Linkuri accesibilitate

«Подарок Путина», или обман партнеров по «Евразийский интеграции»


Ущерб приднестровских предприятий составил $2 млн

Десятки приднестровских компаний не получили деньги за стройматериалы, поставленные в рамках масштабного проекта по строительству школ и больниц. Курировал проект бывший вице-премьер РФ, спецпредставитель по приднестровскому урегулированию Дмитрий Рогозин, после перевода которого на должность главы «Роскосмоса» строительство объектов свернули.

Масштабный гуманитарный проект, начатый в Приднестровье бывшим вице-премьером Дмитрием Рогозиным, свернут, десятки предприятий Левобережья не получили денег за поставленные стройматериалы. В ходе проекта, представленного жителям Приднестровья как «дар Москвы», планировалось построить 14 инфраструктурных объектов – больниц, школ и детсадов. Работы проводились по линии некоммерческой организации «Евразийская интеграция», в них участвовали исключительно российские строители, потому что приднестровские, как официально объяснил генподрядчик, «строят недостаточно качественно».

Проект активно продвигал спецпредставитель российского президента по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Но год назад после ухода Рогозина из правительства генподрядчик проекта был признан банкротом, а ряд объектов пополнили список недостроев.

Дмитрий Рогозин и Евгений Шевчук, Тирасполь, сентябрь 2013 года
Дмитрий Рогозин и Евгений Шевчук, Тирасполь, сентябрь 2013 года

Уже после начала проекта в прессе появилась информация о существовании серых схем, например, в закупках материалах и оборудования для больниц по завышенным ценам. Между тем, десять из обещанных 14 объектов сданы в эксплуатацию. Но экономический эксперт из Тирасполя Сергей Мельниченко говорит, что без некоторых из них вполне можно было и обойтись:

Сергей Мельниченко: В принципе, эти объекты были нужны для социальной сферы Приднестровья. Но здесь есть один нюанс, который состоял в том, что их содержание в дальнейшем ложилось тяжким бременем на бюджет региона. Это были дополнительные траты, дополнительные траты на оборудование, на содержание, на обеспечение кадрами, и так далее, и тому подобное.

Были случаи, и это потом всплывало в разных дискуссиях, когда одна из школ в Григориопольском районе не могла быть достроена еще с 1998-го года – и рядом же АНО «Евразийская интеграция» построила новую школу, рядом же с этой недостроенной!

Принципиальная позиция сейчас состоит в том, что это – не средства Приднестровья. Это деньги Российской Федерации, присланные нам в виде материальной, в виде гуманитарной помощи. За какую цену присылалась «скорая помощь», за какую цену возводились и приобреталось оборудование для лечебно-диагностического центра в Рыбнице, или за какие цены и за счет привлечения каких источников рабочей силы из той же Молдовы, Украины – в принципе, можно даже сказать, что это неподсудно местному правосудию. По большому счету, это должно стать головной болью Следственного комитета и прокуратуры России.

Отделение химиотерапии, Тирасполь, 6 июня 2017 года
Отделение химиотерапии, Тирасполь, 6 июня 2017 года

После того, как Москва забросила проект, Приднестровье осталось с тремя недостроями и убытками, которые приближаются к 2 млн долларов – это деньги, невыплаченные приднестровским предприятиям за стройматериалы. Сейчас компании пытаются повлиять на Москву через тираспольскую администрацию. В свое время лидер Приднестровья Вадим Красносельский обещал завершить строительство трех начатых объектов, а от одного, только запланированного, в Тирасполе намеревались отказаться. Красносельский также заявлял, что намерен обсудить в Москве вопрос ликвидации долгов перед субподрядчиками – местными строительными компаниями.

Корреспондент Свободной Европы в Приднестровье Сергей Урсул попытался узнать подробности у руководителя бизнес-ассоциации «МОСТ» Дениса Неделько, который возглавляет и одно из пострадавших предприятий:

Свободная Европа: Вы были одним из участников проекта АНО «Евразийская интеграция» по возведению объектов социальной инфраструктуры в Приднестровье. Расскажите, что это за проект?

Денис Неделько: «Евразийская интеграция» — это гуманитарный проект, который имеет российские корни, это проект РФ для того, чтобы построить, отремонтировать, но, по большей части, все-таки построить новые объекты социальной сферы. Как задумка, это проект замечательный! Это просто дар России Приднестровью.

Interviu cu Denis Nedelko
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:09:15 0:00


Были запроектированы и построены детсады, больницы, корпуса университета, школы, и объектов было много, объем вложений очень большой. И, конечно, предприятия строительной отрасти, директором одного из которых я являюсь, – мы не могли не воспринять на этапе объявления информацию об этом проекте восторженно и воодушевленно. Здесь смешались и коммерческие интересы – это будет работа для нас, и толчок для экономики, и патриотические интересы – будут построены для Приднестровья объекты, которые нужны, а у госструктур на это всегда не хватает денег.

Свободная Европа: Как все происходило, о чем говорили, что обещали?

Денис Неделько: Я находился в гуще событий с самого начала. Объявлялось все это очень помпезно и серьезно. Нам говорили о том, что все будет строиться очень быстро, качественно, на принципах прозрачности. Нам говорили, что это некоммерческий проект, чтобы мы не задирали цены, а ставили реальные.

Денис Неделько
Денис Неделько

С самого начала в этом участвовали представители приднестровских органов власти, от профильного министерства до премьера. Неоднократно организовывались так называемые телемосты с участием премьера Туранской и российским спецпредставителем Рогозиным, АНО «Евразийская интеграция». В ходе мостов докладывали о ходе выполнения работ, о том, что все идет по плану.

Действительно, мы увидели небывалые для Приднестровья масштабы строительства. Строилось все быстро, без остановок на зимние месяцы, это было для нас очень ново и удивительно. Объем участия приднестровских предприятий был очень большой, я говорю об организациях, которые производят стройматериалы. Первое удивление было для нас – отказ россиян заключать подрядные контракты с приднестровскими организациями, которые могут строить. Было сказано, что наши строители не могут так строить, как нужно россиянам, это было объявлено официально – и на сайте АНО «Евразийская интеграция», и сказано руководству Приднестровья, – «слабый уровень ваших строителей»!..

Но наши строители построили приднестровские города, ничего не падает, более того, они строили гораздо более сложные объекты, нежели простые коробки для школ и детсадов. Это уже потом стало ясно, почему убрали наши подрядные организации. Ответственными за возведение стали какие-то российские предприятия, которые, как нам говорили, имеют большой опыт строительства в России. Они получили лицензии здесь в очень короткие сроки. Если для получения лицензии обычному приднестровскому юридическому лицу нужно проделать очень большой объем работы по сбору документов, иметь производственную базу, квалифицированных специалистов, показать и опыт работы, и способности, и возможности, и инструменты... То эти российские предприятия, филиалы которых стали здесь плодиться на очень большой скорости, получали строительные лицензии за день! Выдавали эти лицензии наши министерства. Понятно, что это было сделано не без участия тогдашних представителей органов власти.

Свободная Европа: Когда вы впервые заподозрили обман?

Денис Неделько: На первом этапе с нами рассчитывались, и даже давали предоплату. Строительство велось, мы видели, что объекты возводятся. Потом, на определенном этапе, где-то в конце 2013 – начале 2014 года стали происходить задержки с оплатой. Те деньги, которые были нам перечислены ранее, они были выработаны, мы поставили продукцию. Потом нам говорили, давайте, давайте еще, а задержки с выплатами связаны с тем, что в Россию отправляются документы, акты выполненных работ, там они проходят проверку, и когда там они будут проверены, тогда только вам придут деньги, транши. Не переживайте!..

Мы вначале не переживали, потом стали переживать. Подключили представителей органов власти. Наши переживания заканчивались тем, что нас вызывали в офис АНО «Евразийская интеграция», приезжали какие-то большие люди из России, которые нас всегда заверяли в том, что это только техническая проблема, деньги будут, вы, пожалуйста, стройте, надо заканчивать объекты. Нас было много на таких совещаниях, и у всех была одна и та же проблема: мы много поставили материалов, а с нами не рассчитались.

Произошел очень большой обман, с нами так и не рассчитались. И тогда мы объединились, создали общественную организацию под названием «Комитет партнеров АНО «Евразийская интеграция». Такое, дружеское вроде как название, мы действительно были долгое время партнерами, но с нами поступили не по-партнерски! Объекты с нашей помощью строились, все они возведены приднестровцами и из приднестровских материалов.

Свободная Европа: Сколько тогда пострадало компаний и людей? Сейчас «Евразийская интеграция» собирается возобновить деятельность, что вы об этом думаете?

Денис Неделько: Мы выяснили, что пострадавших предприятий более сорока. Это те, кто объявился и сказал: «Да, я тоже пострадал». Некоторые просто махнули рукой, наверняка пострадавших предприятий больше. Общий объем невыплаченных нашим предприятиям средств составил около 2 млн долларов. Во времена Шевчука, скажем прямо, уголовные дела даже не возбуждались, нам просто отказывали, не видели даже в этом состава преступления.

По факту, это – обман, и даже грабеж! Уже с приходом новой власти, еще когда Вадим Красносельский был депутатом и главой парламента, мы сообщали об этой проблеме. Мы говорили и прокуратуре РФ, и нашей, конечно, тоже. И в Госдуму РФ обращались, и к депутатам, которые, в том числе, избираются от Приднестровья, и к Владимиру Путину мы тоже обращались неоднократно – как с официальными письмами, так и звонили на телефон «прямой линии» два года подряд. Нас 14 позвонило туда – то есть, о проблеме такой знают. Но, к сожалению, толку нет. Ничего со стороны Российской Федерации не сделано.

Но с приходом Вадима Николаевича Красносельского мы встречаем поддержку, и довольно откровенный разговор в лице приднестровских органов власти. И нам говорят, что представители АНО «Евразийская интеграция» просто отмалчиваются или уходят от ответа, пытаются спрятать концы в воду для того, чтобы мы не получили возмещения этого ущерба. Деньги украдены – об этом могу говорить совершенно точно, откровенно, тут никакого секрета нет. Всем все понятно, и понятно, кто украл!

Во время визита Дмитрия Рогозина в Приднестровье, 9 мая 2014 года
Во время визита Дмитрия Рогозина в Приднестровье, 9 мая 2014 года

По поводу завершения объектов АНО «Евразийская интеграция»: это отлично, мы всегда приветствуем, когда здесь что-то строится. И если Россия будет предоставлять на это деньги – это просто благо для Приднестровья. Объекты эти нужно достроить. Если они будут стоять, это будет не очень хорошо – долгострой с зияющими окнами.

Что касается обмана, то сейчас такой обман вряд ли удастся провести. А касательно возмещения нам ущерба – была названа сумма 19 млн российский рублей, но она не соответствует тому ущербу, который зафиксирован, в том числе, решениями арбитражных судов Приднестровья. Почему мы не обращались в российские арбитражные суды? Во всех договорах была оговорка, что все возникшие споры рассматриваются здесь, в Приднестровье, то есть, мы не можем юридически и физически обратиться в российские суды, потому что это не предусмотрено договором между нами и подрядчиком.

XS
SM
MD
LG