Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Плахотнюк хочет передать четкий посыл, что стабильность в Молдове зависит от его воли»


Свободная Европа: Как вы считаете, это простое совпадение, что лидер Демпартии посетил Турцию, где президенту Додону обещали выделить деньги на ремонт [здания президентуры]?

Игорь Боцан: Можно не сомневаться – когда Плахотнюк планирует свою работу, он ничего не упускает из виду, все устраивает заранее и продумывает до мелочей на много шагов вперед. На внешнем плане г-н Плахотнюк использует лоббистов, заключая на Западе крайне дорогостоящие контракты на миллионы долларов и евро, чтобы быть вхожим в высшие эшелоны власти.

Свободная Европа: То есть, он не импровизирует?

Игорь Боцан: Нет, что вы! В Америке благодаря таким кампаниям он смог завязать контакты с сенаторами, конгрессменами и помощником Госсекретаря; в Брюсселе лоббистские компании устроили ему встречи даже с комиссарами; а на Востоке дела обстоят немного иначе.

Свободная Европа: Почему именно Турция, почему по следам Додона?

Г-н Плахотнюк – редкий мастер закулисных игр и келейных договоренностей

Игорь Боцан: На этот раз не по следам Додона, г-н Плахотнюк идет по следам г-на Канду, который недавно побывал в Анкаре, встретился с президентом Эрдоганом. В составе свиты, которая его сопровождала, был и г-н Дудогло, который представлял интересы Гагаузии и курировал поддержку Гагаузии.

Вспомним, гагаузские СМИ писали о том, что усилия г-на Дудогло, который, думаю, вместе с г-ном Канду лоббировал действия г-на Плахотнюка, расшатывают усилия башкана Ирины Влах по укреплению отношений с Анкарой – и в этом отличия от того, что происходит в отношениях с Западом. Но не надо забывать и о встрече здесь, в Кишиневе, с президентом Кыргызстана г-ном Атамбаевым, который перед тем, как встретиться с Путиным, прибыл в Кишинев, чтобы «захватить» послание Плахотнюка Путину.

Свободная Европа: Налицо, можно сказать, парадокс: с одной стороны, г-н Плахотнюк в ипостаси лидера правящей партии хочет стать заметной фигурой, хочет официального признания; с другой же, его повестка, если можно так выразиться, скрыта от людских глаз. Как может быть, чтобы и волки были сыты, и овцы целы?

Игорь Боцан: Г-н Плахотнюк – редкий мастер закулисных игр и келейных договоренностей; и эта характеристика вполне ему подходит. Думаю, в случае Эрдогана дело обстоит немного иначе, потому что известно – г-на Эрдогана скоро ждут в Молдове с визитом.

Свободная Европа: По приглашению Игоря Додона?

Игорь Боцан: Да, и главными действующими лицами будут, естественно, Додон с Эрдоганом. Но предстоящая встреча в Кишиневе немного поблекнет – после того, как лоббисты Плахотнюка – Канду и Дудогло – замолвили слово перед Эрдоганом и убедили его, что проблемы Гагаузии решаются усилиями лично г-на Плахотнюка, почему г-н Эрдоган и согласился его принять.

Свободная Европа: Владимир Плахотнюк старается убедить внешних игроков на Западе и на Востоке, что он не менее, а, может быть, и более важная фигура, чем президент Додон? Таково желание г-на Плахотнюка – или его пиарщиков?

Уязвимое лицо на высокой должности предпочтительнее, потому что можно найти кукловодов и для кукловода

Игорь Боцан: Г-н Плахотнюк хочет передать четкий посыл, что он – именно тот человек, который решает все проблемы в Республике Молдова, что стабильность в Молдове зависит от его воли.

Свободная Европа: Все – благодаря ему?

Игорь Боцан: Да, благодаря ему – и все зависит от него. И такой подход наши западные партнеры принимают, потому что такова их стратегия. На границах Евросоюза должен быть мир, а все перемены должны происходить только электоральными методами.

Мы видели отношение Запада к смене избирательной системы в Молдове. Запад выразил недовольство по поводу пересмотра системы выборов, но ради стабильности сотрудничает с г-ном Плахотнюком. И на Востоке, как я уже говорил, г-ну Плахотнюку важно показать, что он не тот человек, которому высокопоставленные чиновники и главы государств не желают подавать руки.

Свободная Европа: Напрашивается вопрос: значит, дурная слава, которая, как шлейф, тянется за Плахотнюком, безосновательна? Если он действительно замешан в разного рода неблаговидные и противозаконные делах, то ведь времени, чтобы это доказать, было предостаточно…

Игорь Боцан: Это так, но только те, кто должен доказать, что дурная слава г-на Плахотнюка более чем обоснована, – это правоохранительные органы Республики Молдова, которые г-н Гимпу называет «карманными» ведомствами г-на Плахотнюка. И это произошло в результате незаконного, секретного распределения правовых институтов.

Свободная Европа: Но спецслужбы – SRI, ФСБ разве не могли выяснить, действительно ли Плахотнюк является capo di tutti?

Майя Санду набрала 48%, Игорь Додон – 52% с помощью г-на Плахотнюка. Это результат протестного движения

Игорь Боцан: Думаю, эти службы, о которых вы говорите, прекрасно знают молдавские реалии, но не исключено, что для них уязвимое лицо на какой-то высокой должности предпочтительнее, потому что в этом случае можно будет тянуть за веревочки, найти кукловодов и для кукловода. Это – в порядке предположения.

