Linkuri accesibilitate

«Когда есть консолидированная позиция Востока и Запада, скрываться гораздо труднее» (ВИДЕО)


Президент Республики Молдова Игорь Додон в кишиневской студии Свободной Европы, 18 июня 2019 года
Президент Республики Молдова Игорь Додон в кишиневской студии Свободной Европы, 18 июня 2019 года

Вторая часть эксклюзивного интервью президента Молдовы Игоря Додона

Первую часть большого разговора с главой государства читайте здесь.

Свободная Европа: Г-н Додон, проясните свою позицию вот по какому вопросу.... Вы настаивали – и наверняка продолжаете настаивать – на идее стратегического партнерства с Российской Федерацией.

Игорь Додон: Но партнерство с Россией действительно носит стратегический характер, ведь нас связывают документы, подписанные в 2001 году.

Свободная Европа: Кому выгодно это стратегическое партнерство?

Игорь Додон: Республике Молдова! На этом этапе нас связывают партнерские отношения с Румынией, это наш торговый партнер, соответствующее соглашение подписано несколько лет назад. Мы должны развивать эти партнерства, исходя из национальных интересов Республики Молдова, чтобы нашим гражданам жилось лучше. И – все!

Свободная Европа: Вы говорили, что правительство Майи Санду будет способствовать улучшению отношений с Россией. В каком контексте и что именно может сделать это правительство – сделать больше, чем, например, получилось у кабинета Филипа?

Игорь Додон: Но г-н Филип не сделал ничего! Г-н Филип все заблокировал, Демпартия сожгла все мосты, и с 2016 года не было ни одного заседания межправительственной комиссии, ни один чиновник не ездил в Москву с техническими проблемами, я не говорю уж про идеологические...

Я совершенно уверен, что подобные искусственные помехи сейчас будут устранены. В ближайшее время появится сопредседатель молдавско-российской межправительственной комиссии от Кишинева. Срочно нужно возобновить встречи, может, уже на следующей неделе состоится встреча на уровне сопредседателей от России и Молдовы, чтобы обсудить и согласовать дальнейшую повестку.

Есть множество вопросов, ведь не может один президент решать все проблемы вместе с Путиным, должно работать и правительство. Именно такое улучшение я и имел в виду, ничего более. Я знаю, что оппоненты действующей власти начинают сочинять небылицы, простите за недипломатичное выражение, о том, что мы готовы «продаться русским», и т. д. и т. п. Но речь совсем не об этом…

Свободная Европа: Я на днях вернулась из Кэушень, там люди, с которыми я беседовала, говорили, что действительно опасаются возможного изменения внешнеполитического вектора, что верят заявлениям ДПМ. А еще говорят о том, что президент Додон готов поступиться интересами Молдовы ради дружбы с Кремлем.

Игорь Додон: Во-первых, подавляющее большинство граждан, я в этом уверен, не идет на поводу у Демпартии и не слушает подобные бредни! Об этом говорят все социологические опросы.

Если станет ясно, что нам пора разойтись, мы честно скажем: «Все, остановимся на этом»

Во-вторых, разумеется, есть еще определенная часть общества, которая все еще позволяет собой манипулировать, слепо и без рассуждений верит всему, что говорит Демпартия. А манипулировать людьми Демпартия научилась прекрасно. Но очень скоро люди увидят и конкретные шаги, которые приведут к улучшению жизни граждан.

Свободная Европа: Что особенно запомнилось после вашей «дуэли» с г-ном Плахотнюком – так это получение вами денег из Российской Федерацией в ходе избирательной кампании. Экс-президент Владимир Воронин вообще говорил, что парламентские выборы от 24 февраля нельзя признавать состоявшимися, коль скоро доказано, что ПСРМ получала финансирование от Москвы.

Игорь Додон: Во-первых, абсолютно ничего не доказано, все эти видеозаписи были смонтированы. Что касается консолидированной позиции Воронина и Плахотнюка, то это же ни для кого не новость. Воронин, конечно, недоволен, что не попал в парламент, и сейчас он не прочь отменить итоги выборы, чтобы вернуться к состоянию, которое было в прежнем парламенте, где часть из своих 21 депутата он продал Плахотнюку, оставшись с тем, с чем он остался. Но это все эмоции, и на них далеко не уедешь.

Парламентские выборы, которые состоялись 24 февраля, были признаны всеми нашими партнерами – и с Запада, и с Востока. Парламент сформировал законное большинство и утвердил законное правительство, которое работает, у которого, я надеюсь, будет полноценный мандат. В этой связи должен отметить один важный момент, а именно: в течение последней недели я говорил и с членами фракции социалистов, и с другими представителями парламентского большинства, и фракция социалистов обязалась не принимать ни одного депутата из других фракций, ни одного перебежчика. И мы попросили депутатов от блока ACUM действовать аналогичным образом.

Свободная Европа: Вы опасаетесь, что депутаты-демократы попытаются примкнуть к другим фракциям?

Игорь Додон: Уверен, что они будут пытаться это делать! Но мы не примем ни одного депутата ни из какой фракции!

А если мы придем к выводу, что по идеологическим соображениям не можем идти дальше с Майей Санду и Андреем Нэстасе, мы проведем заседание и примем решение о назначении досрочных выборов. Никаких перебежчиков больше не будет, практике политического туризма, которая укоренилась в последние годы, пора положить конец.

Если на определенном этапе станет ясно, что нам пора разойтись, мы честно скажем: «Все, остановимся на этом. Назначаем досрочные выборы и предоставим гражданам дать каждому из нас оценку». Но не надо подпевать Демпартии или тем, кто ее покинет, потому что в этом случае мы совершим огромную ошибку, и появится угроза восстановления всего того, что было еще пару недель назад. И тогда зачем мы рисковали, ради чего рисковал 61 депутат, на которых грозились открыть уголовные дела за попытку госпереворота?! Чтобы вернуться на исходные позиции? Мы не должны этого допустить!

Свободная Европа: Как вы оцениваете возвращение Ренато Усатого в Молдову? Это событие толкуют по-разному: многие говорят, что это хорошо продуманный сценарий, чтобы дать ему возможность завоевать часть левого электората. Такой вариант возможен?

Игорь Додон: Все это вызывает множество вопросов. Политической конкуренции мы не боимся – я имею в виду социалистов. У нас четкая и ясная позиция, у нас есть команда, есть развитая инфраструктура на местах, поэтому конкуренции мы не боимся.

Свободная Европа: У его партии тоже была инфраструктура…

Игорь Додон: Конкуренция нас не пугает. Вопросы возникают по другому поводу: почему так быстро все закрыли? Ведь это тоже проявление крайности, которой в принципе не должно быть в юстиции – если говорить о независимой и справедливой юстиции.

Мне очень не хотелось бы – и я сделаю все возможное, чтобы не больше не было ситуаций, когда партийный босс или руководитель какого-то госучреждения давал указания – арестуйте этого, освободите того… Не будет такого в Республике Молдова, нам необходима юстиция, которая работает.

Каково было трем миллионам граждан, которые не были уверены в своей безопасности? Что, всем надо было сбегать?

Свободная Европа: Так как же вы восприняли возвращение Усатого?

Игорь Додон: Я пока не буду давать публичных оценок. Но я очень хорошо понимаю, что происходит, очень хорошо понимаю!..

Свободная Европа: Что именно?

Игорь Додон: Скажу, когда придет время.

Свободная Европа: Вы не хотите хоть намного раскрыть скобки?

Игорь Додон: Воздержусь от этого. И вообще, не слишком ли много внимания этому персонажу?..

Свободная Европа: Какая судьба ждет Конституционный суд? К этой инстанции нет больше доверия?

Игорь Додон: И не только сейчас так все сложилось – доверия давно уже нет, думаю, вопросы к КС начали возникать еще в 2013 году.

Свободная Европа: Кто мог бы сейчас взять на себя роль посредника между ветвями власти?

Игорь Додон: Прежде всего, давайте выскажем свое мнение относительно Конституционного суда. Мне известно, что будет создана парламентская комиссия, которая проанализирует сложившуюся в результате решений КС от 7, 8, 9 июня ситуацию. Они заняли правильную позицию, отменили свои прежние решения, пересмотрели их, и я сказал, публично заявил, что это законный подход.

Теперь возникает логичный вопрос – достаточно ли этого, чтобы закрыть глаза на случившееся, сделать вид, что ничего не произошло? Лично я категорически против! Я считаю, что нельзя забывать об этом «эпизоде», потому что по вине, в том числе, и КС страна оказалась на грани масштабной дестабилизации, которая могла обернуться человеческими жертвами. А инструментом, который спровоцировал подобное развитие, стал как раз Конституционный суд. Согласитесь, это очень серьезно!

Свободная Европа: Сегодня и представители Демпартии настаивают на том, что члены Конституционного суда должны подать в отставку.

