Linkuri accesibilitate

Серджиу Мокану: «Republica Unirii — проект румынской интеграции вместе с европейской»


Лидер движения «Антимафия» Серджиу Мокану
Лидер движения «Антимафия» Серджиу Мокану

Предвыборная платформа Народного движения «Антимафия»

Радио Свободная Европа предоставляет возможность всем конкурентам на выборах по общенациональному округу изложить фрагменты своих программ. Парламентские выборы в Молдове пройдут 24 февраля. Народное движение «Антимафия» занимает шестую строчку бюллетеня для голосования. Лидер движения Серджиу Мокану говорит, что среди главных задач партии – отказ от статуса нейтралитета, вступление в НАТО, а также последующее объединение с Румынией.

Серджиу Мокану: Я иду с той же предвыборной программой, которой придерживаюсь с 2010 года. Тогда я сказал, что Республика Молдова захвачена преступником, и еще немного – и он целиком подчинит себе Молдову, – это Влад Плахотнюк. Вся моя деятельность за это время была посвящена одной лишь цели: вырвать захваченное государство из цепких рук этого мошенника. Мне этого не удалось, потому что другие партии и другие чиновники, включившиеся в борьбу, – Филат, Лянкэ – капитулировали перед ним, поддавшись на шантаж, поскольку и сами оказались не без греха. А во-вторых, у них не было союзников.

В 2014 году не было вообще никаких шансов, после 2014-го шанс вроде бы появился – на фоне той широкой протестной волны, которую, увы, присвоила политическая группа, отколовшаяся от движения Филата, и которая сейчас идет с другим блоком, известном под названием ACUM. Но этот блок на самом деле представляет собою ту же рыбу, но под другим соусом – по сути, в этот блок перекочевали известные представители Либерально-демократической партии.

А мы, Народное движение «Антимафия», участвуем в выборах в 2019 году практически с теми же стартовыми позициями, что и в 2014-м: с Плахотнюком у власти, с захваченным государством – и с блоком, который фактически является клоном движения Филата – этот блок вроде бы объявил войну Плахотнюку, но на деле использует те же методы и преследует аналогичные цели – попасть во власть.

Свободная Европа: Что вы обещаете избирателям?

Серджиу Мокану: Никаких обещаний в этой кампании мы не даем! Мы предлагаем…

Свободная Европа: А в плане улучшения социально-экономического положения?

Серджиу Мокану: Мы – не левая партия, и обещаниями не разбрасываемся! Этим занимались все формирования левой ориентации, от Додона – и до Майи Санду с Андреем Нэстасе... А мы не даем предвыборных обещаний, мы не сулим повышения зарплат, и т.п.

После выборов либо к власти придет Партия социалистов, либо же наступит затяжной кризис

Мы говорим, что если бы в Республике Молдова удалось свергнуть власть олигархов, и если бы Румыния тоже смогла вырваться из рук своих олигархов, то можно было бы реализовать программу, которую мы предложили обществу в сентябре прошлого года. Программа называется Republica Unirii – это проект румынской интеграции вместе с европейской. Это новый проект, и мы считаем, что единственный, потому что унионизм в Республике Молдова – это как религия, к которой нельзя присоединиться, если только не являешься ее убежденным сторонником.

У нас есть проект объединения, в нем сразу несколько направлений, в том числе – наличие сильной дипломатической миссии, призванной продвигать в мире нерешенный румынский вопрос. Его следовало бы поднять и в Брюсселе!.. А курс объединения двух румынских государств надо приурочить к процессу европейской интеграции. Иными словами, Румыния, возрожденная после всех этих блужданий с [Ливиу] Драгней, должна вести себя по-европейски с Республикой Молдова. И вместе с Брюсселем должна навязать acquis communautaire и добиться возрождения Молдовы по европейской модели.

Свободная Европа: Вы решили баллотироваться лишь по партийному списку. Почему?

Серджиу Мокану: Потому что мы призвали все партии, за исключением ДПМ и Партии Додона, бойкотировать их это совместное творчество Додона и Плахотнюка, бойкотировать эти выборы. Широкий бойкот дал бы возможность провести голосование в равных условиях. Но участие в выборах по одномандатным округам равнозначно игре в казино, где владелец – Влад Плахотнюк, и выигрывает здесь только хозяин...

Мы не пустились в эту авантюру, мы идем на выборы только по пропорциональной системе, с партийными списками, во-первых, чтобы наш голос услышали, во-вторых, чтобы успеть сказать всем тем, кто пошел на этот шаг, что и после кампании, которая не приведет к развязке, придется вернуться к пропорциональной избирательной системе. Мы не участвует в выборах по одномандатным округам из принципа! А еще – понимая тот факт, что в этой кампании выиграют только Додон и Плахотнюк.

Свободная Европа: А какова ваша точка зрения насчет референдума? Что вы говорите своим сторонникам по поводу плебисцита?

