Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Sorry! No content for 21 octombrie. See content from before

sâmbătă 20 octombrie 2018

14 октября в Баварии прошли выборы в земельный парламент – ландтаг. Казалось бы, событие локального характера, которое незачем освещать, но это совсем не так. Бавария – один из топовых регионов Германии по территории, населению, экономическому потенциалу и уровню благосостояния населения. С другой же стороны, Бавария – это ворота для мигрантов, продолжающих, пусть и в меньшем количестве, прибывать в Германию.

Но еще один важный аспект – этот регион долгое время был оплотом традиционного консерватизма в лице партии Христианско-социальный союз, партнера Христианско-демократического союза, который действует во всех остальных землях страны. Однако времена меняются, и Германия не избежала перемен. На выборах 14 октября ХСС получил всего 37,2% голосов. Первое место, но далеко не победа. Это худший результат Христианско-социального союза с 1950 года, и впервые с 1962 года он не сможет самостоятельно сформировать земельное правительство, т.к. в 205-местном ландтаге у ХСС только 85 кресел.

Второе место по итогам голосования заняла Партия зеленых – 17,5%. На третьем месте «Свободные избиратели» с 11,6%. Главный «возмутитель спокойствия» за последние годы – «Альтернатива для Германии» - получил весьма скромные 10,2% голосов, что, тем не менее, позволило формированию войти в ландтаг. И совсем уж печальный результат получили социал-демократы – 9,5%. Наблюдатели считают, что самым вероятным будет объединение ХСС и «Свободных избирателей», которые в сумме получат большинство. Не исключается и союз с «зелеными» - такие примеры в Германии уже есть.

В связи с этим «Газета» цитирует британское издание The Guardian, которое полагает, что причиной падения популярности ХСС стала некая двойственность подходов к миграции. С одной стороны, баварская партия пыталась отдалиться от партии Ангелы Меркель, которая продолжает поощрять миграцию. С другой стороны, раздавалась критика в адрес «Альтернативы для Германии», которая тоже против мигрантов. «Традиционный консервативный избиратель ХСС отказал партии в поддержке, отдав предпочтение более радикальной «Альтернативе»», - пишет британская газета. Между тем, опросы показывают рекордное падение рейтингов ХДС/ХСС. Согласно исследованию, проведенному газетой Bild am Sonntag, блок Меркель пользуется поддержкой всего лишь 26% респондентов.

Русская служба БиБиСи отмечает, что баварские выборы стали серьезным поражением Ангелы Меркель всего через несколько месяцев после того, как ей удалось сформировать «хрупкую коалицию» с социал-демократами. Издание отмечает, что дело не только в общеевропейской тенденции подъема правых сил, но и в том, что избиратели всё чаще отдают свои голоса небольшим новым движениям. «Бавария – это зеркало, в котором отражаются общенациональные настроения, а это падение популярности традиционных право- и левоцентристских партий», - продолжает БиБиСи.

Между тем, генеральный секретарь ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявила, что ситуация в Баварии – серьезное предупреждение. В свою очередь, член ХСС и нынешний премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (он сменил на этом посту Хорста Зеехофера, который стал министром внутренних дел ФРГ) считает, что партии нужно «извлечь важный урок». «Нам следует проанализировать перемены, происходящие как в Баварии, так и в обществе в целом, - подчеркнул Зёдер. – Одна из наших главных задач на сегодня – добиться того, чтобы Бавария оставалась стабильной, управляемой и такой же сильной, как сейчас».

Но что самое интересное, канцлер Ангела Меркель не стала скрывать, что люди потеряли доверие к политикам. «Выборы в Баварии показали мне, что даже при лучших экономических показателях и практически полной занятости почти во всех частях Баварии людям этого не хватает, если нет того, что важно, а это доверие, доверие к политическим игрокам», - цитирует госпожу Меркель агентство РИА Новости. По ее словам, она извлекла урок и теперь намерена работать над восстановлением доверия со стороны избирателей.

Продолжение следует

Moldova -- blog, Ernest Vardanean
Moldova -- blog, Ernest Vardanean

Поглощение Австрии дало Германии огромные стратегические преимущества. Во-первых, территория Рейха увеличилась на 17%, а население – на 10%, что сделало немаленькую европейскую страну еще больше. Во-первых, Рейх получил выход на Среднедунайскую равнину, к границе с Венгрией и Италией и вплотную подошел к Балканскому полуострову. В-третьих, Германия завладела австрийской промышленностью, развитым сельским хозяйством и вдобавок 50-тысячной австрийской армией. Наконец, в-четвертых, Чехословакия оказалась окружена немецкой территорией с севера, запада и юга. Следующая «остановка» Гитлера была всем очевидна…

Однако главный результат был политическим: Гитлер понял, что ему всё можно. С карты Европы и мира исчезло целое государство – и никаких возражений, если не считать протестов Советского Союза. И ведь это не Эфиопия, на которую, откровенно говоря, державам было наплевать. Это Австрия – продолжательница великой империи Габсбургов, один из важнейших культурных центров Европы. По большому счету, на Старом континенте нервничала только Чехословакия, так как чувствовала тяжелое дыхание не в меру разросшегося соседа.