Свободная Европа: Значит, Плахотнюку вменяют то, что он – хозяин Молдовы и кукловод со знаком «минус», а он хочет этот «минус» превратить в «плюс»? Да, я хозяин, да, я кукловод, и тому, кто захочет иметь дело с Молдовой, придется иметь дело со мной?

Игорь Боцан: Совершенно верно. И с этой точки зрения г-н Плахотнюк считает себя некоронованным главой здесь, в Республике Молдова, и говорит всем: «Нужна политическая стабильность в Молдове? Немного терпения, через год я буду помазанником граждан Республики Молдова на очередных парламентских выборах».

Свободная Европа: А эту его уверенность расшатывает только г-н Додон, который говорит, что у Республики Молдова социалистическое будущее, связанное с Востоком и с Россией?

Игорь Боцан: Не только Игорь Додон, но и проевропейская оппозиция, которая набирает силу. Все помнят, как ровно год назад Мариану Лупу, лидеру Демпартии, которую сейчас возглавляет Влад Плахотнюк, пришлось сделать шаг назад, чтобы не опозориться… И результаты выборов тоже все помнят: Майя Санду набрала 48%, Игорь Додон – 52% с помощью г-на Плахотнюка. Это результат протестного движения, которое развернулось в Молдове, начиная с 2015 года.

Свободная Европа: С тех пор ситуация немного изменилась. Но вернемся к тому, что сказал Плахотнюк активистам: он намерен победить на выборах. А до тех пор «испытание огнем» в кишиневской мэрии может преподнести какие-то сюрпризы, раскрыть какие-то тенденции?

Михай Гимпу открытым текстом говорит, что все правовые структуры контролирует лишь один человек

Игорь Боцан: Однозначно – да, ведь все, что происходит в муниципии Кишиневе – и это известно от г-на Гимпу – чистейшей воды сведение счетов. Точно так, как и Влад Филат стал козлом отпущения за кражу миллиарда в рамках полностью закрытого расследования, в котором имя Плахотнюка, как бенефициария хищения, заменено именем г-на Филата, и многое, многое другое, – такая же ситуация наблюдается и в муниципии Кишиневе, где то, что происходит с г-ном Киртоакэ, вызывает много вопросов.

Свободная Европа: После подобной траектории должность градоначальника перестанет быть «отравленным яблоком»?

Игорь Боцан: Зависит от того, кому достанется это яблоко. Вспомним народное изречение: «Для кого приготовили, а кому досталось»... Даже если г-н Плахотнюк и контролирует все в этой стране, даже если предположить, что картель между Плахотнюком и Додоном существует, и доказательств этому все больше и больше, еще неизвестно, чем завершится вся эта эпопея.

Свободная Европа: Иными словами, бойкот может опрокинуть их планы?

Игорь Боцан: У бойкота могут быть разрушительные последствия как для г-на Додона, так и для всего того, что предпринимает нынешняя власть в контексте так называемой борьбы с коррупцией. Надо немного подождать, недолго осталось, и последствия станут очевидными.

Свободная Европа: То есть, в ноябре будет известно, является ли Киртоакэ тем камушком, который попал в ботинок правящего альянса и мешает ему идти вперед?

Такие политические лидеры очень проницательны и сообразительны, но для публичного лица этого недостаточно

Игорь Боцан: Не исключено, что если Киртоакэ не будет отправлен в отставку на референдуме, то все усилия власти придется направить на то, чтобы осудить его, тем самым – выдавить с политической сцены и из мэрии. Если же это произойдет накануне парламентских выборов, это будет звонкой пощечиной для власти, которая стряпает подобные дела. Особенно, если Михай Гимпу, как я говорил чуть выше, станет главным свидетелем в деле о захвате государства, потому что он участвовал в распределении правовых и регулирующих институтов, а сейчас открытым текстом говорит, что все правовые структуры контролирует лишь один человек.

Свободная Европа: По крайней мере, если он и не участвовал, то закрывал на это глаза?

Игорь Боцан: Нет, он участвовал, он был одним из главных идеологов. Он рассказал, как все произошло, он предоставил документ…

Свободная Европа: Да, и он сказал, что дрова рубят – щепки летят, и обойтись без репрессивных рычагов невозможно…

Игорь Боцан: Это правда, но сейчас г-н Гимпу изменил свою позицию и взывает к здравомыслию, призывает к поддержке, потому что юстиция в нашей стране захвачена. И все это обязательно наложит свой отпечаток на предвыборную кампанию. С этой точки зрения последствия, которые ощутят на себе граждане, перевесят все эти встречи г-на Плахотнюка.

Свободная Европа: А результаты надо приписать какому-то конкретному человеку?

Игорь Боцан: Разумеется. Но г-н Плахотнюк говорит не с нами, он не встречается с вами для честного диалога, чтобы ответить на ваши вопросы: он работает через людей, которые вовлечены, в том числе, посредством лоббистских компаний. Такие политические лидеры, мы все понимаем, очень проницательны и сообразительны, они отлично разбираются в подобного рода вещах, но для публичного лица этого недостаточно. Надо разговаривать и с людьми.

XS
SM
MD
LG