Правящая Демпартия продолжает использовать международные платформы, в частности, ООН – в надежде заставить Россию вывести свои войска с территории Республики Молдова. Ну, а президент Игорь Додон ждет парламентских выборов, которые, как он уверен, приведут его партию к власти, что автоматически снимет вопрос о военном присутствии России. Чего ожидать в дальнейшем? Сценарии и прогнозы выстраивает политический аналитик Корнелиу Чуря, вернувшийся с международной конференции, посвященной приднестровской проблематике.
Свободная Европа: Премьер Павел Филип в очередной раз потребовал с трибуны ООН вывода российских войск. С другой стороны, эти войска защищает Игорь Додон, который утверждает, что они, вместе с миротворцами, должны остаться в регионе до окончательного урегулирования конфликта.
Корнелиу Чуря: Эти точки зрения показывают противоположное направление векторов. Демпартия, несмотря на оценки ряда наблюдателей, продолжает сохранять приверженность принципам, характерным нашей дипломатии, которые ДПМ продвигала в последнее время. Речь идет о требовании вывести группу российских войск и вооружение, а не миротворческий контингент.
С другой стороны, президент Додон верен Москве, и в этом смысле он, конечно же, считает, что можно найти мирное решение между Кишиневом и Тирасполем и без вывода войск, или даже с их включением в какую-то глобальную формулу. Это два разных подхода: официальный Кишинев всегда настаивал – или, точнее, чаще всего настаивал на том, что присутствие российских войск на территории Республики Молдова незаконно.
Февральские выборы важны для всей политической архитектуры в регионе
Свободная Европа: Насколько опасно подобное расхождение?
Корнелиу Чуря: Пока г-н Додон не является слишком влиятельной фигурой, а его полномочия в вопросах безопасности и внешнеполитической сфере ограничены, такое разночтение, думаю, не несет каких-либо особо серьезных последствий. Но если после парламентских выборов социалисты начнут играть более весомую роль в жизни общества, то такая позиция может стать лишней головной болью и для Запада, и для граждан Молдовы.
Свободная Европа: Говорят, у г-на Додона есть какой-то план по Приднестровью, возможно, план федерализации. Насколько реальным представляется вам этот вариант?
Корнелиу Чуря: Этот вопрос обсуждался и на последних мероприятиях, в которых я участвовал. Опасения есть, в кулуарах обсуждаются какие-то неясные слухи о возможном плане урегулирования приднестровского конфликта. Тем не менее, эксперты склонны считать, что ничего конкретного в этом смысле пока нет. Есть лишь прощупывание почвы, попытки наладить мирные отношения с руководством Приднестровья, есть контакты в Москве, контакты с Козаком, но никакого плана у г-н Додона пока нет, да и его советники ничего примечательного в этом смысле не разработали.
Когда планы Додона не совпадают с политическими намерениями ДПМ, тем более – при сложившемся раскладе, у подобного плана нет никаких шансов, несмотря на то, что г-н Додон показал, что в приднестровском вопросе он нередко способен сблизить свои позиции с позициями Демпартии. Были же между ними «совпадения мнений».
Свободная Европа: Что вы имеете в виду?
Корнелиу Чуря: То, что этот проект, который обсуждается сегодня – «Берлин плюс», или план решения ряда вопросов социального характера для жителей обоих берегов Днестра – там четыре вопроса, представляющих интерес для Молдовы, и столько же – для Приднестровья – он получил поддержку как со стороны руководства ДПМ, так и со стороны г-на Додона.
Свободная Европа: А как вы прокомментируете утверждения о том, что официальный Кишинев – или партия власти – дают Приднестровью в рамках проекта «Берлин плюс» элементы государственности, элементы суверенитета, причем – на базе тайных договоренностей Влада Плахотнюка и Виктора Гушана?
Корнелиу Чуря: И эти вопросы обсуждаются в последнее время в экспертной среде, но, тем не менее, эксперты, заинтересованные в реальном урегулировании, считают, что подобные компромиссы неизбежны – для серьезного, вменяемого переговорного процесса.
Свободная Европа: Это все же именно «компромиссы» – так вы их называете?
Приднестровизация означает утрату политического контроля в регионе
Корнелиу Чуря: Разумеется, компромиссы! Очевидно, что Кишинев уже не раз шел на уступки – и в вопросе с нейтральными автомобильными номерами, и в вопросе признания дипломов тираспольского университета имени Шевченко. Но подобные уступки неизбежны. И, по большому счету, они не ущемляют суверенитета Республики Молдова. Цель этих уступок – успокоить, скажем так, приднестровскую сторону, показать, что у Кишинева хорошие намерения. Кроме того, и они, с их точки зрения, идут на определенные уступки при подписании каких-то договоренностей...
Свободная Европа: Какую роль, по вашему мнению, играют Влад Плахотнюк и Виктор Гушан в переговорном процессе между левым и правым берегами Днестра?
Корнелиу Чуря: Да, этот вопрос вызывает большой интерес, потому что оба – не новички, но их роль в последнее время активизировалась, хотя доказательств тому нет, потому что ни один, ни другой публично не выступают и заявлений на этот счет не делают.
Существует мнение, что роль этих двух людей – речь идет о лидере ДПМ и о главе тираспольской компании «Шериф» – в последнее время возросла, хотя, повторяю, доказать это нельзя. Но тот факт, что Кишинев и Тирасполь после определенного периода охлаждения в отношениях сумели продвинуться вперед в плане выполнения обязательств в рамках формата «Берлин плюс», свидетельствует о появлении новых фигур. И этими новыми фигурами являются как раз лидер ДПМ и глава компании «Шериф». Несмотря на то, что официально ни один из политиков не выступил с заявлениями, которые подтвердили бы их возросшую роль.
Свободная Европа: В ближайшие месяцы и в Грузии, и в Молдове, и в Украине пройдут выборы, где парламентские, где президентские. Эти выборы давно уже считают судьбоносными в плане позиционирования стран. Точно так же все уверены, что Россия попытается навязать этим странам свои правила игры. Что думаете вы, и к чему могут привести эти выборы?
Корнелиу Чуря: Да, я считаю, что эти выборы действительно очень важны. Я имею в виду, прежде всего, февральские выборы – они важны для всей политической архитектуры в регионе. Разумеется, Россия мечтает о полной победе социалистов, потому что это будет способствовать более благоприятному, более выгодному для России диалогу по приднестровской проблематике.
Возможно, выборы в других странах менее примечательны для изменения ситуации в пользу России, но в Республике Молдова победа социалистов проложит прямой путь к открытию «третьей корзины», то есть к рассмотрению вариантов политического урегулирования конфликта.
У населения нет больших претензий друг к другу, поэтому контакты необходимо сохранить и активизировать
Разумеется, именно это и имеет в виду г-н Додон, когда говорит о том, что вскоре, возможно, будет найдено решение, которое устроит Россию. В этом смысле, конечно, такое решение рассматривается приверженцами проевропейской ориентации с опаской, потому что в этом есть угроза приднестровизации – угроза реальная в случае победы социалистов.
Свободная Европа: И это реально?
Корнелиу Чуря: Да. Хотя на последней конференции говорили, что приднестровизация – это, скорее, страшилка, попытки манипулирования общественным мнением, некоторые российские журналисты сформулировали такую идею...
Приднестровизация означает утрату политического контроля в регионе, так как реинтеграция страны предполагает массивное политическое присутствие приднестровцев, которые придерживаются другого вектора. Такая угроза есть, и к ней надо относиться в процессе поиска решения серьезно.
Свободная Европа: Как, по вашему мнению, должно реагировать население двух берегов Днестра?
Корнелиу Чуря: У населения нет больших претензий друг к другу, поэтому я думаю, что контакты между людьми необходимо сохранить и активизировать. В этом смысле большую помощь могут оказать западные доноры, наши внешние партнеры, которые должны и впредь поддерживать так называемые меры по укреплению доверия, confidence-building actions, которые приводят к разморозке ситуации и созданию благоприятной среды для дискуссий и диалога. Так что эти действия нужно продолжать.