Каждый раз задаешься вопросом: почему Британия и Франция закрывали на всё глаза? Только лишь от желания увидеть войну против большевизма? Правильнее будет сказать, что эта была смесь ненависти к коммунизму и страха перед Германией, причем второе было явно сильнее. Так, в частности, утверждают западные историки: англичане Леонард Мосли в книге «Утраченное время. Как начиналась Вторая Мировая война» (советское издание 1972 года, с. 29) и Джон Кимхе в работе «Несостоявшаяся битва» (1971 год, с. 165). А также французский историк Александр Верт (Франция 1940-1955 гг., московское издание 1959 года, с.53).

Германия кое-как старалась маскировать свои ближайшие планы. В том же марте 1938 года лично Герман Гёринг успокаивал чехословацкого посла в Берлине, называя аншлюс «семейным делом» (Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение – пролог Второй мировой войны. «Новая и новейшая история», 2009, № 1. С.27). Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. Уже 28 мая Адольф Гитлер собрал секретное совещание в Рейхсканцелярии и сообщил о своем решении «покончить с Чехословакией», чтобы (внимание!) создать себе тыл для наступления на Запад (не на Восток!). Об этом мы можем узнать из четырехтомника советского историка Вячеслава Дашичева «Стратегия Гитлера – путь к катастрофе» (издание 2005 года, Т.1, С.383).

Для Чехословакии тоже был разработан «национально-ориентированный» план. Но если Австрию Рейх проглотил целиком ввиду очевидных этнических и языковых причин, для славянского соседа Берлин уготовил нечто более хитроумное. Вдоль границы Чехословакии с Германией и Австрией проживало около 3 млн. немцев. Районы их компактного проживания – Судеты – представляли собой не только кольцо вокруг основной территории чехословацкого государства, но и важнейшие укрепрайоны его национальной армии и крупные промышленные центры. То есть утрата Судетской области наносила одновременно демографический, военный, экономический и стратегический удар по Чехословакии.

С другой стороны, на территорию этой страны претендовала Польша (Тешинская область) и Венгрия (Закарпатье). Плюс Словакия стремилась к независимости. То есть Чехословакия, будучи сильным экономическим игроком и стратегически важной территорией, имела ряд серьезных внутренних проблем, не воспользоваться которыми нацисты, естественно, не могли.

Но и западные страны не могли так демонстративно игнорировать союзнические обязательства (в первую очередь мы говорим о Франции) по отношению к Чехословакии. Как свидетельствует Леонард Мосли в упомянутой книге (с.64), французы хотели, чтобы Германия действовала ненасильственными методами, в противном случае она бы поставила Париж перед необходимостью выполнять свои обязательства.

В общем, я воздержусь от описания механизма реализации всего этого многоходового сценария по отторжению Судетской области. Достаточно сказать, что местная пятая колонна в лице предводителя судетских немцев Конрада Генлейна (Хенлайна) действовала в четкой координации с немецким посольством в Праге и ставкой фюрера. И чем жестче немцы давили на чехов, тем сговорчивее становились британцы и французы.

В сентябре 1938 года стало окончательно ясно, что Чехословакия обречена. Германия шантажировала Британию и Францию новой войной, кичилась поддержкой со стороны Италии; США призывали провести конференцию, но сами держались в стороне; Польша рвалась к Тешинской области, а СССР, как и в случае с Австрией, был гласом вопиющего в пустыне. Поэтому, когда в конце сентября Гитлер пригласил Муссолини, Чемберлена и Даладье на «совещание» по судетскому вопросу, советскую делегацию туда не позвали, а чехи, как статисты, дожидались своей участи в другой комнате дворца «Фюрербау» в Мюнхене, пока им не огласили приговор в отношении их же страны…

В результате «мирного» решения 30 сентября 1938 года Чехословакия потеряла Судетскую область с населением в 2,8 млн. немцев и 800 тыс. чехов. Страна также осталась без 66% запасов каменного угля, 80% текстильной промышленности, 70% мощностей по производству электроэнергии; была нарушена система железных и автомобильных дорог (Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха, 2016, С.465). А в марте 1939 года чешское государство полностью утратило независимость, став немецким протекторатом «Богемия и Моравия». Словакия стала «независимым» государством-союзником Германии. Польша получила свой Тешин, а Венгрия – Закарпатье.

И только Черчилль вновь оказался единственным западным политиком, который не побоялся назвать вещи своими именами. Выступая в Палате Общин 5 октября 1938 года, он заявил: «Мы потерпели полное и сокрушительное поражение… Мы находимся в центре грандиозной катастрофы… И не надо думать, что этим всё кончится. Это только начало» (Ширер, С. 466).

Однако Невилл Чемберлен, вернувшись в Лондон, заявил британцам, что «привез мир». Но он продлился меньше года. Уже 22 июня 1939 года Черчилль опубликовал статью в газете «Daily Telegraph», где указал, что Германия усиливает давление на Польшу из-за Данцигского коридора (Гилберт М. Черчилль: Биография, 2016, С. 654). А потом была война, 80-летие со дня начала которой мы будем отмечать в следующем году…

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG