Linkuri accesibilitate

Влад Цуркану: «Правосудие в Молдове превратилось в политическую дубину»


Протесты в Кишиневе, 24 июня 2018 года
Протесты в Кишиневе, 24 июня 2018 года

Последние политические события в Молдове комментирует бывший пресс-секретарь президента Николае Тимофти и экс-представитель кандидата Партии национального единства Константина Кодряну на выборах кишиневского мэра Влад Цуркану.

Свободная Европа: Как вам протесты? Многие видят в них «знак политического пробуждения в Кишиневе».

Влад Цуркану: Уличный протест – один из немногих инструментов, которыми еще располагают политические и социальные группы, вставшие в оппозицию к власти. Мы все наглядно убедились в том, что дискреционный метод управления, которого придерживается Демпартия, практически монополизировавшая все политические, административные и экономические процессы, вывел из игры оппозицию и людей, разделяющих иную точку зрения. И в этих обстоятельствах дать отпор действиям власти можно только с помощью таких мер, как уличный протест.

Это важное мероприятие, прежде всего, для того, чтобы показать свое несогласие с шокирующим решением инстанций, признавших результаты выборов недействительными безо всяких на то оснований. Кроме того, нужно доказать и самим себе, и международному сообществу, что мы не намерены молчать, не намерены мириться с заведомо несправедливым и унизительным решением, даже оскорбительным – в условиях, когда особых претензий к порядку проведения выборов не было ни у Центризбиркома, ни у международных наблюдателей.

Поведение людей становится все более радикальным из-за пренебрежения, которое демонстрирует власть

Плюс ко всему – дать сигнал Западу, чтобы тот помог нам выйти из образовавшегося тупика. Необходимы четкие сигналы со стороны молдавского общества – и таким сигналом можно считать уличные протесты. Мы отвергаем столь причудливые формы демократии и настолько явные отклонения от нормальных практик!

Свободная Европа: Г-н Цуркану, какой реакции, по вашему мнению, можно ожидать со стороны Евросоюза и США?

Влад Цуркану: Пока нет особых комментариев на уровне власти по поводу решительных заявлений, поступивших и со стороны Евросоюза, и со стороны США, но в последнее время Республика Молдова словно заткнула уши ватой и не слышит призывов или оценок Запада в свой адрес. Вспомним, как неадекватно отреагировали молдавские власти на требования отказаться от поправок в Кодекс о выборах, внесенных по инициативе Демпартии, и вернуться к прежней избирательной системе – пропорциональной.

Неужели и на этот раз политические лидеры Молдовы и власть тоже притворятся, что ничего страшного не произошло, что правосудие существует, что инстанции – не так ли? – независимые, и потому как они решили, так и решили... Но не исключено, что уличные протесты заставят власть сдать назад.

Совершенно ясно, что действующая власть не может и не хочет вести цивилизованный диалог с оппозицией, и если давление улицы будет слишком сильным, есть шанс, что власть вернется за стол переговоров и предоставит этот мандат, за который проголосовали сотни тысяч жителей Кишинева.

Свободная Европа: После длительного молчания Высший совет магистратуры отреагировал довольно жестко. Наверное, вы слышали эту реакцию. Как, по вашему мнению, вообще выглядит юстиция в свете последних событий?

Влад Цуркану: Решения, принятые по мандату Андрея Нэстасе, лишь подтверждают тот факт, что юстиция в Республике Молдова превратилась в политическую дубину. Наша система правосудия является продолжением политического фактора, а не самостоятельной, независимой властью, как это предусмотрено Конституцией.

Совершенно неожиданным образом Демпартия идет на радикальное решение

Некоторые молдавские судьи поднаторели в искусстве находить и эксплуатировать международные прецеденты для того, чтобы оправдать местные решения, лишенные логики, решения, которым никто не верит. Свидетельством может послужить тот факт, что тысячи людей вышли на улицу и выразили свое несогласие. А заявление Высшего совета магистратуры (ВСМ) лишь укрепляет нашу уверенность в том, что молдавская власть причастна к этому решению, потому что ВСМ практически поддержал выводы первых инстанций.

ВСМ по сути попытался призвать общественность поддержать решение первых двух инстанций, встал на сторону судей, с которыми совет солидаризировался и раньше, когда допускались аналогичные нарушения. Иными словами, сейчас наметилась серьезная проблема с восприятием юстиции. С одной стороны, нужно подчиниться закону и выполнять решения суда, с другой же, – когда несправедливые решения сыплются одно за другим, как с конвейера, то мы все попадаем в тупик. И это опасный тупик, так как поведение людей становится все более радикальным из-за пренебрежения, которое демонстрирует власть, и инструментов, которыми власть пользуется.

