Linkuri accesibilitate

«Унионистский полюс сильно пострадал после того, как связался с Плахотнюком»


Еуджен Томак
Еуджен Томак

Депутат парламента Румынии Еуджен Томак — о политической ситуации в Молдове

Прорумынский политический полюс со временем укоренится очень глубоко в Молдове. Граждане хотят избавиться от нищеты, а это возможно только через реинтеграцию, считает румынский депутат Еуджен Томак.

Еуджен Томак: Сложившая в Кишиневе ситуация, похоже, озадачила весь мир, потому что, во-первых, данные опросов показывали совершенно иную картину. С другой, есть ситуация де-факто – и получил подтверждение план, о котором оппозиция столь упорно, порой даже отчаянно пыталась говорить: выборы готовились специально под конкретную партию. Сейчас мы видим результат: именно для Демпартии оказалась благоприятной эта система, введенная силой, грубо, несмотря на критику, которая звучала со всех сторон.

Второе: думаю, непростительно легко и международные наблюдатели, и общественность Республики Молдова закрыли глаза на то, что около миллиона граждан, которые находятся за рубежом, были лишены права голоса. Я говорю о сотнях тысяч молдаван, уехавших за границу с румынскими паспортами, которых лишили права голосовать, потому что они имели при себе только внутренний молдавский паспорт.

Это очень серьезный момент, который отразился на результатах, полученных на избирательных участках в диаспоре, – там, где явка традиционно значительно выше. Следовательно, после этого горького опыта Молдову ждут еще более трудные времена, потому что ее изоляция будет только обостряться.

Думаю, сейчас очень многие депутаты становятся объектом пристального внимания со стороны людей Плахотнюка, которые пытаются своими излюбленными и уже не раз проверенными методами создать новое парламентское большинство.

Свободная Европа: Многие уверены, что дело идет к досрочным выборам. Кто, по вашему мнению, достоин сегодня возглавить молдавское правительство?

Еуджен Томак: Трудно ответить однозначно, учитывая конфигурацию мест в парламенте для каждой партии по итогам этих выборов.

Свободная Европа: Формально на выборах победили социалисты, они получили максимальное число мандатов – 35.

Еуджен Томак: Да, но не будем забывать одну «мелочь», которую тоже нельзя обойти вниманием, – огромную поддержку социалистов со стороны Российской Федерации, ведь президент Путин практически напрямую включился в эту кампанию, открыто и при каждом удобном случае афишируя, особенно в последние месяцы, свою дружбу с Додоном. Но результат, который получила Партия социалистов, я уверен, Россию разочаровал!..

Необходимы новые лидеры, которые смогут объяснить, почему для Молдовы единственный шанс войти в ЕС и избавиться от нищеты – это Униря!

И еще один момент: в этой кампании они активно действовали против Плахотнюка, этот факт тоже очевиден, если судить хотя бы по тем заявлениям, озвученным российскими официальными лицами, в том числе, в последнюю неделю перед выборами. Поэтому я считаю, что переговоры по созданию парламентского большинства будут нелегкими, но я уверен, что интересы и тех, и других настолько велики, что для достижения компромисса по этому вопросу возможно все.

Свободная Европа: Компромисс между кем?

Еуджен Томак: Между Плахотнюком и Додоном. Компромисс, который существует уже давно, потому что они всегда при пересечении интересов протягивали друг другу руку на виду у всех, шла ли речь о переходе на смешанную систему выборов или о других вопросах, по которым у обоих были общие политические интересы. Так что договорятся и на этот раз: либо открытая совместная власть двух партий, и бой развернется за право назначения премьер-министра, либо же Плахотнюк попытается создать свое большинство. Подчеркиваю: проверенными методами! Вспомним, как ДПМ вошла в прежний парламент с 19-тью мандатами, а на финише насчитывала уже около 50 мандатов, «одолженных» особыми методами, «специфичными» для политических кругов Кишинева и для политиков, позже присоединившихся к Демпартии.

Свободная Европа: Если Республика Молдова откажется от европеизации, какое будущее ее ожидает?

Еуджен Томак: В любом случае, Республика Молдова в последние годы почти полностью отказалась от проевропейской повестки, она продолжала придерживаться европейского курса лишь декларативно – по той простой причине, что Плахотнюк хочет подчинить Молдову себе и своим интересам, имитируя озабоченность развитием отношений с Евросоюзом.

На самом деле, в Кишиневе происходит то, что мы видим и в Бухаресте! Есть политические лидеры с собственной политической повесткой, которая не имеет ничего общего ни с Евросоюзом, ни с ценностями, которые продвигает ЕС. Эти лидеры готовы даже отказаться от финансовой помощи, которую может предоставить Евросоюз в качестве поддержки – и все это единственно лишь ради достижения собственных целей.

С этой точки зрения Республика Молдова рискует еще глубже завязнуть в ситуации, из которой с трудом сможет выйти, потому что будучи государством изолированным, без финансирования и без внешней поддержки, невозможно обеспечивать благосостояние и, соответственно, убедить своих граждан, что у тебя есть решение проблем, что ты знаешь, как преодолеть кризис нищеты, с которым сталкивается Республика Молдова.

Румыния – образец в плане уважительного отношения к меньшинствам

Свободная Европа: Проунионистским партиям не повезло, они не прошли в парламент. Считаете ли вы, что унионизм потерпел поражение в Республике Молдова?

Еуджен Томак: Унионистский полюс сильно пошатнулся после того, как связался с Плахотнюком, да еще тот в период, когда уже было ясно, что Плахотнюк имел какое-то отношение к исчезнувшему миллиарду. Но на политическом уровне, на уровне взглядов и убеждений число граждан, которые верят в возможность быстрого сближения с Евросоюзом через Румынию, выросло, я в этом уверен!..

Парадокс заключается в том, что заставляют себя ждать политические лидеры, которые смогли бы убедить людей, что они в состоянии продвигать этот проект. Здесь присутствует еще один нюанс, связанный с адаптацией месседжей, а кроме того, в Кишиневе в обязательном порядке должно появиться новое поколение политиков, которые смогут убедить в силе этого месседжа.

Я уверен, что тот миллион граждан Республики Молдова, которые решили принять румынское гражданство, точно знают, почему они это сделали. И я уверен, что если наступит такой момент, когда унионистский полюс обретет силу и доверие со стороны граждан, то на следующих выборах – очередных, внеочередных – неважно! – этот полюс может показать ошеломительные результаты. Но для этого, подчеркиваю, необходимы новые лидеры, вызывающие доверия политики, которые смогут объяснить людям, почему для Республики Молдова единственный шанс войти в Евросоюз и избавиться от нищеты – это Униря!

Молдова в последние годы почти полностью отказалась от проевропейской повестки

Румыния – образец в плане уважительного отношения к меньшинствам, с этой точки зрения никто не должен волноваться. Единственное, что требуется на данный момент, – чтобы включились в эту работу политики с проевропейскими настроениями, пользующиеся высоким доверием граждан. Это крайне ответственная задача – разъяснить суть этого месседжа и объединить усилия общества. Оно того стоит, ведь речь идет о будущем Республики Молдова и ее граждан.

XS
SM
MD
LG