Linkuri accesibilitate

Анатолий Голя: «Все уже устали следить за этим спектаклем»


Спустя два месяца после парламентских выборов ситуация становится все более неопределенной. Вопрос о том, кто и как будет управлять старой в следующие четыре года, остается открытым. По мнению журналиста и политического обозревателя Анатолия Голи, игры в парламенте начинают утомлять.

Анатолий Голя: Думаю, все уже устали следить за этим спектаклем, который все более смахивает на весьма низкопробную постановку. Если верить экспертам и прогнозам политиков, то сейчас расклад 50 на 50: одни находят более вероятным вариант досрочных выборов, другие все еще верят в возможность формирования коалиции между Партией социалистов и Демпартией. Правда, тренд в пользу досрочных выборов налицо!

Свободная Европа: Что может стать основой для коалиции между социалистами и демократами? Какие у них точки соприкосновения и общие интересы?

Анатолий Голя: Их связывают интересы бизнеса в политике. У нас давно уже политика превратилась в некий бизнес, где интересы решаются за кулисами, не на переговорах. Следовательно, на кону скрытые интересы – сохранить власть, совместно управлять страной и извлекать определенные дивиденды из этого управления, сохранив так же все блага, полученные за последние 10, 15, 20 лет...

Сейчас идет поиск привлекательной упаковки, которая могла бы спасти имидж президента и ПСРМ

Свободная Европа: Сложно ли будет поделить власть между этими двумя политформированиями? Точнее, между теми, кто будет вести переговоры – говорят, что это Владимир Плахотнюк и Игорь Додон?

Анатолий Голя: Поживем – увидим. Что же касается договоренности между Владимиром Плахотнюком и Игорем Додоном, то я думаю, что она существует уже не один год – с тех самых пор, как была продана гостиница Codru, это произошло 4 ноября 2011 года, когда Игорь Додон ушел из Партии коммунистов. Тогда казалось, что Партия социалистов дышит на ладан.

Jurnal de Chişinău — о приватизации гостиницы Codru, 30 декабря 2008 года
Jurnal de Chişinău — о приватизации гостиницы Codru, 30 декабря 2008 года

В общем, интересы у них пересеклись еще тогда. Ну, а что касается коалиции, – этот вопрос был решен задолго до выборов!.. Сейчас осталось лишь оформить ее наиболее привлекательным образом, чтобы не оттолкнуть электорат двух политических формирований. И здесь я имею в виду, прежде всего, Партию социалистов, потому что у Демпартии более гибкий электорат, у него выработался определенный иммунитет к смене лозунгов и риторики: европейская интеграция – и евроинтеграция с оговорками, критика в адрес партий справа – и имитация попыток сформировать коалицию с ними, критика в адрес социалистов – и коалиция с социалистами.

Для Демпартии это не проблема, она, по сути, мало чем рискует, но вот Партии социалистов есть что терять от коалиции с ДПМ, потому что ранее Игорь Додон пришел к власти исключительно под лозунгом борьбы с олигархами, подписал даже документ о том, что не будет сотрудничать с Демпартией и ее лидером Владимиром Плахотнюком.

Я уверен, что если эта коалиция оформится, то найдутся политики и граждане, которые напомнят ему про его обещания. А это очень рискованно с точки зрения предстоящих выборов, включая местные, а также президентские, на которые, собственно, и делает ставку президент Додон. Так что сейчас идет поиск привлекательной упаковки, которая могла бы спасти имидж президента и ПСРМ.

Свободная Европа: Кстати, о точках пересечения интересов ДПМ и ПСРМ, которые можно рассматривать как повод для коалиции. Я слышала и такое мнение: что приднестровский конфликт все равно придется когда-то решить, и демократы могли бы сесть за стол переговоров с социалистами и даже с представителями тираспольской администрации, чтобы принять план федерализации – или как он там будет называться... Насколько подобный аргумент, по вашему мнению, имеет право на жизнь?

Демократы будут исходить из того, что следующим президентом может стать вовсе не Игорь Додон, а Владимир Плахотнюк

Анатолий Голя: Нет, не думаю, что это убедительный аргумент. Кишиневские политики меньше всего думают о приднестровском конфликте и о его урегулировании. Если приднестровский конфликт и присутствует в повестке кишиневских политиков, то только с точки зрения его сохранения, потому что вокруг конфликта переплелось множество бизнес-интересов, а политики не заинтересованы резать курицу, которая несет золотые яйца – через всевозможные схемы с участием, в том числе, и тираспольских лидеров.

Интересы Демпартии и Партии социалистов совпадают в социальной сфере и в управлении государственными делами – «на благо граждан», так об этом будет заявлено. С другой стороны, им важно не потерять рычаги, как я уже говорил. Возможны и другие сценарии. Например, интересы президента Игоря Додона и Демпартии, похоже, совпадают в вопросе о возвращении к президентской республике и расширении полномочий главы государства. Во всяком случае, этот пункт фигурирует среди условий Демпартии к потенциальным партнерам по коалиции.

Тут присутствует крайне интересный момент, потому что за возврат к президентской республике с соответствующими изменениями Конституции, или за расширение полномочий главы государства социалисты проголосуют, так как это благоприятно для Игоря Додона. А демократы будут исходить из того, что следующим президентом может стать вовсе не Игорь Додон, а, возможно, Владимир Плахотнюк.

Решения пока нет, и все, о чем мы говорим, – лишь предположения, не больше

Свободная Европа: От кого сильнее зависит Игорь Додон – от Владимира Плахотнюка или от Кремля?

Анатолий Голя: В этом и состоит главный вопрос, посмотрим... Появится или нет коалиция... Это и покажет, от кого больше зависят и президент Игорь Додон, и Партия социалистов.

Но факт состоит в том, что после выборов парламента глава государства пять или шесть раз побывал в Москве, он ездил то прямиком, то через Минск, то по пути в Баку и обратно – но он там был, и он вел переговоры на эту тему, пытаясь убедить Москву, что это – единственный выход. Удалось ему или нет – покажет время.

Ответа нет, потому что, как известно, Москва слезам не верит. Не исключено, что коалиция будет создана – но не сейчас и не таким способом, а в результате досрочных выборов, на которых, возможно, Демпартия получит немного больше мандатов, а Партия социалистов – чуть меньше. Тогда у социалистов появятся оправдания – мол, нельзя больше ждать, нельзя опять идти на выборы, потому что рейтинг падает, и позиции Партии социалистов слабеют, популярность падает – поэтому надо идти [на коалицию]!

Время покажет... Но четкого решения пока нет, и все, о чем мы говорим, – лишь предположения, не больше.

XS
SM
MD
LG