Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Развитие скандальной трагической темы убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги как-то отодвинуло на второй план гораздо более масштабную и явно затянувшуюся историю с введением второй «волны» санкций США против Ирана. Еще 5 ноября администрация Трампа, как и предупреждала заранее, восстановила некоторые старые ограничительные меры и ввела в действие новые.

Так, санкции коснулись авиаперевозчика Iran Air, государственной судоходной компании IRISL, 50 иранских банков и их филиалов. В общей сложности санкции затронули более 700 физических и юридических лиц, самолетов и судов. Среди организаций, попавших под ограничительные меры, фигурирует также Иранская организация по атомной энергии.

«Санкции нацелены на иранские власти, а не на иранский народ», - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление Минфина США. Все имеющиеся в Штатах активы людей и организаций, подпавших под санкции, должны быть заблокированы. Американским гражданам запрещается совершать сделки с фигурантами санкционного списка. «Кроме того, люди, которые будут совершать некоторые транзакции с фигурантами сегодняшнего списка, также могут столкнуться с ответными мерами или с блокирующими санкциями», - говорится в заявлении.

«Это самые жесткие санкции США, когда-либо введенные против Ирана, они будут нацелены на важнейшие секторы экономики Ирана, такие как энергетика, судоходство и судостроение, а также финансовый сектор. Соединенные Штаты ведут кампанию с максимальным финансовым давлением на иранский режим и намерены настойчиво применять эти санкции, которые вступили в силу», - уточняет РБК, ссылаясь на текст заявления американского казначейства.

«Наложение казначейством беспрецедентного финансового давления на Иран должно дать понять иранскому режиму, что они столкнутся с растущей финансовой изоляцией и экономической стагнацией, пока они коренным образом не изменят свое дестабилизирующее поведение», - сказал министр финансов США Стивен Мнучин. Еще один чувствительный удар по Ирану – обращение США к системе SWIFT с «рекомендацией» отключить любые иранские финансовые организации. В противном случае сам SWIFT может попасть под санкции.

Европейские участники Венского соглашения по ядерной программе Ирана от 2015 года выразили сожаление в связи с решением Вашингтона, который отозвал свою подпись под документом еще 8 мая нынешнего года решением Дональда Трампа. Министры иностранных дел и финансов Великобритании, Франции и Германии выказали стремление поддерживать и далее финансовые транзакции с Ираном совместно с двумя оставшимися подписантами соглашения – с Россией и Китаем.

«Будучи сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий [официальное название Венского соглашения], мы привержены работе, среди прочего, посвящённой сохранению и поддержанию эффективных финансовых каналов с Ираном и продолжению экспорта Ираном нефти и газа», - говорится в совместном заявлении трех стран ЕС, на которое ссылается «Интерфакс».

Как отмечает газета «Коммерсант», ключевая задача Вашингтона – довести экспорт иранской нефти до нуля. По фактическим данным ОПЕК, в сентябре добыча в Иране из-за снижения экспорта упала до 3,447 млн. баррелей в сутки, то есть почти на 0,4 млн. баррелей со среднего уровня второго квартала. Госсекретарь США Майк Помпео заявил о снижении экспорта иранской нефти на данный момент на 1 млн. баррелей в сутки.

В то же время американцы пошли навстречу восьми странам, которым позволено продолжать импорт иранской нефти, но только при условии, что они уменьшат объемы и будут сотрудничать с США в других областях. В этот список вошли Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Турция, Италия и Греция. «Америка понимает ситуацию на рынке. Понятно, что исключить иранскую нефть с рынка невозможно», - сказал руководитель Национальной иранской нефтяной компании и заместитель министра нефти Али Кардор.

Тем не менее, санкции очень суровы, и Иран совместно с европейскими партнерами ищет пути их обхода. Еще в сентябре, после первой волны восстановления санкций, участники министерской встречи стран-подписантов ядерного соглашения решили создать для проведения легальных трансакций с Ираном финансовый механизм специального назначения (SPV), который позволит работать «в соответствии с европейскими законами». Механизм будет открыт не только для участников из ЕС, напоминает «Коммерсант». Однако в Иране пока не видят реальных действий со стороны Евросоюза.

