«Суть моих действий и работы моей команды – преобразование министерства внутренних дел в структуру, открытую для граждан, которая с честью будет выполнять свои задачи по обеспечению безопасности, правопорядка, спокойствия и стабильности в обществе», – такие обещания дал новый министр внутренних дел, вице-премьер Андрей Нэстасе. Как можно – и можно ли – вернуть доверие граждан? Своим мнением со Свободной Европой поделился бывший глава МВД, генерал-майор Виктор Катан.
Виктор Катан: Когда у власти находится режим, который больше озабочен собственными, групповыми, партийными интересами, то неминуемо образуется настоящая пропасть между действиями со стороны власти – и восприятием народа.
Во времена коммунистов начался захват госинститутов, соответственно, последствия этого процесса, шантаж и преследование политической оппозиции сполна проявились после парламентских выборов (2009 года – прим. ред.), когда Партия коммунистов победила, но все так же знали, что результаты выборов подтасованы, и потому граждане вышли на мирную акцию протеста. Но власть спровоцировала массовые беспорядки, и чем все это закончилось, хорошо известно. Мы провели соответствующее расследование, результаты которого стали основой спецдоклада для парламентской комиссии, где по пунктам были указаны все нарушения, допущенные властью, которая намеревалась превратить мирный протест в массовые беспорядки, конфликты и противостояние.
Свободная Европа: Ситуация 2009 года схожа с тем, что происходит сегодня, десять лет спустя?
Виктор Катан: Очень все похоже, с той лишь разницей, что сегодня все еще более сложно, несмотря на то, что, по счастью, обошлось без человеческих жертв и погромов. Но если на первом этапе посткоммунистического режима в числе захваченных оказались прокуратура, МВД и отдельные госчиновники, то демократы, придя к власти, прибрали к рукам практически все ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Полностью!
И эти органы, вместо того, чтобы работать в соответствии с Конституцией и законами страны, стали руководствоваться интересами партии или лично «координатора», либо вообще стали управлять преступными группировками.
Свободная Европа: Как можно восстановить доверие граждан, прежде всего, к министерству внутренних дел, если все больше выявляется случаев беззакония, допущенных людьми в форме, – тут и контрабанда сигарет и спирта, и наркотрафик?.. И как дошло до того, что полицейские стали частью преступного мира?
Виктор Катан: Эта трагедия – деградация личного состава МВД – началась еще тогда, когда министерство возглавил Папук, который буквально растворился в этой больной идеологии, сводившейся к контрабанде, преследовании политических оппонентов, возбуждению уголовных дел на неугодных и инакомыслящих.
МВД разделили на две части: одна решала стратегические задачи, а вторая группировка занималась оперативными вопросами
После 2009 года по результатам служебного расследования было уволено 70% руководящего состава МВД! Правда, кое-кто – несколько человек – остались, лично на меня надавили и потребовали их не трогать. Одни из них стали министрами, заместителями глав подразделений в рамках МВД. Избавиться от них не удалось, потому что я еще поработал всего около года. И вот эти люди и превратили МВД в почти что мафиозную структуру, так как, с одной стороны, они выполняли решения международных организаций по демократизации общества, и подконтрольные СМИ ежедневно рассказывали об «успехах полиции», но на самом деле МВД было разделено на две части: одну возглавлял министр Жиздан и Пынзарь, эта часть МВД выполняла официальные функции и решала определенные стратегические задачи по заказу координатора Плахотнюка, еще – занималась травлей политических оппонентов.
Вторая группировка во главе с замначальника Генерального инспектората полиции Кавкалюком решала оперативные вопросы, которые противоречили нормам Конституции и нарушали права и свободы граждан. Эти люди, которыми руководил Кавкалюк, – а есть целый список тех, кого он продвинул на соответствующие должности – организовывали рейды на предпринимателей, собирали с них дань; руководили контрабандными группировками, которые специализировались на поставках спирта, сигарет, наркотиков, драгоценных камней. Это не полицейские – это настоящие воры в законе!
Свободная Европа: Г-н Катан, схемы работали не один год, их никто не демонтировал, напротив, их всячески укрепляли те, кто призван защищать закон…
Виктор Катан: Увы, это так. Эти люди стали главарями преступных группировок, настоящими ворами в законе. Они разворовывали государство, шарили по карманам граждан. Кто у нас возглавлял список взяточников? Предприниматели, которые за что-то там получили 100-200 долларов, еще – врачи, еще – учителя… Да, согласен, они не должны были этого делать, – но ими, мелкими «взяточниками» прикрывались полицейские, которые, якобы, боролись с коррупцией, но при этом не трогали акул, ту мафию, которая существовала в самых верхах, которая нередко состояла из друзей/сторонников и даже членов Демпартии.
Свободная Европа: И это происходило на границе Республики Молдова с Румынией, на границе с Украиной…
Виктор Катан: Я говорил о группировке в рамках МВД, близкой к Плахотнюку, – и там орудовали эти двое; но «оборотни» были еще и в Пограничной полиции, и все они были в сговоре. Сейчас мы получаем информацию от нынешних сотрудников, которые в деталях рассказывают обо всех мафиозных схемах контрабанды – говорят, как из государственного органа полиция превратилась в криминальную структуру, которая активно занималась контрабандой.
Отношения у двух берегов Днестра очень тесные и на экономическом, и на политическом, и на мафиозном уровнях
Свободная Европа: Некоторые эксперты говорят, что прежняя власть была крайне заинтересована в существовании неконтролируемого сепаратистского региона на левом берегу Днестра, потому что именно здесь и совершались самые вопиющие беззакония. Вот вы участвовали в вооруженном конфликте на Днестре в 1992 году…
Виктор Катан: В войне за независимость и территориальную целостность Республики Молдова.
