Europa Liberă рассказывает, как прошли собеседования еще трех кандидатов из «списка ожидания»: Серджиу Карамана, Николая Шовы и Екатерины Бузу.
Cудья Серджиу Караман и вопросы с незадекларированными счетами
Серджиу Караман стал работать судье в суде Флорешт в 2012 году. В 2018 году его перевели работать в суд Криулян.
Семья судьи владеет двумя квартирами площадью 29,9 кв м и 49,7 кв. м. Первую купили в 2014 году за 40 тыс. леев. Судья отметил в декларации, что рыночная стоимость такой квартиры – 145 тыс. леев, а разницу в цене объяснил «состоянием», в котором была квартира на момент покупки. Вторую квартиру купили в 2019 за 493 тыс. леев.
Собеседование Карамана в комиссии продлилось недолго: около получаса. Основные вопросы комиссии были связаны с тем, что он не задекларировал несколько банковских счетов (своих и жены). Караман объяснил это тем, что про наличие одного из счетов не знал, так как она завела его до их знакомства. К тому же судья считает, что не было смысла был декларировать сами счета, если уже указал в декларации сами доходы. Он подчеркнул, что если на счету нет денег, то это не финансовый актив.
В конце собеседования судья отметил, что пять месяцев в течение которых он проходил «pre-vetting», были «нелегкими» как для него, так и для членов его семьи. «Это был период фрустрации и стресса. Период, когда мою неподкупность поставили под вопрос. Были вопросы комиссии, некоторые из которых я воспринял, как обвинения» — сказал он. Судья выразил надежду, что испытание, через которое проходят судьи, «пойдет на благо страны и судебной системы». «Для такой благородной цели готов пройти и через то, через что прошел», — сказал Караман.
Судья Николай Шова и вопросы с недвижимостью и самоотводом
Николай Шова начал работать судьей в 2005 году в кишиневском суде сектора Ботаника. В 2020 году он выиграл конкурс на пост судьи Высшей судебной палаты, организованный ВСМ, но назначение не утвердил парламент. С 2021 года Шова выполняет обязанности председателя суда Кишинева.
Судья объяснил эту разницу тем, что после покупки «улучшил» дом, а стоимость стройматериалов возросла. С 2021 года судья владеет автомобилем Toyota RAV 4 (2021 год выпуска) стоимостью 544 тыс. леев. Также семья судьи владеет автомобилем Citroen C3 (2006 года выпуска) который купили в 2006 году за 120 тыс. леев и BMW 315 (1984 год выпуска) который купили в 1995 году за 5 тыс. леев.
У комиссии возникли вопросы в связи с тем, что в 2014 году Шова купил квартиру площадью 72 кв. м. по преференциальной цене (25 тыс. евро), но не уведомил ВСМ, что у него была квартира и три земельных участка, на одном из которых он начал строить дом. Эту же квартиру он продал в 2020 году за 530 тыс. леев семье своей дочери. Шова рассказала, что действовал «с точки зрения морали гражданина, который хочет улучшить жилищные условия семьи». «Более того, я работал с 1995 года, у меня было двое детей и у меня не было моего личного пространства [...] думаю, этично для родителей, если появилась возможность, предпринять действия, чтобы обеспечить детей жильем», — подчеркнул он.
Еще у комиссии возникли вопросы в связи с тем, что в 2021 году судья купил примерно 25 тыс. евро и объяснил это тем, что деньги нужны на покупку машины. Но комиссия выяснила, что в контракте было указано, что он заплатил за машину леями. Судья не смог вспомнить деталей оплаты и назвать точную валюту, которой расплатился за автомобиль. Также он признался, что дважды в контрактах купли-продажи земельных участков указывал заниженную цену. Так, когда его жена покупала участок в Трушенах, в контракте указали 20 тыс. леев, а на самом деле за него заплатили около 207 тыс. леев. Еще один земельный участок семья продала по контракту за 14 тыс. леев, а реальная стоимость составила около 200 тыс. леев. В обоих случаях судья объяснил разницы в транзакциях условиями, которые поставили или продавец или покупатель.
У комиссии возникли вопросы и в связи с собеседованием на пост судьи Высшей судебной палаты, которое Шова прошел в 2020 году в юридической комиссии парламента. После этого он взял самоотвод по одному из дел, отметив, что считает, что его «запугивают». Шова рассказал, что речь была по дело о несостоятельности. Изначально один из участников процесса заявил ему отвод, но заявление отклонили. Судья отметил, что этот участник процесса отправил письма различным представителям власти, в том числе депутатам. Именно эти действия он посчитал «запугиванием». Шова согласился с тем, что согласно этическому кодексу судьи «должен был воздержаться от комментариев» по поводу дела на заседании юридической комиссии парламента.
«Если против меня выдвинули прямые обвинения, я должен был ответить. По моему ощущению, это были обвинения уголовного характера. Если бы я промолчал, я бы согласился с тем, в чем меня обвинили», — сказал он. Также судья добавил, что вышестоящие инстанции подтвердили, что он действовал беспристрастно.
Завершая выступление, он попросил прощения у близких: «Возможно я вызвал у них фрустрацию своим решением баллотироваться и дополнительным проверкам, через которые они прошли».
Судья Екатерина Бузу и бесплатное проживание в квартире чужого ребенка
Екатерина Бузу начала работать судьей в суде Оргеева в 2012 году.
Екатерина Бузу была первым из 15 кандидатов, которого члены комиссии спросили о дисциплинарном деле, которое против нее завели в 2015 году. Она нарушила сроки принятия решений в 36 делах. Судья объяснила это тем, что в 2013 году, как начинающая судья столкнулась со слишком большим объемом работы, а также у нее не было ассистента. Бузу подчеркнула, что сейчас увеличились сроки редактирования решений с 15 дней до 30.
«Получив дисциплинарное наказание – предупреждение, понятно, что больше не хочешь других наказаний в будущем. Оставалась на работе до 21:00-22:00, были случаи, когда и в 5 утра приходила на работу, чтобы успеть в срок», - сказала судья.
Еще серия вопросов была связана с тем, что судья с семьей больше 10 лет жила в квартире постороннего ребенка, чья мать умерла. Разрешение на проживание судья получила у опекуна ребенка. Екатерина Бузу рассказала, что не была знакома ни с опекуном, ни с покойной матерью ребенка. По ее словам, после смерти матери бабушка с дедушкой забрали внука себе. Они пустили ее жить в пустую квартиру с условием, что она будет оплачивать коммунальные услуги. В 2018 году один из детей судьи купил эту квартиру за 252 тыс. леев, а в ноябре 2020 продал за 680 тыс. леев. Разницу в цене она объяснила тем, что после покупки квартиры в ней сделали капитальный ремонт.
Также у комиссии возникли вопросы с тем, что она не указала в декларации о доходах 4 банковских счета, которыми она владела в 2012-2016 году. Она рассказала, что один из счетов банк создал автоматически вмести с банковским счетом, через которой ей выдали кредит.
*******
Комиссия «pre-vetting» проверяет на неподкупность кандидатов, которые претендуют на пост членов Высшего совета магистратуры. Из 21 кандидата с которыми провели собеседование в 2022 году, трое получили положительные ответы от комиссии «pre-vetting». Кандидатуры еще пятерых судей комиссия отклонила 4 января 2023 года. Эти пятеро кандидатов могут оспорить решение комиссии в суде. Остальные судьи продолжают ждать решение комиссии. Помимо судей, комиссия должна проверить 12 представителей гражданского общества, которые претендуют на посты в ВСМ.
После того, как комиссия огласит решения по всем кандидатам в ВСМ, она перейдет к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров. Europa Liberă продолжит следить, за тем, как идет предварительный отбор в органы самоуправления судей и прокуроров.