«Когда американцы предлагают такой выбор: или вы работаете в США и, соответственно, на мировом рынке, или только в Иране, то выбор очевиден, - сказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. – Но иранцы теперь делают упор на европейские малые и средние предприятия, многие из которых готовы сотрудничать с ними. Уследить за всеми американцы не смогут, особенно если расчеты будут вестись в евро». Эксперт напомнил, что действие европейского блокирующего регламента в 1996 году было вызвано необходимостью защиты интересов европейских компаний на Кубе, которая с начала 60х годов находится под жесткими американскими санкциями.

Между тем, Стивен Мнучин заявил, что Вашингтон будет принимать «агрессивные меры» против любого механизма ЕС для торговых расчетов с Тегераном. «Иран ждут сложные месяцы и годы. При этом и иранцы, и европейцы ждут президентских выборов в США в 2020 году. Сейчас мы будем наблюдать процесс затягивания всех действий и реакции на эти действия как с одной, так и другой стороны. Все хотят знать, будет ли Трамп президентом еще четыре года, потому что в случае его поражения измениться может очень многое», - сказал Сажин «Ъ».

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

А пока Трамп довольно успешно борется с внутренней оппозицией в саудовском вопросе, само королевство неслабо лихорадит, поскольку официальные заявления о непричастности короля Салмана и наследного принца Мухаммеда к организации убийства журналиста мало кого убедили. Стали поднимать голову оппозиционные группировки, которых кронпринц отстранил от власти в результате дворцового переворота в прошлом году, да еще и хорошо «потрепал» под предлогом борьбы с коррупцией, фактически вынудив раскошелиться на фантастическую сумму в 800 млрд. долларов.

По сообщению агентства Reuters, десятки членов королевской семьи Саудовской Аравии выступают за смену наследного принца. Среди обсуждаемых кандидатов — принц Ахмед ибн Абдель-Азиз, 76-летний брат короля Салмана и последний из сыновей короля Абдель-Азиза, основателя Королевства. Кандидатуру Ахмеда готовы поддержать разведки западных стран, а также влиятельные члены саудовской королевской семьи, сообщает «Дождь» со ссылкой на собеседников агентства.

Газета «Коммерсант» приводит другие подробности этой интригующей истории. Известно, что 76-летний принц Ахмед вернулся в Аравию из Лондона, где он находился несколько месяцев, будучи в опале к королю Салману и МБС. Он назван в числе трех членов королевской семьи, которые выступили против назначения Мухаммеда кронпринцем. По информации западной прессы, Ахмед вернулся в Эр-Рияд только под гарантии безопасности со стороны США и Великобритании.

Как пишет «Ъ» со ссылкой на газету The Washington Post, ЦРУ характеризует принца Мухаммеда как «неустойчивую и высокомерную» личность, однако утверждает, что он твердо контролирует власть и не рискует потерять статус наследника престола, несмотря на скандал с убийством. «Он, вероятно, выживет», - говорит источник в разведке.

«Принц прекрасно понимает все расклады сил и готов к любому развитию событий», - сказал «Ъ» востоковед Григорий Косач, уточняя, что на стороне кронпринца МБС «большинство молодежи и силовой аппарат». «Различные силы могут рассматривать кандидатуру принца Ахмеда как легитимного наследника, ведь раньше престол переходил от одного сына первого короля Саудовской Аравии Абдель-Азиза к другому. Но нынешний король поменял принцип престолонаследия, передав бразды от детей Абдель-Азиза внукам, и вряд ли Саудовская Аравия вернется назад», - считает эксперт.

Между тем, «Независимая газета» со ссылкой на катарский телеканал Al Jazeera сообщает о создании целой оппозиционной группы под названием «Блок союзников за хорошее управление», куда вошли бывшие чиновники, журналисты и общественные деятели. Они опубликовали письмо, в котором утверждают, что политическая линия действующих властей привела королевство к «историческому кризису», поэтому наследник престола и его отец должны добровольно отказаться от своих полномочий.