Свободная Европа: …для того, чтобы 28 лет спустя эту «черную дыру» кто-то использовал для личного обогащения?..
Виктор Катан: В Приднестровье мафиозные схемы появились сразу после 1992-го, поэтому нам и не удалось окончательно урегулировать конфликт – главари, или власть, или околовластные структуры всегда преследовали какие-то свои, личные интересы.
Помните скандал с фирмами-посредниками, когда мы закупали электроэнергию в Кучурганах, которая вырабатывается на природном газе? Приднестровье не платит «Газпрому», хотя потребители оплачивают газ. Но эти деньги идут на другие цели, и весь этот, якобы, «долг» повесили на Республику Молдова, и в любой момент, если начнется процесс урегулирования, а им что-то не понравится, нам предъявят счет – четыре миллиарда долларов, чтобы русские позволили мирно решить этот конфликт.
Здесь отмываются огромные объемы российских денег, а средства, которые Россия выделяет для поддержки населения Приднестровья, присваивает приднестровское руководство. Тираспольская администрация была напрямую связана с руководством Республики Молдова, и они нередко действовали сообща. Пример? Шевчук бежал оттуда как преступник – и нашел приют здесь, в Кишиневе, где ему обеспечили свободу и помогли уйти от уголовной ответственности. Что это, если не соучастие?!
Свободная Европа: Еще два депутата парламента Республики Молдова недавно покинули пределы страны через Приднестровье – Владимир Плахотнюк и Илан Шор.
Виктор Катан: Ну, вот видите, насколько нашим выгодно дружить с Тирасполем!.. Это особенно убедительно проявилось на парламентских выборах – Плахотнюк вместе с «Шерифом» мобилизовали приднестровских избирателей, указали, за кого им надо проголосовать. Иными словами, отношения у двух берегов Днестра очень тесные и на экономическом, и на политическом, и на мафиозном уровнях.
Мафиозные метастазы высосали из государства все соки, довели страну до ручки
Пока не поздно – надо искоренить эти мафиозные структуры! Если сегодня мы не откроем уголовные дела по фактам контрабанды, если в Генпрокуратуре в срочном порядке не появится группа по уголовному преследованию, чтобы незамедлительно приступить к задержанию виновных лиц, к аресту их имущества…
Свободная Европа: Но для этого нужны доказательства.
Виктор Катан: Я знаю, что в 2009 году некоторые из тех, что пришли тогда к власти в составе проевропейской коалиции, пытались захватить мафиозные структуры коммунистов. Тогда я докладывал об этом премьер-министру, он нас поддержал, и, соответственно, мы смогли возбудить весьма резонансные дела.
Свободная Европа: А сейчас есть угроза, что определенные схемы перейдут по наследству к новой власти?
Виктор Катан: Мне кажется, нынешняя власть действительно хочет переломить ситуацию, но околовластные элементы, в частности из окружения Демпартии, продолжают действовать. Никто их сегодня не беспокоит, они продолжают использовать свои мафиозные схемы. Правда, более внимательно и осторожно, потому что прежде их охраняла полиция и другие, те, кто сейчас боятся засвечиваться; но, так или иначе, за ними следят, все их действия под прицелом.
Потому что мы понимаем: пока виновные во всем этом произволе, в торговле людьми, контрабанде наркотиков и спирта, пока все эти криминальные направления, преступные группировки не будут искоренены, а их участники не предстанут перед судом, – у нас нет шансов на то, чтобы восстановить ситуацию и вернуть все в нормальное русло.
Люди, которым перепадали крохи с барского стола, не отдавали себе отчета в том, что они предают интересы собственных детей
Мафиозные метастазы высосали из государства все соки, довели страну до ручки, национальная экономика работает на мафию, а не на граждан. Ну, а мы ждем грантов от Евросоюза, льготных кредитов – вместо того, чтобы самим навести порядок в собственном доме. И мы в состоянии это сделать! Я говорил с руководством нынешней власти, поделился своими мыслями насчет того, как организовать работу по очистке госструктур от мафии, от тех, кто поддерживал и участвовал в преступных схемах. Этих людей необходимо обезвредить!..
Свободная Европа: А что движет теми, кто решается уйти в отставку?
Виктор Катан: Думаю, есть в этом и доля мужества. Но первым делом, конечно же, тут – страх! Главное, что эти люди больше не хотят служить тем, кто, спасая собственные шкуры, бежали за рубеж – Шору или Плахотнюку. Я думаю, часть из них смоет с себя это позорное пятно в биографии. Других прежние «хозяева» пытаются заставить служить себе и дальше, у них ведь осталось довольно много «своих» и в министерстве внутренних дел, и в инспекторате полиции, и в Пограничной полиции, и в других структурах. Эти люди докладывают, собирают информацию, пытаются втереться в доверие, – но при любом удобном случае они станут бойкотировать новую власть. Поэтому их надо обезвредить и отстранить от должностей.
Я вижу многих, кто приходит, докладывает, информирует обо всех беспорядках, которые имели место в рамках МВД, кто говорит, что хочет вернуться к состоянию на 2009-2010 гг., когда мы поставили перед собой задачу служить народу и стране, пресекать все мафиозные действия – и ведь действительно нам это удавалось!..
Люди почувствовали свободу и погрузились в работу, всеми силами помогая создавать и укреплять благоприятный климат, прежде всего, в МВД. Они ценили, что новая власть вытащила их из всей той грязи, что была прежде, когда их использовали в качестве карательного механизма. Но затем случилось то, что случилось, и они снова стали жертвами мафии, у представителей которой – миллиардные состояния, личные самолеты и масса недвижимости… И эти люди, которым перепадали крохи с барского стола, не отдавали себе отчета в том, что они предают интересы собственных детей, принося в жертву их будущее…