Серджиу Мокану: Мы этот референдум бойкотируем! И инструменты, которые используем для бойкота плебисцита, мы в равной степени будем направлять против и Плахотнюка, и Платформы DA! Мы говорим, что если голосование по одномандатным округам на руку Додону с Плахотнюком, то референдум – в интересах Плахотнюка и Нэстасе. Потому, что никому, кроме тех, кто профанировал протестное движение 2015 года, и в голову не пришло бы потребовать сокращения числа депутатов в стране, где никогда никаких исследований по поводу численности депутатского корпуса не проводилось!

Я не знаю, сколько оптимально депутатов должно быть в Республике Молдова – 100, 150, 50... И никто не знает! Так что аргумент, что чем меньше депутатов, тем больше экономия бюджета, несостоятельный!..

Я ненавижу определенные гражданские движения, которые говорят: «Иди голосовать, а иначе ты букашка бессловесная»

Свободная Европа: Но граждане разделяют идею о том, что народных избранников у нас слишком много...

Серджиу Мокану: Граждане повторяют то, что говорят политики, что говорят их политические лидеры. Граждане разделяют и другие сумасбродные идеи! И виноваты в этом не они, а популизм и СМИ, которые порождают или подпитывают подобные умонастроения.

Современная демократия, европейская демократия – это не только воля народа. Европейская демократия – это воля народа, правовое государство и международные обязательства. А наши европейские, международные обязательства говорят, что мы – и особенно в этот переходной период! – должны предельно внимательно относиться к избирательному механизму.

Выборы должны быть представительными, а у нас требуют сокращения числа депутатов, да еще с возможностью отзыва тех, кто не оправдал надежд рядового гражданина!.. Но ведь это уже не представительная демократия, это другая форма демократии, которая в наших условиях, в условиях малоразвитого государства работать не будет! Иными словами, что означает в сложившейся ситуации для Республики Молдова отказ от репрезентативного мандата в пользу императивного? Это возврат в советское прошлое!

Именно поэтому мы считаем, что требования лидеров протестного движения способны демонтировать правовое государство и демократию – и без того хрупкую, и что Плахотнюк использует такие небылицы в собственных электоральных целях. И точно так же, как мы идем против Плахотнюка, захватившего государство, мы осуждаем и тех, кто придал протестам ложный смысл.

Если просмотреть списки так называемой оппозиции, которую в этой избирательной кампании продвигают все СМИ наряду с Плахотнюком, уверяя, что шансы есть только у нее, – так вот, если внимательно посмотреть, то можно заметить, что списки даже отдаленно не соответствуют протестам! Эти списки, скорее, отражают образ Филата и Лянкэ, а вовсе не протест 2015 года, когда люди вышли на улицу с лозунгами: «Верните миллиард!» и «Кто украл миллиард?!»

Свободная Европа: Каким вам видится состав нового парламента? И удастся ли без особых проблем сформировать парламентское большинство?

Серджиу Мокану: При всех уловках Плахотнюка, при всех его финансовых и медийных возможностях, при всех шансах получить хороший результат на выборах и продолжать удерживать страну в заложниках, стать премьер-министром или кем там еще он себя мнит! – при всем при этом я вижу после выборов крайне неопределенную ситуацию! На этих выборах либо победит с большим отрывом Додон, что станет для нас крупной катастрофой, либо наступит период затяжного кризиса, потому что Додон – президент с большими обязательствами перед Москвой, и вряд ли он сможет предложить премьер-министра из конгломерата, находящегося в руках Плахотнюка. Так что после выборов либо к власти придет Партия социалистов, либо же наступит затяжной кризис.

Свободная Европа: Что хорошего может случиться в Республике Молдова до 24 февраля?

Молдова так и не стала государством, или страной в полном смысле этого слова

Серджиу Мокану: Не знаю, и не в моих правилах заниматься предсказаниями!.. Я знаю одно: мы вступаем в полосу глубокой неопределенности, и гражданам следует быть готовыми к тому, что это состояние может продлиться очень долго. И это произойдет на фоне дальнейшего спада активности людей, отток населения продолжится, и Республика Молдова будет находиться в процессе перманентной деградации. Как происходило и в других регионах…

Мы не можем сейчас обманывать население какими-то мифами, мы не можем призывать людей: «Идите голосовать! Потому что так надо! Так будет правильно». Я ненавижу определенные гражданские движения, которые говорят: «Иди голосовать, а иначе ты букашка бессловесная», или что-то в этом роде... Это контрпродуктивно. Я веду интернет-передачу каждую среду в 20.30, которую смотрят несколько тысяч человек, там я пытаюсь изменить менталитет... Я говорю людям: «Не поддавайтесь на провокации! Человек сегодня волен идти голосовать, волен не идти голосовать, может бойкотировать выборы в знак протеста, а может голосовать только по общенациональному списку, бойкотируя одномандатные округа.»

Я именно так и понимаю демократию. И, к сожалению, партии – не единственная наша проблема, наша большая проблема состоит в том, что СМИ, которые практически полностью захвачены, сделали искусственных политических персонажей, они усердно над этим поработали!.. Лично у меня складывается ощущение, что в этой предвыборной кампании, как и в других, Плахотнюк и через свои СМИ, и через так называемые независимые СМИ даже сформировал собственную оппозицию! Я думаю, ему выгодна оппозиция в лице Майи Санду и Андрея Нэстасе, а пресса, гражданское общество и лидеры общественного мнения причастны к подобному жульничеству.

Я уж не говорю о том, что они стоят по стойке смирно не только перед Плахотнюком!.. Еще более тревожный признак я вижу в том, что в Республике Молдова не проводится люстрация, которая дала бы нам шанс!.. В общем, пока не прояснится ситуация, сложно представить, что в рамках предвыборной кампании можно что-то изменить.

Я оптимист, пытаюсь и людям внушить оптимизм, но единственное спасение я вижу в изменении менталитета, в сопротивлении! Я говорю людям: «Не бойтесь, мы должны выстоять перед этой катастрофой, которая здесь случилась». Еще в 2014 году я говорил, что Республика Молдова рискует превратиться в сорную траву Европы – да так оно и произошло, к сожалению!..

Свободная Европа: А какие сюрпризы возможны до 24 февраля?

Серджиу Мокану: Может случиться все, что угодно. Может, Плахотнюк и его шайка треснут по швам, потому что внутри шайки бурлят серьезные страсти, у этого человека почти маниакальные замашки, и там может что-то произойти... В целом, такие системы разваливаются, и особенно, если учесть присутствующие там противоречия: Плахотнюк вышел из криминального мира, но ему приходится строить из себя государственного человека... Не все так просто и здесь, но если шайка Плахотнюка лопнет, то страна вступит в другую полосу – в хаос, и так далее...

Последний раз на левом берегу Днестра я был в 1992-м. Не могу себе представить, как это – вести предвыборную агитацию в Приднестровье!..

То есть, когда я так говорю, при всем моем оптимизме и надежде на то, что страна вырвется из этой ситуации, я исхожу из того, что может произойти все, что угодно. Выборы могут сорваться – а могут и состояться, но вот после них начнется затяжной кризис. Может победить на выборах Додон, но это может не привести ни к чему хорошему для Молдовы. И только одно несомненно: ничего хорошего не будет! Опять кризис, немного другой, а если придет Додон, то кризисные явления сильнее проявятся во внешних отношениях, нежели на внутреннем плане, и т. д.

Свободная Европа: Геополитический фактор на выборах – это спекуляции или реальность?

Серджиу Мокану: Геополитический выбор в Республике Молдова – реальность 30-летней давности. Его еще никто не отменял, и с политическим классом он не связан. Население Республики Молдова живет по разным сторонам баррикад. Иными словами, Молдова так и не стала государством, или страной в полном смысле этого слова. Сообщество людей превращается в страну лишь тогда, когда люди понимают, что разделяют общую судьбу.

А у граждан Республики Молдова тридцать лет уж как нет этого ощущения общности судьбы!.. Не один год я пытаюсь пробудить это чувство, есть и другие люди, которые пытаются убедить граждан, что у нас европейское будущее... Но все тщетно, потому что граждане словно застыли в своей ностальгии по прошлому – и это зависит не только от политиков!..

Я не согласен с теми, кто говорит: «Политики раскалывают общество!» Политики многое имитируют, пользуясь настроениями общества – и не делая ничего для того, чтобы изменить менталитет. Но считать, что откуда-то пришли какие-то политики с долотом, которые методически раскалывают общество на куски… Это просто наивно, чтоб не сказать иначе!.. Население расколото еще с момента распада Советского Союза, у нас образовались две большие группы людей, два крупных сообщества по разные стороны баррикады.

Свободная Европа: На левом берегу Днестра вы агитацию проводить собираетесь?

Серджиу Мокану: Последний раз на левом берегу Днестра я был в 1992-м году, с оружием в руках. Не могу себе представить, как это – вести предвыборную агитацию в Приднестровье!.. Я говорил, что здесь, на правом берегу, люди потеряли чувство сопричастности к коллективной судьбе, к тому, что происходит в стране. Ну, а в Приднестровье вообще выросло другое поколение…

Я считаю, что мы, граждане Республики Молдова, во весь голос должны говорить о том, что у нас – европейское будущее, что мы вправе интегрироваться в Европу и Румынию с территориями, которые мы контролируем, разделяя эту ответственность вместе с другими странами региона. А со временем интегрировать и эту территорию [Приднестровье] в пространство европейской демократии. В программе Republica Unirii у нас есть отдельный пункт о том, что Республика Молдова должна интегрироваться с территориями, которые она контролирует.

XS
SM
MD
LG