Вторая часть эксклюзивного интервью Свободной Европе лидера партии «Действие и солидарность» (PAS) Майи Санду.
Первая часть — здесь.
Свободная Европа: В соцсетях сейчас многие задаются вопросом: почему блок ACUM решил, что социалисты, неформальным лидером которых является Игорь Додон, лучше демократов с Владом Плахотнюком?
Майя Санду: Именно Плахотнюк сейчас ассоциируется с человеком, который захватил государство. Он аннулировал выборы в Кишиневе, он – с помощью социалистов – изменил в стране систему выборов, он терроризирует людей и вынуждает их уезжать, он позволяет использовать самые разные коррупционные схемы – и более того, он напрямую к ним причастен.
Я не говорю, что у Игорь Додона нет таких же планов. Но на данный момент мы должны бороться с тем, кто фактически захватил государство, необходимо использовать открывшееся окно возможностей. Когда уходит диктатор, возникает потенциал, и мы обязаны его использовать для того, чтобы выстроить сильные госинституты, освободить их от олигархического влияния и сделать так, чтобы никто, в том числе и Додон, не смог повторить этот печальный опыт. Но сейчас диктатор – Плахотнюк. И бороться надо с ним.
Свободная Европа: Допускаете ли вы, что диалог между вами и социалистами зависит от договоренностей Игоря Додона и Владимира Путина? Они же собираются встретиться?
Майя Санду: Не знаю, и знать не хочу. Я знаю лишь о том, что Игорь Додон – слабая фигура в переговорном процессе, который между нами еще идет, Додон предельно зависим от Плахотнюка, и параллельно – от связей с Россией. А потому на развитие ситуации будет влиять не только решение, которое примут социалисты, но еще и то, какой курс изберет Игорь Додон.
Свободная Европа: Блок ACUM по-прежнему един – или раскол в ваших рядах все же возможен?
Майя Санду: Блок ACUM един, и я не вижу, почему это мы с Платформой DA должны разбежаться!.. Да, бывают очень трудные, иногда даже болезненные решения, и недовольные есть и в рядах PAS, и среди сторонников PPDA. Но это совершенно нормально, потому что сложные решения никогда не принимаются единогласно. Иначе это показывало лишь то, что в партии нет никакой внутренней демократии. Так что процесс, повторюсь, естественный. И мы решили, что сейчас ради интересов страны нам лучше поступить именно так.
Свободная Европа: Аналитик Николае Негру не исключает, что в кулуарах Додон и Плахотнюк уже договорились о разделе власти в Молдове на последующие четыре года. И тогда возникает вопрос – зачем вам пускаться в эти авантюры, зачем пытаться реализовать настолько рискованный сценарий? Всем и так понятно, что шансы на компромисс между Додоном и Плахотнюком куда выше, чем вероятность того, что социалисты пойдут на коалицию с блоком ACUM.
Майя Санду: Если нынешний авторитарный режим сохранится, то можно представить, что станет с Молдовой через эти четыре года!.. Выглядеть страна тогда будет просто кошмарно. И мы не можем допустить, чтобы через четыре года в Молдове не осталось населения – или, по крайней мере, тех, кто верит в демократию и свободу! Обычно именно такие люди эмигрируют первыми. Нельзя допустить, чтобы в стране не осталось предпринимателей, которые открывают новые рабочие места и платят в бюджет налоги – только из опасений, что их бизнес подвергнется рейдерскому захвату, как это происходит сейчас… Мы не может позволить оказаться через четыре года в стране, где нет учителей и врачей.
Это правительство – dream team, самая настоящая команда мечты, включающая представителей диаспоры
А через четыре года Молдова будет выглядеть примерно так. Потому что наше общество умирает… И вам это известно не хуже меня, вы часто бываете в молдавской глубинке, ездите по районам и селам и знаете, насколько все серьезно!
Только представьте, что нынешний хаос продлится еще четыре года. Кому через четыре года понадобится оппозиция или политическая партия, если ситуация деградирует катастрофическими темпами?! Конечно, было бы гораздо проще, если бы Молдова была нормальной страной, с реальной, подлинной демократией, а мы бы остались в оппозиции, предлагая гражданам альтернативные варианты для оптимального решения их проблем. Но ситуация у нас другая. Мы стоим перед выбором: либо освобождаем страну сегодня, либо освобождать через четыре года будет уже и нечего, и некого.
Свободная Европа: Как вы считаете, давление улицы может сорвать переговоры между социалистами и депутатами блока ACUM?
Майя Санду: Давление улицы? Если мы говорим о спортсменах, о людях Цуцу, которых специально вывели на улицу, чтобы те покричали и немного помахали кулаками, чтобы спровоцировать какие-то акты насилия, – это одно, а если…
Свободная Европа: Демпартия, по крайней мере, забронировала столичную площадь Великого национального собрания сразу на несколько дней подряд.
Майя Санду: Людей, которых они пытаются мобилизовать, набирают по госучреждениям, а у них нет никаких причин выступать против демократических процессов. Если решение будет принято, то его утвердят большинством голосов депутатов, избранных в парламент Республики Молдова. И я не вижу, почему эти люди должны защищать диктатора, который издевается над ними с утра до вечера.
Осталось три дня, после это все станет окончательно ясно
Даже если их заставлять – я просто не представляю, как они будут из-под палки защищать режим? Диктатора могут защищать люди из его охраны, которые находятся на довольствии его же спецформирований – такие структуры есть, их создавал режим как раз для того, чтобы оградить себя от народного гнева. Да, от этих формирований может исходить определенная угроза. Но если диктатор готов любой ценой цепляться за власть, вплоть до силовых вариантов, – это его решение… Надеемся, что до такого дело все же не дойдет.
Свободная Европа: Ранее вы уверенно заявляли, что готовы возглавить миноритарное правительство?
Майя Санду: Да.
Свободная Европа: Игорь Додон тоже выступил с рядом заявлений, и, по его мнению, блок ACUM не готов взять власть в свои руки, президент полагает, что вам лучше бы подождать еще года четыре…
Майя Санду: Если он так считает, то пусть говорит об этом открыто. Пусть скажет, что предпочитает коалицию с Плахотнюком, что люди Плахотнюка могут оставаться во власти и продолжать обворовывать страну, издеваться над народом и отменять по собственной прихоти итоги выбора граждан. Пусть скажет об этом честно.
Я не могу называть конкретные имена людей, когда речь идет о правительстве блока ACUM – это пока преждевременно, и мне бы не хотелось таким образом их подставлять, поскольку ничего еще не ясно. Могу сказать лишь одно: учитывая кандидатуры, которыми мы располагаем и которые сейчас рассматриваем, это правительство – dream team!
Это самая настоящая команда мечты, включающая представителей диаспоры, прекрасно подготовленных специалистов, с опытом работы в серьезных международных организациях, частных и государственных, с опытом сотрудничества с местными экспертами и профессионалами. О такой команде действительно можно мечтать! И если нам удастся [утвердить кабмин], то все очень быстро убедятся в том, что это самый сильный состав правительства – из всех, что когда-либо видела Молдовы. И я здесь ничуть не преувеличиваю.
Свободная Европа: А что вам подсказывает интуиция – досрочные выборы неизбежны, или же сформировать правительство все же получится, неважно даже, в каком составе – кабинет ACUM и Партии социалистов, или кабмин ПСРМ и Демпартии?
Майя Санду: Не думаю, что здесь можно руководствоваться интуицией или что-либо прогнозировать, исходя из интуитивных ощущений. Говорить о прогнозах трудно, тем более, что вы сами видите, какие сигналы поступают от социалистов, – немного туманные, мягко говоря...
Осталось три дня, после это все станет окончательно ясно, мы будем знать, насколько решительно настроены социалисты, есть ли у них смелость, или они целиком подконтрольны режиму. И подчеркну, что тут я говорю не только о социалистах, а в первую очередь – про Игоря Додона.
Свободная Европа: В ближайшие дни должно появится решение Конституционного суда, еще наверняка свою позицию представит Демпартия, а кроме того, станет ясно, чем завершатся ваши переговоры с социалистами…
Майя Санду: Решение Конституционного суда, скорее всего, будет выражать позицию ДПМ. Смешно – и одновременно печально, что вердикта КС все нет, и нет... Думаю, они ждут 8-го или 9-го июня, когда закончится срок [три месяца с момента утверждения мандатов депутатов] срок. А потом они выйдут с каким-то решением… Что ж, если они хотят еще больше себя скомпрометировать…
А что касается демократов – мы же видели, что они пытаются собрать людей, и это говорит о том, что они боятся утверждения пакета антиолигархических законов и формирования правительства, которое всерьез возьмется за этот режим – и развалит его!..
Слово – за социалистами. Мы свое решение приняли и самый трудный выбор сделали. Если они изобретают какие-то новые препятствия, это значит, что они явно настроены подыгрывать Плахотнюку.
Свободная Европа: Игорь Додон говорил, что вероятность проведения досрочных выборов – процентов 80-90, а демократы устами посла в Вашингтоне г-жи [Кристины] Балан высказали мнение, что внеочередные выборы могут состояться осенью. К чему же тогда все эти беспокойства, к чему эта головная боль и выстраивание сценариев?
Майя Санду: Если они сделали именно такой выбор, то пусть будут готовы и ко всем последствиям. Ответственность ляжет как на Демпартию, так и на ПСРМ.
Мы делаем все возможное, чтобы предложить стране что-то иное, показать альтернативу, которая позволит обществу вздохнуть с облегчением от того, что они избавились от Плахотнюка.
Досрочные выборы – это задержка внешнего финансирования как минимум на год
Знаете, мы не раз слышали высказывания людей: «Неужели нам настолько повезет, что мы избавимся от этого одиозного персонажа?..» И я еще их тут не дословно цитирую!.. Но смысл – в том, что «неужели нам повезет?», так что сегодня действительно очень многие надеются и спрашивают: «Неужели удача будет на нашей стороне, и мы избавимся от столь одиозного персонажа?»
Мы делаем все возможное, чтобы избавить общество от одиозной фигуры и вернуть людям веру в государство.
Свободная Европа: Кстати, досрочные выборы вряд ли будут способствовать налаживанию отношений Молдовы с ее партнерами по развитию…
Майя Санду: Однозначно – [помогать в этом выборы никак] не будут!
Свободная Европа: ...особенно, если вспомнить заявления еврокомиссара Хана, прозвучавшие в Кишиневе. Он говорил, что кампания может спровоцировать проблемы в сотрудничестве Молдовы с МВФ.
Майя Санду: Досрочные выборы означают и в теории, и на практике приостановление любого внешнего финансирования – как минимум, на год. Действующая программа сотрудничества с МВФ завершается осенью, а если в Кишиневе нет правительства, то продлевать ее будет некому. И даже если предположить, что после досрочных выборов парламент до декабря утвердит новый кабмин, то правительству ведь надо еще обсуждать и согласовывать программу с МВФ… Переговоры по новой программе длятся несколько месяцев – а тут заканчивается программа с ЕС, это март 2020-го. Соответственно, нужно еще несколько месяцев для обсуждения новых условий сотрудничества с Евросоюзом.
В общем, история растянется до лета 2020 года – и это при условии, что в Кишиневе будет правительство, пользующееся доверием Вашингтона и Брюсселя, которое занимается реформой юстиции, которое меняет избирательную систему… Возврат к пропорциональной системе выборов, соответствующей стандартам демократии, – одно из главных условий Евросоюза. Об этом говорят граждане Республики Молдова, на этом настаиваем и мы, блок ACUM, и наши партнеры. Да, досрочные выборы – это задержка внешнего финансирования как минимум на год.
Свободная Европа: Вы не знаете, к слову, когда состоится заседание парламента?
Майя Санду: Это зависит от решения социалистов.
Свободная Европа: Если завтра (в пятницу) они примут решение, то получится ли созвать парламент?
Майя Санду: Зависит от того, какое решение они примут, насколько вообще они свободны в своих действиях. Если несвободны – и если не придут на заседание, то это значит, что так сказал им Плахотнюк: «Не ходить!» А тут уж разговаривать не о чем.
Свободная Европа: И если до 8 июня заседания парламента не будет, то?..
Майя Санду: Посмотрим, что до 8 июня будут делать социалисты с демократами. Или мы все же идем на досрочные выборы…
Свободная Европа: Но ведь может так случиться, что КС скажет: крайний срок [роспуска парламента] – это 21 июня…
Майя Санду: Теоретически, возможен и этот вариант, но на самом деле быть такого не должно – закон говорит, что…
Свободная Европа: Ну, это еще одна возможность убедиться в том, все ли карты на столе...
Майя Санду: Если до 9-го не будет ясности, это значит, что социалисты несвободны. А пот ому и к 21 июня не поменяется ничего!