Игорь Додон: Правильнее всего в этой ситуации – чтобы Конституционный суд подал в отставку in corpore, всем составом.

Свободная Европа: А кто мог бы взять на себя роль посредника?

Игорь Додон: Если члены КС подадут в отставку?

Свободная Европа: Да.

Игорь Додон: В этом случае двух членов КС назначит парламент, двух – правительство и остальных двух – Высший совет магистратуры, если не ошибаюсь…

Свободная Европа: Да, Высший совет магистратуры.

Игорь Додон: Необходимо выдвинуть и одобрить новый состав Конституционного суда, людей профессиональных, беспартийных – я настаиваю на этом! Потому что на данный момент из шести членов КС четверо либо бывшие демократы, либо нынешние, либо приостановившие свое членство в Демпартии. И немудрено, что в системе правосудия у нас полный распад, если высший орган конституционной юрисдикции стал карманной структурой ДПМ, которая узурпировала власть в государстве.

Поэтому отставка in corpore, назначение честных профессионалов, пересмотр ряда постановлений КС, начиная с 2013 года… Это их изобретение – практика временного отрешения президента, и я имею в виду не Додона, я говорю в принципе – все решения, которые они принимали в отношении института главы государства и правительства – мы все помним 2013 год! Все это и многое другое противоречит Конституции.

В КС очень много работы, а потому и карты в руки профессионалам, специалистам, которые должны обсуждать вопросы и с Советом Европы. Надо пригласить сюда экспертов, которые помогут навести порядок и вернуть Конституционному суду былой престиж. Чтобы люди могли говорить: «Конституционный суд – это святое». Сейчас ничего подобного и в помине нет.

Я не хочу, чтобы вместо режима Плахотнюка пришел другой режим под другим именем. Зачем тогда перемены?

Свободная Европа: Отставка Конституционного суда менее серьезна для здоровья молдавской демократии, нежели политический кризис или конфронтация с Демпартией?

Игорь Додон: Нет, я так не думаю. Напротив, если сохранить нынешний состав КС, то мы ежедневно, ежечасно будем повергаться риску того, что политический процесс будет искажен; и потому чем быстрее сменить состав КС, тем лучше для Республики Молдова.

Свободная Европа: Вы настаиваете на восстановлении прежних полномочий главы государства?

Игорь Додон: Мы обсуждали вопрос о восстановлении полномочий, которыми глава государства был наделен по состоянию на 1 октября 2016 года. Этот пункт присутствует и в соглашении, подписанном социалистами и компонентами блока ACUM – платформой «Достоинство и правда» и партией «Действие и солидарность».

Речь не идет о каких-то особых полномочиях, речь идет о Службе государственной охраны и о праве президента выдвигать кандидатуру главы СИБ – не назначать, президент не назначает главу СИБ, это прерогатива парламента. Однако, учитывая, что президент в своих полномочиях является конституциональным элементом безопасности государства – он выдвигает кандидатуру. Разумеется, я не могу предложить кандидатуру, не согласованную с парламентским большинством, чтобы избежать возможных препятствий. Ну, а про другие полномочия на данном этапе речь вообще не идет.

Свободная Европа: Министр внутренних дел Андрей Нэстасе направил запрос в Генпрокуратуру и потребовал лишить депутатского иммунитета Владимира Плахотнюка. Вы не знаете, где сейчас находится лидер Демпартии?

Игорь Додон: Понятия не имею!

Свободная Европа: Турция могла его приютить?

Игорь Додон: Не знаю – и гадать не хочу. Но я твердо уверен, что если будет заведено уголовное дело, то спрятаться за границей ему не удастся. Когда есть консолидированная позиция Востока и Запада, а именно это как раз и наблюдается в Республике Молдова – консолидированная позиция США, Европейского союза и Российской Федерации – скрываться становится гораздо труднее...

Свободная Европа: Почему он предпочел покинуть страну через Приднестровье?

Игорь Додон: Не знаю, возможно, боялся рисковать уезжать через аэропорт. Не знаю. Я не детектив чтобы строить предположения. Знаю только то, о чем пишет пресса. Есть соответствующие органы, пусть они и занимаются.

Свободная Европа: Илан Шор тоже покинул Молдову?

Игорь Додон: Насколько мне известно, да. По его вопросу, мне кажется, скоро должно появится решение Апелляционной палаты Кагула, если я не ошибаюсь.

Свободная Европа: Да, именно так.

