Андрей Нэстасе: «Конечный бенефициар этих решений суда известен — это Пла-хот-нюк» (ВИДЕО)

Лидер Партии «Достоинство и правда» — о ситуации в Кишиневе

Свободная Европа: Для начала хотелось бы спросить, не чувствуете ли вы себя побежденным сейчас – и если да, то почему, по вашему мнению, вы проиграли это сражение?

Your browser doesn’t support HTML5

Andrei Năstase despre învingători şi învinşi

Андрей Нэстасе: В некоторой степени я чувствую себя побежденным – вместе со всем народом Республики Молдова, вместе со всей страной. Чувствую себя побежденным, как и демократия в Республике Молдова, а демократия и означает власть народа. С этой точки зрения – да, я побежден.

Но, если смотреть на вещи шире – мы все победители! И я хочу сказать, что плоды моей работы, по крайней мере, публичной, нашли признание на этих выборах. И если кому-то захотелось конфисковать выбор народа, волю народа – это нас только сплачивает и делает еще сильнее – как общество, как нацию, как народ.

Свободная Европа: То, что вас столкнули на обочину, можно рассматривать как попытку насолить вам лично, учитывая, что вы прямо обвиняли Влада Плахотнюка в захвате Республики Молдова?

Плахотнюк в своих самых жутких кошмарах не в состоянии смириться, что Андрей Нэстасе может занять какую-то должность

Андрей Нэстасе: В том, что решение признать выборы недействительными исходит лично от Владимира Плахотнюка, никто больше не сомневается. И это тоже плод моей работы, моей восьмилетней работы, начиная с 2010 года, когда я разоблачил его как бенефициара рейдерских атак, затем как бенефициара прачечной по отмыванию российских денег в размере более 30 млрд долларов.

И вот, будучи уверенным в том, что за этим решением стоит Плахотнюк, можно сказать, что во всем этом просматривается и личное отношение человека, которого я показал всему миру как самого токсичного политического персонажа в Республике Молдова. Но самое главное – то, что в игре отсутствует даже намек на какие-то личные отношения, лично у меня ничего нет с этим человеком, а если что-то и есть, то сугубо сквозь призму того, что он представляет олигархический режим, мафиозный режим, корни которого уходят в советское и коммунистическое прошлое, который тянет Республику Молдова назад, хочет удерживать ее в серой зоне коррупции, контрабанды, торговли людьми и т.д.

Я, как ответственный гражданин, как политик, мечтаю об одном: чтобы в один прекрасный день Республика Молдова оказались среди цивилизованных государств, с демократией, оказалась правовым государством, где есть свобода выражения, право на информацию. А это возможно только в европейском пространстве, цивилизованном, куда все мы стремимся. Вот почему я не буду зацикливаться на личном характере нападок, которые исходят со стороны г-на Плахотнюка, и скажу, что главное на данный момент – это свобода и демократия для всей страны, для всего нашего народа.

Мы были готовы к любой развязке, к аннулированию выборов, к моему исключению из гонки, к моему аресту – я даже был готов к моему убийству​

Свободная Европа: А вот что говорят Плахотнюк и демократы. В последние дни было много заявлений, в том числе со стороны некоторых комментаторов из околовластных кругов, вот, скажем такое мнение: «Если кто-то и повлиял на юстицию, то его следует искать среди тех, кому это выгодно». Кроме того, прозвучало еще одно предположение, что, возможно, на суд повлияли другие факторы, например, российские спецслужбы. В какой-то момент и вас могут обвинить в том, что именно вы повлияли на правосудие, что возможно даже находитесь в сговоре с российскими спецслужбами...

Андрей Нэстасе: В чем не ошибается Плахотнюк и его ребята, кто бы они ни были, – так это в том, что на решение суда повлиял тот, кому это выгодно! А выгодно это лично Плахотнюку и этому криминальному гибридному режиму Плахотнюка-Додона, выгодно, в том числе, с точки зрения предстоящих парламентских выборов.

Они однажды уже поступали подобным образом, когда воровали миллиарды. Они украли миллиарды, а затем взвалили это бремя на плечи наших граждан. Ведь не наши граждане и не я украли у самих себя выбор, украли у самих себя миллиарды. Потому что конечный бенефициар этих решений суда известен – это Пла-хот-нюк.

Плахотнюк в своих самых жутких кошмарах не в состоянии смириться с тем, что Андрей Нэстасе может занять какую-то должность в этом государстве. Потому что любой официальный мандат Андрея Нэстасе – это опорный столб государства, которое служит гражданину и народу.

Свободная Европа: В некоторых комментариях появлялась мысль, что оппозиция оказалась неподготовленной к такого рода сценариям. Что оппозиция и предположить не могла, что Влад Плахотнюк перейдет красную черту, а вы, по сути, окажетесь в условиях фальстарта, ведь при существующей политической системе вы не в силах изменить решение о признании мандата недействительным…

Андрей Нэстасе: Но, заметьте, эти месседжи исходят главным образом из зоны Плахотнюка. Оппозиция в Республике Молдова готова к любым сценариям. После президентских выборов мы были готовы к любой развязке, к аннулированию муниципальных выборов, к моему исключению из гонки, к моему аресту – я даже был готов к моему убийству.

Все пути для обжалования решения исчерпаны, кроме пересмотра самого постановления

И если я был готов ко всему, то как вы думаете, для меня стала большим сюрпризом эта развязка с непризнанием выборов? И вы должны знать: если бы не Facebook, то были бы Одноклассники, которыми я не очень пользуюсь. Они бы в любом случае что-то придумали для того, чтобы признать выборы недействительными. А если бы не Одноклассники, наверняка нашли бы что-то другое, лишь бы не признавать мой мандат. Но оппозиция была готова к такому сценарию.

Другое дело, что была и надежда – может, разум восторжествует... Но нет, он потерял всякий разум, им движет инстинкт, а не разум. И еще один важный момент: вспомните, с тех пор, как я стал публичным человеком, меня постоянно обвиняют в получении финансирования из-за рубежа. Но на этот раз они не прибегали к такой подлости, не стали навешивать на меня зарубежное финансирование.

Свободная Европа: И почему?

Андрей Нэстасе: Все очень просто: это их полностью бы дискредитировало, и это принесло бы пользу всем, за исключением Плахотнюка, потому что Нэстасе и Платформа DA никогда не пользовались скрытым финансированием.

Могут возникнуть необходимые обстоятельства для того, чтобы решение суда было аннулировано Высшей судебной палатой

Свободная Европа: «Мы рассчитываем на то, что власти республики предпримут соответствующие меры для соблюдения результатов выборов мэра Кишинева». Это цитата из совместного заявления вице-председателя Европейской комиссии Федерики Могерини и комиссара по вопросам расширения Йоханнеса Хана. Как вы считаете, эту историю можно как-то повернуть назад?

Андрей Нэстасе: С моей точки зрения, юридические решения всегда возможны, и поскольку на этот раз речь идет о политическом демарше со стороны власти, они и должны найти правовой, а не политический выход из сложившейся ситуации – и восстановить справедливость.

В эту игру оказался вовлечен и один из государственных институтов – кишиневский окружной избирательный совет, который призвал признать выборы, и этот совет может выступить с требованием идти до конца.

Свободная Европа: Куда уж дальше идти? От кого и как он может что-то требовать?

Андрей Нэстасе: Все пути для обжалования решения исчерпаны, кроме пересмотра самого постановления. Если удастся найти достаточно аргументов и подать заявление о пересмотре, то могут возникнуть необходимые обстоятельства для того, чтобы это решение суда было аннулировано Высшей судебной палатой.

Повторяю: демарш этих институтов и инстанций был чисто политическим, поэтому, скорее всего, от политического фактора и зависит на данный момент юридическая развязка.