Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

На днях мне удалось посетить Лондон. Я давно хотел увидеть город, который вызывает множество различных, порой диаметральных ассоциаций. Столица Великобритании и Британской империи, город-магнит для вольнодумцев всех мастей и беглых олигархов, Мекка для любителей роскошной недвижимости и крупный центр студенчества. Наконец, город дождей, родина важнейшего языка современности; город, по улицам которого ходили «битлы» и Фредди Меркюри – этого и многого другого достаточно, чтобы очень захотеть посетить город на Темзе.

Едва приземлившись в одном из многочисленных аэропортов британской столицы, я был приятно удивлен подчеркнутой вежливостью и даже юмором сотрудников миграционной службы. Кстати, британцы не ставят привычных печатей о прибытии и отбытии, а лишь «гасят» визу на въезде и не проверяют паспорта на выезде, - точно так же поступают американцы. В общем, вежливость, как везде в Европе, но у британцев она именно подчеркнутая и сочетается с доброжелательностью.

Следующий приятный «бонус» - наличие wifi в поездах, соединяющих аэропорты с городом. Правда, вслед за этим наступает первый шок – цены на метро. Разовая поездка, если у вас нет пластиковой карты Oyster, обойдется в 4,90 фунтов стерлингов, то есть 5,60 евро – в три раза дороже, чем одна поездка в парижском метро! И это притом, что во французской столице, если не брать в расчет пригороды, нет точки, расположенной дальше 400 метров от станции метро, а в Лондоне до некоторых станций придется хорошенько «топать».

По большому счету, это и есть правильное решение: по Лондону надо стараться ходить пешком, если позволяют силы и время. Это, поверьте мне, стоящее дело! Когда я приехал в гостиницу, сразу обратил внимание на близлежащие улицы и улочки. Небольшие 3-4-этажные старинные дома явно викторианской эпохи, из серого камня или кирпича, маленькие окна и очень-очень узкие лестничные пролеты с непременно скрипучими ступеньками. «Стилистика Бейкер-стрит, 221b», - сказал я себе. Естественно, тем же вечером я отправился по этому адресу – благо, это не очень далеко по меркам Лондона. Музей Шерлока Холмса соседствует с магазином «Битлз», но оба были закрыты.

Меня это не огорчило, ведь Лондон – очень «атмосферный» город, здесь важнее собственные ощущения, чувства причастности к чему-то интересному, неизведанному. В Париже, например, ощущение совсем иное – полет души, возвышение от постоянного «считывания» красивой информации-картинки. Прежде всего, это объясняется тем, что столица Франции в архитектурном смысле выглядит намного строже и единообразнее (не путать с однообразием!) – там ровные ряды 6-7-этажных желто-серых домов с одинаковыми балкончиками всегда радуют глаз, соединяясь в единый, очень гармоничный визуальный ряд. Лондон немного более эклектичен, но это совсем не портит впечатление. В конце концов, он втрое больше Парижа по площади и населению (в обоих случаях пригороды не учитываем), так что удержать город в единых стандартах было непросто, но, поверьте, это удалось.

В районе Пэддингтон (часть исторического района и современного «боро» Вестминстер), где я проживал, огромное количество всяких кафе и закусочных, открытых ливанцами. Именно ливанцами, судя по кедру, их дереву-символу, над входом. Кормят там вкусно и относительно недорого. Я обратил внимание, что во всех увиденных мною районах, кроме разве что правительственных кварталов, закусочные и кафе буквально на каждом шагу, чередуясь то с сувенирными лавками, то с магазинами одежды или техники.

В общем, в Лондоне вы голодным не останетесь. Кстати, в этом смысле британская столица ничем не уступает Парижу – даже наоборот, в «спальных районах» города на Сене не так много заведений общепита, и мне, помнится, приходилось пройти не один квартал в поисках перекуса на бегу. С другой стороны, в пересчете на евро лондонский фастфуд местами даже дешевле парижского. Не знаю, чем это объясняется – может, в Великобритании, стране с консервативными экономическими подходами, торговля и услуги имеют больше привилегий, потому и предложение выше, и цены ниже.

Лондонские улицы, особенно по вечерам, - яркое свидетельство статуса «глобального города», да еще и столицы крупнейшей в истории колониальной империи. Пакистанцы и индусы, включая сикхов (их всегда легко узнать по тюрбану, который скрывает волосы, - религия запрещает им ходить простоволосыми); арабы из всех уголков арабского мира; испанцы и латиноамериканцы. И студенты, очень много студентов. Здесь для них открыты престижнейшие университеты – Королевский колледж, Лондонская школа экономики и еще более 40 вузов.

В общем, я приехал увидеть Лондон и, несмотря на плотный график, постарался посетить максимум знаковых мест. Конечно, здание парламента и прекрасный Биг Бен. Правда, меня расстроило то обстоятельство, что еще летом знаменитые часы были закрыты на реконструкцию, завершение которой пока не предвидится – может, к маю, когда башне исполнится 160 лет? Но ведь я увидел это воочию, и всё прочее не имеет значения.

Полюбовался «Лондонским глазом» - огромным колесом обозрения, установленным прямо на берегу Темзы. Мне не удалось на нем покататься, потому что было еще утро, но ведь «глаз» прекрасно смотрится с Вестминстерского моста! Я поздоровался с Уинстоном Черчиллем, памятник которому стоит с обратной стороны здания парламента. Рядом монументы Дэвиду Ллойд Джорджу, Бенджамину Дизраэли, Уильяму Питту и другим выдающимся государственным и общественным деятелям Британии. Немного удивился отсутствию памятника Маргарет Тэтчер, но потом узнал, что он был установлен еще при ее жизни в самом здании парламента.

Я прошел мимо улицы Даунинг-стрит, где в доме номер 10 вот уже третье столетие проживают премьер-министры. Увы, после теракта 1991 года эта короткая улочка закрыта с двух сторон, но вежливые лондонские полицейские любезно позволили мне сфотографировать улицу через решетчатый забор. Господа «бобби» много шутили, что окончательно убедило меня в том, что английский юмор – это не умение шутить, а просто состояние души.

По улице Уайтхолл я прошел мимо здания правительства. В эти минуты я понимал, что не просто «осваиваю» очередное строение, а нахожусь рядом с самым могущественным центром власти в мировой истории XVIII – первой половины XX века. Британское правительство повелевало странами и народами, чертило границы и провоцировало войны – и всё на огромном пространстве, где «никогда не заходило солнце». Жаль, я не подошел к зданию МИД Великобритании – оно немного выпадало из моего маршрута, но про себя я отдал должное сильнейшей, опытнейшей британской дипломатии, у которой многому стоит поучиться!

Далее мой путь следовал к Трафальгарской площади, где установлена высокая колонна с адмиралом Нельсоном на вершине. Сэр Горацио Нельсон прославился разгромом испано-французского флота у мыса Трафальгар в 1805 году. Он погиб в этом бою, но перечеркнул планы Наполеона осуществить вторжение в Великобританию. Это была славная победа английского флота – возможно, крупнейшая после Абукирской битвы против французов в 1798 году и разгрома испанской Непобедимой армады в Гравелинской битве 1588 года.

…Я много чего не увидел в Лондоне. Дворец и мост Тауэра, Букингемский дворец, Британский музей, студия Abbey Road на одноименной улице – какой любитель «Битлз» откажется пройтись по пешеходному переходу, по которому шагали, позируя для фотографа, великие ливерпульские музыканты 8 августа 1969 года! Словом, мне определенно нужно туда вернуться.

Читайте другие «путевые заметки»:

Римские каникулы

На холмах Грузии. Часть 1 / Часть 2

Пройтись по Унтер ден Линден, свернуть на Фридрихштрассе…

Город семи настроений. Известный неизведанный Париж. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Моя большая греческая прогулка. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Как мы успели заметить, вся эта история вышла не только скандальной и зловещей, но еще и донельзя запутанной. Излишне напоминать, что любой мало-мальски значимый ближневосточный кейс немедленно обрастает такими специфическими «бонусами», как клановость, религиозная и этническая рознь, энергетика, терроризм, а также не в последнюю очередь личные амбиции. Дело Хашогги недалеко ушло от этой формулы, поэтому я перейду к весьма интересной сюжетной линии: (не)причастность наследного принца Мухаммеда бин Салмана и его дальнейшие перспективы.

Начнем с интригующего инсайда, который публикует французская газета Le Figaro со ссылкой на неназванные дипломатические источники в Париже. Выясняется, что давление на Саудовскую Аравию заставило королевскую семью искать принцу Мухаммеду замену. Лидеры важнейших кланов (а именно они де-факто управляют страной через сложную систему межплеменных союзов и взаимных компромиссов, в том числе в вопросе контроля над сырьевыми потоками) провели несколько закрытых совещаний.

Интрига еще и в том, что этот неформальный «совет мудрецов» был как раз и упразднен принцем Мухаммедом, едва он стал наследником престола. К слову, именно тогда саудовская система сдержек и противовесов дала трещину, потому что король Салман отстранил прежнего наследного принца – Мухаммеда бин Найефа, в результате чего клан Судейри, и без того являющийся самым мощным, усилился просто до недосягаемого уровня.

Так вот, Мухаммеду бин Салману, по информации источника, готовят замену. Но чтобы король Салман и клан Судейри не утратил позиций, далеко ходить не будут: новым наследником может стать Халид бин Салман, младший брат Мухаммеда, ныне посол Аравии в США. Кстати, этот факт служит возможным объяснением того, почему Джамаль Хашогги не пошел оформлять документы в консульстве Аравии в Вашингтоне – он, по версии СМИ, не хотел там сталкиваться с братом кронпринца, которого критиковал.

«Если Халед бин Салман будет назначен заместителем, это будет означать, что Мухаммед бин Салман близок к уходу, хотя и не сразу. Если он будет назначен, то это будет означать, что ветвь Салманов сохранит власть, что является приоритетом короля», - пишет ТАСС со ссылкой на газету Le Figaro, которая приводит слова неназванного источника в Эр-Рияде.

Петербургский блогер Анатолий Несмиян, хорошо разбирающийся в ближневосточной теме, тоже констатирует ослабление позиций принца Мухаммеда бин Салмана, но сомневается в том, что он санкционировал убийство Хашогги, ведь это открывает целый поток обвинений в адрес принца как якобы очевидного заказчика.

«Разведка США сообщила, что считает кронпринца причастным к убийству Хашогги, но… разведсообщество США в целом настроено против Трампа, а значит – может блокироваться с противниками Мохаммеда бин Салмана и принимать участие в провокации против него», - пишет Эль-Мюрид. Он напоминает две важные детали: кронпринц в прекрасных отношениях с Трампом и одновременно главный региональный вдохновитель давления на Иран. Упомянутый принц Мухаммед бин Найеф как раз является сторонником более мягкой политики по отношению к Тегерану.

Российский политолог Максим Сучков, редактор издания Al-Monitor и эксперт клуба «Валдай» пишет для РБК, что сейчас для сторонников улучшения отношений США с Ираном наступил удобный момент. Помимо прочего, иранские лоббисты в Вашингтоне могут использовать убийство Хашогги для ослабления позиций Саудовской Аравии в регионе.

Обозреватель Би-би-си Франк Гарднер пишет, что в политических кругах всерьез задаются вопросом о том, не зашел ли Мухаммед бин Салман «слишком далеко». По мнению неназванных собеседников издания, «МБС» совершает слишком много ошибок: дорогостоящая и жестокая война в Йемене без перспектив победить; жесткое противостояние с Катаром, который, тем не менее, не оказался в изоляции; проблемы с Канадой и Европой из-за нарушения прав человека и т.д. И, конечно, притеснение других кланов.

В Телеграм-канале «Незыгарь» со ссылкой на ближневосточные СМИ пишут, что утечка по убийству Хашогги могла быть спецоперацией разведок России, Катара (и помогающего ему Ирана) и Турции. «Вероятно, что спецслужбы могли получить информацию от неких членов королевской семьи, заинтересованных в устранении наследного принца. В рамках игры Хашукджи заманили в Турцию, и посольство оказалось под полным контролем», - говорится в сообщении. Там также уточняется, что отстранение МБС может усилить Демократическую партию США.

«Хашогги убили, чтобы подставить королевскую семью. Слишком очевидным был конфликт между журналистом и молодым наследником престола. Желающих удалить от престола Мухаммада бин Салмана целая очередь. Это могут быть обиженные арестами и потерей влияния кланы внутри королевской семьи и саудовской элиты. В ослаблении Мухаммеда бин Салмана может быть заинтересован и Вашингтон, который понял, что молодого наследника сложно контролировать – слишком он амбициозен и непредсказуем», - пишет, в свою очередь, специалист по Ближнему Востоку Марианна Беленькая на сайте Московского центра Карнеги.

«Независимая газета» тоже пишет о недовольстве племен притеснениями, арестами принцев и вытряхиванием из них денег якобы в бюджет, а на самом деле – на программу принца Мухаммеда Vision-2030. В результате король Салман вынужден вмешаться и управлять ситуацией «в ручном режиме». Здесь камень преткновения – Национальная гвардия, мощная военная структура (некий аналог Корпуса стражей исламской революции в Иране). Так вот, до последнего времени гвардию контролировали представители другого клана, чтобы уравновесить влияние Судейри. Но принц Мухаммед хочет и эту структуру подчинить себе в нарушение системы противовесов. Королю вроде бы удалось осадить ретивого кронпринца, но на Западе уверены, что он захочет отомстить тем, кто на него жаловался. Но и «жалобщики» собираются нанести удар.

В завершение – самая интересная версия происходящего. Ее предлагает наш старый знакомый Тьерри Мейсан, французский политолог, эксперт по Ближнему Востоку. По его мнению, речь идет о хитрой схеме, которую разработал и реализовал зять Трампа и его советник Джаред Кушнер. Сдружившись с Мухаммедом, он убедил его «раскулачить» принцев и бизнесменов под видом борьбы с коррупцией, благодаря чему наследный принц под своим единоличным контролем собрал 800 млрд. долларов. И теперь, как пишет Мейсан, американцы шантажируют МБС убийством Хашогги, которое, по мнению политолога, организовано спецслужбами США и Турции. А если кронпринц на крючке у США, его 800 млрд. долларов могут легко перетечь из его кармана в американский…

Что тут добавить? Это Ближний Восток!

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG