Linkuri accesibilitate

Дину Плынгэу: «Мы — партнеры Партии социалистов, а не лично Игоря Додона» (ВИДЕО)


Dinu Plângău: „Trebuie să facem ca procesele să fie ireversibile”
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:21:13 0:00

Самый молодой депутат парламента — о новом поколении политиков

Депутату парламента Дину Плынгэу – 24 года, он – самый молодой народный избранник, входит во фракцию блока ACUM и возглавляет молодежную организацию Платформы DA. Кроме этого, он является соучредителем Гражданского движения «Молодежь Молдовы» и соучредителем Ассоциации по развитию демократии DECID. В интервью корреспонденту Свободной Европы Валентине Урсу Дину Плынгэу рассказал о своих первых шагах в качестве депутата.

Свободная Европа: Вы – самый молодой депутат. Каково это – учиться принципам парламентской деятельности с ходу? Ведь у работы депутатов – свои особенности и нюансы…

Дину Плынгэу: Должен сказать, что в политике правила вообще очень своеобразные! Мне пришлось учиться очень быстро, но речь не про учебу – как-то мы выстраивали с моими коллегами аналогии, и я им сказал, что порой, когда мы ищем людей на различные политические должности, лучше столкнуться с «годом некомпетентности», чем в течение четырех лет иметь ту «профессиональную стабильность», что была у нас до сих пор!

Сейчас я – член трех парламентских комиссий: по правам человека, по расследованию узурпации власти, а также вхожу в комиссию по вопросам права, назначениям и иммунитету.

Свободная Европа: И к каким вы успели прийти выводам по поводу парламентской деятельности?

Дину Плынгэу: Мои выводы оказались довольно печальными. Ситуация в Республике Молдова оказалась гораздо более запущенной, чем я себе это представлял, когда переступил порог парламента. Это случилось после того, как блок ACUM пришел к власти, и мы получили более широкий доступ к информации о реальном состоянии дел в Молдове.

Перемены стартовали, уж в этом вы можете быть уверены!..

Свободная Европа: Что вы имеете в виду?

Дину Плынгэу: Все оказалось еще страшнее, еще более угнетающе!.. Во-первых, огромная дыра в сфере финансов – министерства представили проекты по корректировке бюджета, потому что образовалась серьезная брешь в госбюджете, и профинансировать дефицит в значительной степени удавалось лишь за счет кредитов, причем – под очень высокие проценты. Соответственно, государство оказывалось в глубокой долговой яме – и лишало нас, граждан страны, будущего.

Свободная Европа: А ваш коллега – оппозиционный депутат от Демпартии, бывший премьер-министр Павел Филип говорил, что вы, напротив, должны оценить то «наследство», которое досталось от прежней власти.

Дину Плынгэу: Я лично увидел в выступлении г-на Филипа тонну лжи!.. Я понимаю, что это заявление носило чисто политический характер. Но ведь люди сами отлично видели, что творится, и не просто видели, а чувствовали все это на себе. И вы, как журналист, не могли не заметить, сколько банковских кредитов в последнее время бралось. Кроме того, дыры в бюджете покрывались и за счет продажи госсобственности. Творились очень неприглядные дела, и это буквально разрушало наше государство, лишало нас перспектив.

Генпрокурор должен вступить в сражение с организованной криминальной группировкой, у которой в активах – миллиарды

Свободная Европа: Скажите, а перемены действительно уже начались? Удалось ли обновить состав правовых институтов, или вообще поменять кадры? Вы же ставили перед собой именно эту цель – внедрить реформы, и особое внимание уделить системе правосудия.

Дину Плынгэу: Перемены стартовали, уж в этом вы можете быть уверены!.. Мы, блок ACUM, когда шли на выборы, обещали избирателям, что поменяем режим. И мы это сделали, в ведь ранее это вообще казалось совершенно невозможным! До недавних пор никто и представить себе не мог, что нам удастся добиться того, чего мы добились, имея 26 мандатов в парламенте. И тут еще надо учитывать, что случилось в Молдове с 7-го по 14-е июня, когда образовалось двоевластие, а в стране правил алармистский, милитаристский режим. Я знаю, что говорю, поскольку вхожу в комиссию по расследованию узурпации власти.

В те дни ситуация в стране висела буквально на волоске, силовые структуры находились в состоянии повышенной готовности. Еще в схеме были задействованы военизированные формирования. Но произошло чудо, и наши усилия увенчались успехом. В том числе, благодаря населению, ведь без поддержки народа никакая власть не удержится. Проблема была в том, какую же линию поведения выбрать, чтобы никто, ни один человек не пострадал!

По моим сведениям, г-н Робу столкнулся в прокуратуре с небывалым саботажем!