Авторы письма считают, что стране нужен переходный период, на время которого ее возглавит принц Ахмед. Как утверждает главный редактор британского портала Middle East Eye Дэвид Хирст со ссылкой на свои информированные источники в западных кругах, от Ахмеда ждут помощи в поиске нового наследника, потому что прежний стал слишком «токсичным».

Естественно, официальное руководство Саудовской Аравии в лице министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра опровергло утверждения о возможной смене престолонаследника. «Я бы сказал, что это смехотворно, это совершенно неуместно», - цитирует ТАСС саудовского министра. По его словам, «руководство Саудовской Аравии, которое представляют король и наследный принц, – это красная черта для каждого саудита». «Страна полностью их поддерживает», - добавил он.

Процитирую старшего научного сотрудника Всероссийской академии внешней торговли Александра Зотина. Он напоминает, что отношения между президентом Турции Эрдоганом и МБС «исключительно плохи», поскольку Анкара в свое время поддержала смену власти (по сути, переворот) в Египте, где президента Мубарака сместили «Братья-мусульмане», поддержанные Катаром и Турцией и при этом глубоко ненавидимые в Саудовской Аравии. Кстати, сам убитый журналист был близок к «Братьям», за что, естественно, король и МБС его не жаловали. Ну, а Эрдоган не мог упустить такого шанса, чтобы переиграть Эр-Рияд как главного соперника в борьбе за лидерство в суннитском мире.

В свою очередь, Дональд Трамп мог бы получить определенные бонусы от кронпринца в обмен на его защиту в Вашингтоне. Например, пишет Зотин для «Коммерсанта», МБС должен согласиться на прекращение кровавой войны в Йемене, где давно уже настала гуманитарная катастрофа. И еще следовало бы прекратить бесперспективную блокаду Катара.

Кстати, об этом маленьком, но очень гордом государстве. «Независимая газета» сообщает, что в декабре в Эр-Рияд на традиционный саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) прибудет и делегация Катара. А в январе в загородной резиденции президента США в Кэмп-Дэвиде пройдет саммит аравийских монархий и США. «Не исключено, что во время этих мероприятий под нажимом Вашингтона произойдет примирение Дохи с другими арабскими столицами, разорвавшими c ней летом 2017 года дипломатические отношения», - пишет «НГ».

Тянущийся полтора года дипломатический кризис между Катаром и коалицией в составе Аравии, Эмиратов, Бахрейна, Египта и Иордании продолжал бы оставаться подвешенным, если бы не убийство журналиста Хашогги, которое подорвало позиции Саудовской Аравии и лично принца Мухаммеда, считающегося главным вдохновителем политики удушения Катара. Портал Middle East Monitor со ссылкой на неназванные источники сообщает, что Саудовская Аравия и Эмираты по просьбе США намерены пойти на ряд уступок Дохе.

«Разумеется, и от Катара будут ожидать каких-то шагов навстречу. Возможно, за возвращение в лоно арабских монархий Персидского залива Дохе придется пойти если не на полный разрыв нынешних вполне нормальных отношений с Ираном, то на их охлаждение, чего и добивается Вашингтон. В этом случае он сразу убивает двух зайцев: укрепляет партнерство монархий и отсекает Доху от Тегерана, в чьи объятия ее и толкнул летом прошлого года», - поясняет «Независимая газета».

Однако от возможного примирения саудитов с Катаром совсем не в восторге Египет, который продолжает бороться с «Братьями-мусульманами» даже после свержения их ставленника Мухаммеда Мурси. А еще в соседней Ливии спустя 7 лет после убийства Каддафи жизнь не стала лучше – там всякого рода исламисты окопались так, что угрожают всему региону.

Ну, что тут скажешь… Это Ближний Восток. Здесь любое мало-мальски значимое событие обретает большой региональный масштаб, а потом продолжается по какой-то своей внутренней логике или же порождает новые сюжетные линии, каждая из которых идет по своему сценарию – в литературе и кинематографе это называется spin-off. Убийство Джамаля Хашогги – это большая человеческая трагедия, но она послужила отличным поводом для продолжения региональных разборок, исходя из новых обстоятельств. Этакое «сараевское убийство» образца 2018 года.

Часть 1

Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG