Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Мечта Игоря Додона — это „модель Путина“»


Четыре основные линии поведения молдавских политических сил

Свободная Европа: Г-н Боцан, поскольку мне приписывают роль «адвоката дьявола», рискну спросить: почему не президентская республика? Социалисты, вероятно, думают: почему столь подходящего президента не наделить еще и должными полномочиями?

Игорь Боцан: В самой инициативе ничего плохого нет. Единственное, что я считаю – социалистам вначале следует получить парламентское большинство по результатам выборов, предстоящих к концу следующего года, а после этого, руководствуясь ст. 75 Конституции, они могут попытаться провести в жизнь демократию через референдум, и достичь цели, которую они преследуют сегодня.

Свободная Европа: Они хотят из феодализма перепрыгнуть прямо в капитализм?

Игорь Боцан: Нет, они не хотят прыгнуть, потому что их инициатива чисто политического, предвыборного характера. Они предельно четко заявляют, что этот референдум, или переход к президентской республике, состоится только после парламентских выборов, которые они намерены выиграть. Чтобы не заслужить наказания по линии Центризбиркома сегодня они ведут политическую кампанию, которая не запрещена. Они уже начали сбор подписей…

Воронин, победив на выборах в 2009 году, потом потерял власть

Свободная Европа: Иными словами, «модель Воронина»: и конституционно доминирующая парламентская фракция, и сильный президент?

Игорь Боцан: Нет-нет, ни в коем случае, «модель Воронина» развалилась после восьми лет правления. Можно предположить, что то, о чем мечтает г-н Додон – это «модель Путина», то есть система с французскими корнями, которую, если можно так выразиться, исказили в Российской Федерации до того, что президент располагает вообще всеми рычагами – абсолютно всеми рычагами исполнительной власти, плюс еще имеет влияние на премьер-министра. Да и правительство он может наказать в любой момент.

Свободная Европа: А чем плоха «модель Воронина»? Имитировался демократический парламентаризм, а решения диктовало партийное руководство. Почему социалистов не устраивает такая модель?

Игорь Боцан: Потому что Воронин, победив на выборах в 2009 году, потом потерял власть. А при том режиме, которого добивается сейчас г-н Додон, – и я думаю, что эти уроки г-н Додон усвоил как раз будучи винтиком воронинской власти, – не случилось бы того, что произошло после 7 апреля. Г-ну Воронину не хватило около 2 тыс. голосов для своего очередного мандата [президента].

Свободная Европа: Хорошо, а какие преимущества дает президентская республика, если следовать логике социалистов? Они говорят, что парламентская демократия топчется на месте, что существует угроза узурпации власти даже в условиях политической конкуренции, и тогда уж лучше просвещенный «монарх» с доброй волей.

Игорь Боцан: Я думаю, что у г-на Додона имеется определенный план, и всем известно, в чем он состоит: сближение с Евразийским союзом, а там, в основном, президентские режимы. Следовательно, ему необходим…

Свободная Европа: Нужен авторитет.

Игорь Боцан: Авторитет – это именно то, чего он хочет. И, как я уже говорил, это очень специфические режимы. Они были исковерканы таким образом, что в руках президента оказалась вся власть, а вся ответственность ложится на премьера, на правительство – и именно президент меняет правительства как перчатки.

Свободная Европа: Ка раз поэтому социалисты пользуются этими примерами, чтобы сказать: «Посмотрите, насколько эффективен режим Лукашенко», «посмотрите, как успешно правит Назарбаев», «посмотрите, какой порядок в Азербайджане»?..

Игорь Боцан: Это правда, но если г-н Додон использует такую риторику, то люди наверняка спросят его: а какие же экономические ресурсы нужны для того, чтобы сохранять подобные режимы?

У Азербайджана есть нефть, Казахстан располагает нефтью и газом, Россия очень богата, а Беларусь не только выживает, но даже опережает Россию по Индексу человеческого развития благодаря двум нефтеперерабатывающим заводам мощностью около 23-24 млн тонн нефти, в бензине и других фракциях… И эта «жемчужина», доставшаяся Минску в наследство после распада СССР, приносит около 7-8 млрд долларов дохода. ,

Г-н Додон хочет выиграть парламентские выборы, и он оседлал своего излюбленного конька – переход к президентской республике

Свободная Европа: А если тут у нас сейчас не выдержит социалист Булэи – и выскочит с репликой? Например, что это действительно режимы, но зато они держат в узде общественные организации, выступающие за неправославные ценности… Об этом говорил и патриарх Кирилл. Тот считает, что обостренный и чрезмерный экуменизм подводит на край пропасти население постсоветских республик?

Игорь Боцан: Какие республики – надо уточнить предельно ясно. Страны Балтии очень даже благополучные, я недавно там побывал и увидел: жизнь прекрасно налажена, люди спокойны…

Свободная Европа: Но с точки зрения канала Russia today они катятся в пропасть…

Игорь Боцан: Да, разумеется, пропаганда свое дело делает. Г-н Додон сейчас хочет выиграть парламентские выборы. Он этого и не скрывает, и он оседлал своего излюбленного конька, если можно так выразиться, – переход к президентской республике.

Свободная Европа: Допустим, удастся собрать два миллиона голосов в пользу президентского режима правления. Но что следует делать Игорю Додону или Зинаиде Гречаной этими двумя миллионами автографов?

Игорь Боцан: Используют их в кампании по проведению парламентских выборов.

Свободная Европа: То есть, юридической или организационной силы у них нет?

Игорь Боцан: Нет. Но социалисты прекрасно понимают…

Свободная Европа: А люди, которые поставят свои подписи, – они это понимают?

Игорь Боцан: Люди, которые поставят свои подписи, получат возможность беседовать с электоральными агентами Партии социалистов, которые будут вести пропаганду так, как они это умеют. И это очень поможет им на парламентских выборах. Именно на этом и строится весь расчет.

Следовательно, у нас сейчас четыре основных линии поведения. Самая эффективная, с моей точки зрения, это линия социалистов, потому что по результатам опросов известно, что более половины населения страны выступает за президентскую республику, глава которой способен решить все проблемы.

А остальные три линии слабее. Например, Демпартия собирается ввести в Конституцию положение о европейской интеграции. Известно, что эту идею поддерживают около 40% населения. Созвучен этой позиции демократов и антиолигархический лозунг развивающихся проевропейских партий – PAS и DA. И есть еще четвертая линия поведения, ее продвигает Траян Бэсеску – у нее около 20% сторонников. Иными словами, инициатива Додона и Партии социалистов имеет преимущество.

Единственной преградой для социалистов в случае их победы на выборах станет Конституционный суд

Свободная Европа: Украинцы говорят: «Не съем, так понадкуcываю», что в нашем случае означает, что даже если президентской республики добиться социалистам и не удастся, то, по крайней мере, они укрепят свои позиции на выборах…

Игорь Боцан: Этот месседж и эта политическая кампания по сбору подписей призваны стать своего рода фундаментом для того, чтобы получить власть и сформировать большинство в парламенте нового созыва.

Свободная Европа: Выступаешь за президентскую республику, а добиваешься этой цели через парламент?

Игорь Боцан: Да. Логика именно в этом, и они этого не скрывают. Сейчас встречаемся с избирателями, убеждаем их, что здесь спасение, убеждаем их за нас проголосовать…

Свободная Европа: Иными словами, одерживаем верх в парламенте ради того, чтобы его уничтожить?

Игорь Боцан: Одерживаем верх в парламенте для того, чтобы дать полномочия г-ну Додону.

Свободная Европа: Точно так же поступала «Наша партия», когда говорила: «Победим на выборах для того, чтобы распустить парламент».

Игорь Боцан: Совершенно верно. Что будет дальше – нетрудно себе представить. Единственной преградой для социалистов в случае их победы на выборах станет Конституционный суд, несмотря на то, что они сошлются на ст. 75 и активируют так называемую прямую демократию, то есть запустят процедуру референдума.

Лет 18 назад КС пытался дать толкование этой статьи Конституции, но, думаю, если социалисты победят на выборах, больших препятствий в этом смысле не будет.

Свободная Европа: Значит, тем более важна способность к мобилизации тех, кто понимает, куда идет общество?

Игорь Боцан: Вне всякого сомнения! Конечно, это самое важное, – чтобы граждане были информированы, чтобы поняли, какие цели преследуются, на что замахнулись политики, и сделает ли нашу страну достижение заявленных целей более благополучной? Или, напротив, обречет ее на еще большую нищету и удержит в серой зоне, откуда граждане бегут без оглядки…

XS
SM
MD
LG