Свободная Европа: Есть так называемая старая гвардия, и есть молодые кадры, люди, которых вы утверждаете на вакантные места. По-вашему, это здоровая ротация? Звучало множество упреков и со стороны политических оппонентов, и гражданского общества, да и рядовых граждан… И все они утверждают, что избранная вами тактика скорейших перемен – далеко не самая демократичная и транспарентная процедура.

Дину Плынгэу: Нужно расставить акценты. Честно говоря, мне бы тоже хотелось, чтобы все делалось немного по-иному. Но проблема в том, что встречаются и некие манипуляции по поводу происходящих перемен. У нас было всего несколько назначений на ключевые руководящие должности – речь идет о правительстве, о министрах, о врио генерального прокурора – и я могу сказать со знанием дела, что в Республике Молдова сегодня чрезвычайно трудно отыскать человека, который был бы готов взять на себя всю полноту ответственности, который может рискнуть. В комиссии мы рассмотрели несколько кандидатур на должность генпрокурора, и многие кандидаты попросту отказывались…

Свободная Европа: А чем вы можете объяснить тот факт, что при Демпартии от должностей не отказывались?

Дину Плынгэу: Да просто они не имели права отказаться! Если кто-то отказывался – на него направляли танки! Кроме того, сейчас речь идет о том, что, например, от генпрокурора общество ждет привычных, с одной стороны, действий, а с другой – и не совсем банальных. Он должен вступить в сражение с организованной криминальной группировкой, у которой в активах – миллиарды. Поверьте, ситуация очень и очень непростая.

Свободная Европа: Вы причисляете к той «преступной группировке» и политиков?

Дину Плынгэу: Однозначно! Но все же я бы не хотел выписывать характеристики и выносить приговоры людям…

Свободная Европа: Да, этим должен заниматься суд.

Дину Плынгэу: Все дело в том, что не только Демпартия контролировала политику. Деньги, которые зарабатывались с помощью различных незаконных схем, потом выделялись неправительственным организациям, приближенным политическим партиям, медиаструктурам и т.д.

Мышление за месяц точно не изменится!

Мне сложно говорить об этих людях как о политиках, но для того, чтобы вы понимали – с одной стороны, существует криминальная группировка, которая готова на все, вплоть до чьей-то ликвидации; с другой стороны, новая власть должна осознавать, что самый порядочный, самый неподкупный, просто идеальный человек – лишь человек, которому трудно устоять, когда речь идет о 3-4-5 млн евро, потому что он говорит: «Хорошо, я согласен ничего не делать…». Так что все гораздо сложнее, нежели мы могли себе представлять, но, тем не менее, постепенно ситуация меняется к лучшему…

Свободная Европа: Представляя врио генпрокурора, президент сказал, что г-н Робу может прийти в парламент и потребовать снятие иммунитета с некоторых депутатов. Как вы думаете, это случиться?

Дину Плынгэу: Так говорят. Я могу лишь сказать, что, по моим сведениям, г-н Робу столкнулся в прокуратуре с небывалым саботажем! Подробностей я не знаю, но…

Свободная Европа: То есть, система оказывает сопротивление?

Дину Плынгэу: Сопротивление есть со стороны прежнего руководства, но даже в этих условиях, при очевидном саботаже, нельзя было переходить определенных граней, в противном случае мы бы уподобились тем, от кого мы хотим очистить систему. Да, можно было уничтожить материалы или сфабриковать поддельные доказательства, фальшивые улики…

Свободная Европа: Но так и говорят – что, мол, исчезают материалы расследований, исчезает информация?

Дину Плынгэу: Да, так оно все и происходит. Но в подобных случаях трудно что-то утаивать, обязательно остается какая-либо нить, которая ведет к открытиям. Проблема не в этом. Проблема в том, что вся государственная машина, – а речь идет о десятках тысячах человек! – об одних, о других, не говоря уж о руководителях госучреждений, пользовалась незаконными источниками доходов. В Молдове множество чиновников получали, помимо ежемесячной зарплаты от государства, еще и деньги в конвертах. И это не вызывало у них ни малейшего дискомфорта!

Проекты по реформе юстиции считаю относительно приемлемыми, хотя, безусловно, нет пределов совершенству

Свободная Европа: Удастся ли избавиться от этих устоявшихся обычаев, от всех негативных явлений, получится ли поменять мышление и изменить людское отношение, а еще – найти сторонников, а не противников, чтобы сообща продвигаться к означенным целям?

Дину Плынгэу: Ну, мышление за месяц точно не изменится!

Свободная Европа: Однако, не смотря на очевидный вывод, надежды вы все равно не теряете?

Дину Плынгэу: Разумеется, руки иногда опускаются. Знаете, в 2015-м, когда я только начинал участвовать в акциях протеста, я был таким романтиком, я мечтал изменить все!.. Но когда убеждаешься в том, насколько же серьезны проблемы, насколько глубоко все прогнило, какой уровень цинизма может быть у людей, то это, конечно же, серьезно влияет и на степень уверенности, и на уровень надежд. Я говорю сейчас тех, кто строит сегодня из себя таких уж героев, хотя и они натворили немало дел, – я говорю о моральной точке зрения, даже если речь не идет о нарушениях юридического характера.

Кроме того, чтобы двигаться по пути перемен, надо, чтобы у вас была воля! Сегодня эта воля, похоже, что есть, и, по-моему, главное, чтобы источник той воли не иссяк. Лишь при таких условиях стартовавшие реформы станут необратимыми.

Свободная Европа: Между тем, некоторые уверены, что депутаты блока ACUM помогают социалистам – помогают перенимать черты и характер прежней власти. Как вы прокомментируете подобные месседжи, которые исходят от представителей гражданского общества?

Дину Плынгэу: Я слышал подобные мнения, и более того, частично я даже разделяю эти опасения. Что точно – мы являемся партнерами Партии социалистов, а не лично Игоря Додона. И я пока отделяю ПСРМ от самого Игоря Додона, несмотря на то, что он, вне всяких сомнений, контролирует определенные процессы и направления.

Именно молодое поколение дискриминируют у нас по полной, причем – сразу со всех точек зрения!

Свободная Европа: И, кроме этого, Додон стал постоянно бывать в парламенте.

Дину Плынгэу: Да, у него, будем говорить, такая... перманентная предвыборная кампания... В последнее время в парламенте он появляется куда реже, но в начале работы высшего законодательного органа, действительно, он бывал регулярно.

Свободная Европа: А что скажете насчет опасений о том, что режим Плахотнюка постепенно становится режимом Додона? Есть у таких соображений какая-либо почва?

Дину Плынгэу: Опасения всегда могут появляться, но если мы хотим, чтобы режима больше не было никогда – любого режима, Додона ли, Плахотнюка ли, режима Санду или Нэстасе, или кого-то еще – необходимо, чтобы перемены стали необратимыми. Поэтому я и говорил о красных линиях, которые никто не должен пересекать – ни в отношении людей, даже тех, кто нам отвратителен, ни в отношении госучреждений, даже прогнивших насквозь…

У меня всегда было, и всегда есть собственное, личное мнение насчет того, как следует поступать в отношении тех или иных госструктур. Если говорить о реформах, то самое главное – придать им необратимый характер. Я изучал проекты по реформированию системы юстиции, считаю их относительно приемлемыми, хотя, безусловно, нет пределов совершенству.

Свободная Европа: Какие законопроекты, в каких областях вы хотите продвигать?

Дину Плынгэу: У меня есть несколько идей, но пока, в основном, мы занимались электоральным законодательством и изменениями избирательной системы.

Конкуренты на выборах должны сосредоточиться на проблемах населенных пунктов. И поменьше рассуждать на отвлеченные темы

Свободная Европа: И уже точно решено – мы возвращаемся к пропорциональной системе голосования?

Дину Плынгэу: Да, но еще предстоит третье чтение, когда проект закона о внесении изменений в Кодекс о выборах будет принят в итоговом варианте. Я, кстати, собираюсь выдвинуть ряд инициатив, касающихся интересов молодежи, потому что именно молодое поколение дискриминируют у нас по полной, причем – сразу со всех точек зрения!

Но в данный момент я вместе с депутатами блока ACUM намерен сосредоточить усилия на реформе юстиции и проблемах построения правового государства. Кроме того, мы напряженно работаем над экономическими реформами, пытаемся прикладывать максимум усилий для разблокирования внешнего финансирования, кабинет министров уделяет этому направлению массу внимания. Словом, мы сосредоточены именно на этих двух направлениях законотворчества.

Свободная Европа: Насколько, по-вашему, прочен альянс между Партией социалистов и блоком ACUM?

Дину Плынгэу: Трудно сказать, здесь все зависит от того, будут ли обе стороны придерживаться изначального концепта, который предусматривал деолигархизацию Республики Молдова и реформирование госучреждений, – чтобы ни у кого из руководителей любого ранга не могло появиться никаких «смотрящих», которые каждый месяц собирают дань с предпринимателей, раздают какие-то указания… Для того, чтобы дела вернулись в нормальное русло, естественно, необходимо время.

Свободная Европа: А глава государства Игорь Додон настаивает на необходимости подписания нового соглашения между блоком ACUM и ПСРМ. Сначала говорилось о том, что части коалиции должны подписать договор о ненападении – для участия в кампании по местным выборам. А сейчас, как я понимаю, есть предложение включить текст коалиционного договора – помимо самого сотрудничества – и другие вопросы и аспекты.

Дину Плынгэу: Если речь идет о предстоящих местных выборах, то лично я считаю – уж не знаю, что там заявлял Игорь Додон или другие политические игроки! – а я лично считаю, что конкуренты на выборах, в том числе, партии, должны сосредоточиться исключительно на проблемах соответствующих населенных пунктов. И – поменьше рассуждать на другие, отвлеченные темы! И без того вопросов и проблем в этой сфере хватает, и все они требуют решений, идет ли речь о мэриях или о местных советах. Мы выступили с конкретными предложениями по пересмотру законодательства.

В 2017 году демократы, по своему обыкновению, хотели всех и вся контролировать, и потому выросла своеобразная пирамида, а которую попытались, по возможности – оптимальным образом, – поместить всю органиграмму, весь конструкт государства!..

Мы обсуждали эти темы и с представителями Конгресса местных властей Молдовы (CALM), после чего подготовили пакет законодательных инициатив. Он касается децентрализации. Естественно, если мэры и советники станут более независимыми от центра, они смогут уделять больше внимания местными проблемами.

99% обращений – это проблемы, связанные со сферой юстиции

Свободная Европа: Вы прошли в парламент по партийному списку, но вы баллотировались еще в северном округе Республики Молдова. Какая связь существует между политиком и гражданином? Насколько, вы считаете интересы людей и власти пересекаются?

Дину Плынгэу: Да каждый день!..

Свободная Европа: А граждане, между тем, зачастую уверены, что политикам они нужны лишь раз в четыре года – когда, соответственно, требуются голоса на выборах…

Дину Плынгэу: У нас сложилось некое ложное восприятие – о том, что депутаты могут решить абсолютно все проблемы! Да, так было. И, знаете, еще до того, как я пришел в политику, я не переставал удивляться феномену… Как это так – приходит депутат, который по телефону, с ходу, решает какие-то личные проблемы?..

Но задача народного избранника – законотворчество, принятие качественных законов, которые впоследствии приведут к росту уровня жизни людей. Разумеется, еще депутаты обязаны посещать районы республики, встречаться с избирателями, обсуждать все насущные проблемы, и так далее, и тому подобное. Но вот когда депутат начинает кому-то звонить и решать те или иные проблемы – тут уже перебор...

Особенно это касается решением проблем в юстиции, как это у нас происходило до недавнего времени. Но сейчас, после смены власти, мы каждую неделю бываем в территориях, беседуем с гражданами, я даже не могу сейчас точно сказать, сколько писем и жалоб поступило ко мне лично, не говоря уж о почте кабмина или других депутатов парламента – поступают сотни обращений!.. По мере сил и возможностей, я стараюсь отвечать на все письма.

Мне бы хотелось, чтобы когда я покину парламент, моя душа была так же довольна принятыми решениями, как и сейчас!..

Свободная Европа: А если посмотреть сразу на весь объем писем, жалоб, обращений и петиций, – чем чаще всего недовольны молдавские избиратели?

Дину Плынгэу: 99% обращений – это проблемы, связанные со сферой юстиции. Разумеется, как депутат я не могу вмешиваться в отношения гражданина и системы правосудия. Например, если идет какой-либо этапе судебного разбирательства.

Мы можем вмешаться в случае выявления какого-то несоответствия в законодательстве, можем предложить законопроект, а если речь действительно идет о неких злоупотреблениях, то тогда мы обращаемся в соответствующие органы – и задаем эти вопросы им. Конечно, были и нарушения, но я же не личный сторож прокуроров или судей, и я и не могу как-то на них повлиять.

Свободная Европа: Вы сказали, что выступаете за необратимость перемен. А чего вы не желаете, чтобы случилось за время вашего мандата?

Дину Плынгэу: Я не знаю, сколько будет длиться моя работа в парламенте действующего созыва, но мне бы очень хотелось, чтобы тогда, когда я покину парламент, моя душа была так же довольна принятыми решениями, как и сейчас!.. Мне совершенно не хочется о чем-то сожалеть, мне очень важно обладать моральным правом здороваться с людьми и открыто смотреть им в глаза. Вот точно как сейчас!..

Свободная Европа: Вы говорите, что не знаете, как долго будет длиться ваш мандат. Иными словами, вы намекаете на то, что не исключены досрочные выборы?

Дину Плынгэу: Да и не только это я имел в виду.

Свободная Европа: А что еще?

Дину Плынгэу: Я говорил о том, что ответ на вопрос по поводу необратимости перемен зависит целиком от нас. И если я смогу лично чем-то или как-то помочь, то я намерен работать в парламенте столько, сколько понадобится!

XS
SM
MD
LG