Игорь Додон: Который тянул с рассмотрением его дела 2,5-3 года. Сейчас должно быть окончательное решение, и затем надо начать законные процедуры, включая международный розыск – и это надо сделать как можно быстрее. И снова все зависит от молдавского правосудия и от прокуратуры, в конечном счете.

Свободная Европа: Эти два игрока могут вернуться в Республику Молдова? Я имею в виду Шора и Плахотнюка?

Игорь Додон: Не думаю, что они пойдут на такой риск – по крайней мере, на данном этапе. Не думаю… А там посмотрим!

Свободная Европа: Г-н Плахотнюк заявил, что не уверен в своей безопасности, что Республика Молдова уже не может гарантировать безопасность граждан.

Игорь Додон: А каково было трем миллионам граждан, которые не были уверены в своей безопасности все последние годы? Что, всем надо было сбегать? Или мы, все остальные, чувствовали себя в безопасности в Республике Молдова? Бизнесмены, которые открывали здесь предприятия, а взамен получали тюремные сроки и подвергались гонениям со стороны рэкетиров в законе, которым приглянулся их бизнес? Многие не выдержали давления, некоторым пришлось проститься с жизнью, другие были вынуждены бежать из страны.

Они что, чувствовали себя в безопасности, если в любой момент кто-то мог позвонить в дверь и нагрянуть с обыском, а то и с ордером на арест?! Этот кошмар должен для всех закончиться!

Все, что связано с вопросами, которые могут пошатнуть неокрепшее парламентское большинство, мы должны отложить в сторону

Я не хочу, чтобы вместо режима Плахотнюка пришел другой режим под другим именем. Зачем тогда перемены? Люди должны почувствовать перемены, они должны почувствовать вкус свободы, рядовые граждане должны вздохнуть с облегчением, они должны знать: за нарушение закона придется отвечать, но законопослушным гражданам ничего не угрожает.

Предприниматели должны чувствовать себя свободно, они должны знать, что могут вернуться в Молдову, инвестировать здесь – и что если они платят налоги и открывают рабочие места, то они могут рассчитывать на защиту и поддержку со стороны государства, и никто не придет отнимать их бизнес или закрывать компанию, потому что конкуренты подкупили прокурора или заручились поддержкой со стороны какой-то партии.

Политики тоже должны быть уверены в том, что если они занимаются политической деятельностью в рамках закона, то никаких ограничений не будет, они могут общаться с народом. Я хочу в Республике Молдова именно этого, независимо от того, какой будет моя политическая участь – или Партии социалистов. Если нам удастся обеспечить эти перемены, я буду считать свою миссию в качестве главы государства выполненной. Дальше будет видно.

Свободная Европа: Вы будете бороться за второй президентский мандат?

Игорь Додон: Сейчас речь не о мандате.

Свободная Европа: Значит, будете?

Игорь Додон: Речь о том, что когда кто-то из нас приходит на какую-то государственную должность, он должен быть, прежде всего, человеком, а потом уже политиком. Я считаю, что сейчас мы – и я, и Майя Санду, то есть, и президент, и премьер-министр, и спикер парламента как государственные люди должны продемонстрировать принципиальность, последовательность и верность принципам. Как политики мы еще покажем себя в предвыборной кампании – если будем баллотироваться… Но сейчас интересы государства должны быть превыше всего.

Свободная Европа: Помню, когда вы побывали в Брюсселе и посетили штаб-квартиру НАТО, вы были категорически против открытия офиса НАТО в Кишиневе. Сегодня вы не столь непреклонны?

Игорь Додон: Это деликатные вопросы, которые могут исказить, в том числе, все, что связано с этим парламентским большинством – и это одна из тем, в отношении которых я бы предложил пока ввести мораторий. Моя позиция не изменилась, я считаю Республику Молдова нейтральной страной.

Свободная Европа: Но нейтральная страна может поддерживать отношения и с НАТО.

Игорь Додон: И нейтралитет необходимо сохранить! Поэтому все, что связано с вопросами, которые могут пошатнуть неокрепшее еще парламентское большинство, мы должны отложить в сторону, потому что если мы начнем, по примеру Демпартии, копаться в том, что сказала Майя Санду, Андрей Нэстасе или Игорь Додон за последние два-три года...

Свободная Европа: Это, скорее, столкнет вас лбами, а не поможет…

Игорь Додон: Здесь началась бы такая конфронтация между нами, а они снова на белом коне гарцевали бы в центре!..

XS
SM
MD
LG