Можно обсуждать технические тонкости, можно попытаться посмотреть, в какой мере призывы в социальных сетях повлияли на исход выборов, но значение имеет общее восприятие и вообще логика! Не может один человек – пусть это и судья – решить иначе, чем то, как воспринимается ситуация, в том числе, и со стороны проигравшего на этих выборах от 3 июня кандидата. Здесь я имею в виду социалистов. Даже они высказались против решения суда – не так ли? Несмотря на то, что сами же и инициировали процесс...

Нужно попытаться доказать, что мы не собираемся мириться с подобными методами управления

Но давайте мы сосредоточимся не на технических аспектах, а на причинах, которые привели к такому решению суда. Решение, по всем признакам, принято под влиянием, как я уже говорил, политического фактора. Что-то случилось после 3 июня, потому что Демпартия казалась находящейся под защитой одномандатных выборов, которые она себе обеспечила. Демпартия держит в своих руках все административные ресурсы и находится вместе с социалистами в комфортабельной ситуации – с точки зрения предстоящих парламентских выборов.

Свободная Европа: У вас есть какая-то версия о том, что могло произойти?

Влад Цуркану: Совершенно неожиданным образом Демпартия идет на радикальное решение, несмотря на то, что, по логике, до осени она не должна была допускать больших ошибок, так как находилась в привилегированном положении по сравнению с оппозицией. Да и сейчас находится, но при сложившемся международном и региональном контексте – турбулентном, с очагами авторитаризма и антилиберализма – в Кишиневе, наверное, надеются на то, что таким маргинальным странам, как Республика Молдова, не будет уделяться слишком уж много внимания, и еще одна диктаторская вспышка останется незамеченной или замеченной наполовину, особенно, если иметь в виду, что даже некоторые из стран Евросоюза грешат антидемократической политикой.

Надо же признать, что за последние два года, после того, как Демпартия стала править практически единолично, она делала все, что только в голову взбредет. И, наверное, ощущение всемогущества подбило на очередное повышение ставок, ведь для ДПМ безнаказанно прошло и исчезновение миллиарда из государственной казны, и произвольное изменение Кодекса о выборах. Поэтому была надежда, что в очередной раз пройдет без последствий и это действие, которое оппозиции наверняка не понравится, но на уровне Республики Молдова выглядит не таким уж и серьезным. Вот такая примерно логика.

Хотелось бы более ощутимой поддержки со стороны Запада – и даже конкретных действий

Свободная Европа: Значит, по вашему мнению, Демпартия надеется, что сойдет и на этот раз? Мы говорили о репутации системы правосудия – она такая, какая есть, да, но есть и международный имидж Республики Молдова...

Влад Цуркану: Думаю, и рядовая акция протеста не улучшает имидж Республики Молдова. Молдове необходима стабильность для того, чтобы развиваться, – но не сейчас. Сейчас более важны решительное поведение граждан и действия общества, что же касается имиджа Республики Молдова, то он был настолько пострадал после банковской кражи...

Пока же придется проглотить эту горькую пилюлю, – нужно попытаться доказать у себя дома, что мы не собираемся мириться с подобными методами управления. Но власть, похоже, к этому готова – и, скорее всего, использует все имеющиеся в ее распоряжении инструменты: службы безопасности и прочие классические меры для того, чтобы скомпрометировать любые уличные акции и лидеров оппозиции, а также укрепить свои позиции перед остальным электоратом, не таким активным, который сейчас наблюдает за развитием событий. В этой ситуации реакция Запада, мнения и оценки, которые раздаются оттуда, очень важны, чтобы ситуация вернулась в нормальное русло.

Хотелось бы более ощутимой поддержки со стороны Запада – и даже конкретных действий, ведь есть множество мер, которые можно применить в отношении действующей власти (которая до настоящего момента, к сожалению, пользовалась поддержкой со стороны отдельных государств и международных организаций), чтобы вынудить ее вернуться к нормальному состоянию. Но, похоже, этого пока не происходит.

Свободная Европа: Как вы расцениваете молчание Демпартии? Мы всеми силами пытались получить комментарий партии власти, но безрезультатно.

Влад Цуркану: Демпартия, думаю, держит где-то в запасе вариант отката на исходные позиции, на позиции до вынесения вердикта суда первой инстанции. Если Высшая судебная палата признает мандат Андрея Нэстасе, власть может притвориться, что ничего особенного и не произошло. В Кишиневе, в самых высоких кругах прокручиваются, как правило, самые разные сценарии, а используются те, что больше подходят в той или иной ситуации.

Но если Высшая судебная палата отменит решения предыдущих инстанций, это не следует воспринимать как гарантию того, что предстоящие парламентские выборы пройдут демократично. Уже прозвучал сигнал тревоги, что выборы будут подтасованы тем или иным образом. Вот так мы и вступаем в кампанию по выборам парламента – с сигналами, которые ставят под сомнение весь избирательный процесс, демократический процесс в Республике Молдова.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG