регион не может автономно оставаться членом общего таможенного пространства. Возможно, это одна из причин продления переходного периода после непосредственного выхода Британии.

«В настоящий момент рассматривается вопрос о том, чтобы создать возможность для продления переходного периода на несколько месяцев. Однако мы не ждем, что возникнет необходимость прибегать к этому варианту, поскольку работаем над тем, чтобы к концу 2020 года у нас уже была новая система отношений», - сказала Тереза Мэй (ТАСС).

Продолжение следует

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG