Политик Флорин Роман возглавляет комиссию по публичному управлению Палаты депутатов парламента Румынии. В интервью Свободной Европе он заявил, что Румыния – самый верный друг и соратник Республики Молдова на ее европейском пути – с политической и финансовой точек зрения. По мнению Романа, в последние годы молдавско-румынские отношения развивались по нарастающей, но, к сожалению, наиболее важные проекты все еще не завершены.
Свободная Европа: Самый подходящий момент поговорить об отношениях местной администрации с центральными органами власти. Как вы считаете, между тем, что происходит сейчас в Кишиневе, и ситуацией в Бухаресте больше сходства или отличий?
Флорин Роман: Если говорить о сходстве, то нужно сказать, что сейчас и в Бухаресте, и в Кишиневе люди протестуют. И тут, и там тема протестов одна – юстиция, изменения Уголовного кодекса и решения судебных инстанций. Что же касается различий, то кишиневский сценарий для Румынии – это пройденный этап. Мы пережили этот опыт в 2004 году, перед вступлением в Европейский союз.
Тогда у нас сложилась очень похожая ситуация с тем, что происходит сегодня в Республике Молдова: одна из партий активно вербовала мэров, рекрутировала председателей территориальных советов. По сути, складывались предпосылки для массовых административных злоупотреблений. К счастью, после вступления в Евросоюз Румыния как минимум на 14-15 лет избавилась от всех этих беззаконий.
Жить по-европейски можно только при юстиции, которая работает по европейским принципам
В Кишиневе сейчас ставки огромные. И дело здесь не в конкретном человеке – Андрее Нэстасе, речь идет о гражданах Кишинева, которые на выборах выразили свою волю. Кроме того, на кону сближение с Евросоюзом, потому что Молдова подписала с ЕС Соглашение о свободной торговле и вступила в экономические отношения на основании конкретных договоренностей, конкретных контрактов с ЕС. Не следует забывать, что Евросоюз поддерживает своих партнеров, – но и требует придерживаться правил у себя дома.
И одно из них, которое нельзя нарушать, как все мы прекрасно знаем, касается юстиции. Как только ЕС поймет, что кто-то из его партнеров принимает спорные решения, чтобы не сказать – отдающие политическим душком, партнер лишается доверия. И, к сожалению, первыми, кто проиграет в этом случае, станут граждане Республики Молдова, которые стремятся жить по-европейски. Но жить по-европейски можно только при юстиции, которая работает по европейским принципам. А иначе и быть не может.
Свободная Европа: И в Кишиневе, и в Бухаресте наблюдатели говорят, что существует вертикаль власти, и центр не спешит передавать полномочия периферии. Несмотря на то, что о децентрализации говорят уже давно, и были взяты конкретные обязательства перед международными партнерами. Почему центральная власть не дает развиваться местной демократии?
Флорин Роман: Все объясняется просто – жадностью государства. И в Бухаресте власть жадная, и в Кишиневе. Да, многие говорят о местной автономии, но на практике ее нет.
Нередко деньги румынских налогоплательщиков не доходят до адресата и оседают в карманах ушлых ребят
Местной автономии без ресурсов не бывает. Это яснее ясного: без средств развитие невозможно. Например, сейчас в Румынии идет обсуждение Кодекса административного судопроизводства, в который сведены воедино шесть законов, и Кодекс закладывает основы нового административного законодательства. В этой сфере мы заметно отстаем, так как работаем по организационной структуре еще времен Чаушеску. Последняя административная реформа была в 1968 году, и потому давно назрела необходимость пересмотреть административный кодекс.
Как председатель комиссии по публичному управлению Палаты депутатов хочу уточнить, что нам удалось провести в новый административный кодекс положение, согласно которому часть платежей за использование природных ресурсов подлежит отчислению в местные бюджеты. Прежде все налоги за использование природных ресурсов коммуны X или города Y шли в госбюджет.
Кстати, о том, что без ресурсов развитие невозможно: впервые за 28 лет удалось изменить закон таким образом, чтобы часть платежей поступала в местную казну. При этом пропорция следующая: 40% остаются в советах жудецев, по-вашему – в районных советах, 40% – у мэрий, а 20% идут в госбюджет. В соответствии с этим проектом примерно пять миллиардов леев останутся в распоряжении местных органов власти. Чтобы все было нагляднее, должен сказать, что в результате поправок, внесенных в Налоговый кодекс, главы местных администраций оказались наказанными. Иными словами, эта жадная власть запускала руки в местные бюджеты и, по сути, украла десять миллиардов леев! Благодаря поправкам половина суммы вернется в местную казну.
Хотите знать, в чем самая большая проблема? Я могу работать только с теми, кому полностью доверяю
Что же касается Кишинева, то я обсуждал эти вопросы с новоизбранным мэром, мандат которого признан недействительным, несмотря на то, что его выбрали граждане, – а этот факт никто не оспаривает, насколько я понимаю... Лично я считаю, что необходимы меры оперативного реагирования! Я обсуждал эти вопросы в Ассоциации муниципиев Румынии, в Ассоциации румынских городов и Ассоциации коммун Румынии – и каждая из этих организаций мэров, а туда входят главы администраций от всех партий, выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с аналогичными организациями Республики Молдова.
Речь идет и о реставрации мэрии [Кишинева], здание которой является историческим памятником. Но все, кто бывал внутри, испытывал сильнейший стресс при виде того, что там творится. Поэтому если ты хочешь навести порядок в городе, то начинать нужно именно с мэрии.
Свободная Европа: А как вы объясняете то, что правящие партии постоянно хотят усадить в свою политическую лодку большинство мэров?
Флорин Роман: Знаете, так было и у нас до 2004 года…
Свободная Европа: А сегодня?
Флорин Роман: …потому что они хотят контролировать местную власть, а делать это проще всего через глав местных администраций. Тем более, что именно они приносят дополнительные голоса – и именно они в состоянии быстро мобилизовать людей. У вас предстоят выборы, поэтому должен сказать следующее: в Румынии в 2004 году СДП перестала быть правящей партией, и она проиграла выборы только потому, что существовала масса избирателей, которые молчат, – точно так же, как это случилось и в Кишиневе. Никто не давал избранному мэру реальных шансов на победу. Люди заходили в кабины для голосования, где оставались один на один с Богом, и голосовали так, как им подсказывала совесть.
Да, несложно понять, что воруют, но украсть половину бюджета?! Это просто ужасно
Свободная Европа: Мэру действительно выгодно представлять партию власти?
Флорин Роман: Отнюдь! Мэр избирается для людей, а не для партии, которую они представляют. Его выбирают потому, что он пользуется уважением в данном населенном пункте – и работает на его благо. Да, их провоцируют, их вербуют – мы в Румынии это уже проходили. Думаю, финал вашей истории будет таким же, как в Румынии. И здесь, в Молдове, пытаются кого-то заставлять, принуждать – давайте называть вещи своими именами, я разговаривал с председателями районов, советниками, главами сельских администраций…
Свободная Европа: Они говорят, что их шантажируют, что на них заводят заказные дела…
Флорин Роман: Шантажируют, это точно.
Свободная Европа: И особенно давят накануне парламентских выборов.
Флорин Роман: Увы, это так, на них заводят уголовные дела, придумывают разные предлоги и подвергают жуткому прессингу. Многие из этих людей не выдерживают, и чисто по-человечески я их понимаю, у них семьи, дети... Но когда доходит до дела, они поступают по совести. Эти люди слишком изобретательны. Но именно потому их и выбирают люди. Знаете, как говорят румыны? Готов хоть с чертом породниться, пока мост не перейдешь. Так вот, они породнились с чертом, по это только пока они на этом берегу, пока не перешли мост.
Свободная Европа: В последнее время многие населенные пункты правого и левого берегов Прута породнились. Как вы считаете, сотрудничество между городами-побратимами получит новый толчок?
Флорин Роман: Я – один из пионеров этого движения, на счету которого немало конкретных дел именно в Республике Молдова. Перед тем, как стать парламентарием, я был вице-председателем совета жудеца Алба. Вместе с советом жудеца Прахова мы внедрили первые два проекта, финансирование которых взяли на себя. Мы поехали в Яловень и построили музей на средства налогоплательщиков жудеца Алба. Нашему примеру последовали советники жудецев Прахова, Илфова. Открытость полная!..
Именно Брюссель реагирует первым: ребята, вы ставите под удар финансирование крупнейших инфраструктурных проектов!
Хотите знать, в чем самая большая проблема? Я могу работать только с теми, кому полностью доверяю, потому что необходимо беседовать открыто и напрямик. Здесь есть еще проблемы, связанные с расходованием публичных средств. Мы выделили деньги в соответствии с процедурой, они поступили в территориально-административный орган Республики Молдова, который отвечает за проведение тендеров. К сожалению, нередко эти деньги, деньги румынских налогоплательщиков, не доходят до адресата и оседают в карманах ушлых ребят. Если бы мы были уверены, что деньги не прилипнут к чьим-то алчным пальцам, а дойдут до назначения, уверяю вас, желающих помочь было бы гораздо больше!
И в Кишиневе проблема в том, что я не могу работать с мэром, которому не доверяю. Я просмотрел отчет Счетной палаты – волосы встали дыбом!.. Представляете, бывший мэр обвиняется появлении огромной дыры размером в полбюджета! Да, несложно понять, что воруют, но украсть половину бюджета?! Это просто ужасно.
И потому я хочу и готов работать с человеком, которому доверяю, я должен знать, что деньги, которые я отдаю не из собственного кармана, а из кармана румынских налогоплательщиков, пойдут по назначению. Что ими воспользуются жители соответствующего района, а не какой-нибудь местный барон той или иной политической окраски.
Никогда Румыния не смогла бы развиваться без денег Евросоюза. Эти деньги идут на строительство водопроводов и канализационных систем, на асфальтирование улиц, ремонт автодорог – на все, что требует больших инвестиций, которые не всякая страна может себе позволить. Например, Молдова: она сейчас слишком бедная для того, чтобы развиваться. И как быть? Надо выбирать: либо направляешься туда, где можно рассчитывать на благополучие, либо – мне бы не хотелось дожить до этого! – остаешься прозябать в серой зоне, где никому до тебя нет никакого дела.
Свободная Европа: В Бухаресте состоится заседание совместной молдавско-румынской комиссии по европейской кооперации. Как вы считаете, совместное освоение фондов ЕС еще возможно?
Пока у России совсем другие стратегические интересы, любые не устраивающие ее проекты будут затягиваться на долгие годы
Флорин Роман: Да! И в Румынии были большие проблемы, но их удалось решить именно благодаря тому, что мы вступили в Евросоюз. И если французский, немецкий или какой-либо другой налогоплательщик дает Румынии один евро, он хочет уверенности в том, что правосудие здесь независимое. Как только возникают какие-то перекосы, подобные тем, что наблюдаются в последнее время, именно Брюссель реагирует первым и предостерегает: ребята, вы ставите под удар финансирование крупнейших инфраструктурных проектов! И если вы это допустите, пеняйте на себя.
Следующий шаг – ни одно решение румынских инстанций не будет признаваться на уровне Евросоюза. И здесь мы говорим не о физических лицах, речь идет о торговых соглашениях. Стоит налогоплательщикам почувствовать, что кое-что идет не так, они выходят на улицу. Но румынское государство, по счастью, смогло укрепить свою систему правосудия, чего пока нет в Республике Молдова. Лично у меня мелькала мысль, что решение, принятое по выборам в Кишиневе, отбросило страну лет на 20-30 назад... Мне просто не верилось, что такое вообще возможно – в стране с европейскими устремлениями говорят: «Да это неважно, что его выбрал народ!» В каком мире мы с вами живем?!
Свободная Европа: Я спрашивала, возможно ли еще совместное освоение европейских фондов...
Флорин Роман: Да, однозначно. Прежде всего, по линии двухстороннего сотрудничества, благо есть даже специальные фонды, есть программы взаимодействия со странами, которые стремятся в ЕС. Но и здесь тоже последнее слово – за гражданами Республики Молдова, им решать, куда идти – туда, где людям живется лучше, или же стоять на месте.
Свободная Европа: То есть, с Востоком или Западом? Граждане Республики Молдова должны решить этот вопрос?
В Деда Мороза я не верю – во всяком случае, пока и в России, и в Республике Молдова, и в Румынии есть много хватких парней
Флорин Роман: Все просто, все предельно просто. И мы когда-то оказались перед этой дилеммой, так как переживали аналогичную ситуацию лет 10-15 назад. Мы смогли развиваться исключительно благодаря европейским фондам.
Свободная Европа: Каким вы видите молдавско-румынское сотрудничество?
Флорин Роман: Я работал в сфере местного публичного управления, где мы привыкли решать проблемы, а не болтать. И если Румыния сделала скачок вперед, то в значительной степени благодаря главам местных администраций, местным избранникам. То же самое должно произойти и в Республике Молдова. Поэтому крайне важно, чтобы между руководителями местных органов власти Румынии и Молдовы, между председателями советов жудецев и райсоветов сложилось тесное сотрудничество.
Эти люди инвестировали в человеческий ресурс. Именно так поднимались местные администрации в Румынии – десять лет назад они осуществили серьезные инвестиции в человеческий фактор. Создали команды под конкретные проекты, и эти команды начали генерировать деньги.
Я депутат от уезда Алба, из Алба-Юлия, духовной столицы румын. Туда в последние десять лет нам удалось привлечь 400 млн евро! 400 млн евро – в город с 60-тысячным населением! Представьте себе: вы живете в четырехкомнатной квартире, где осыпается штукатурка, ветер гуляет по щелям – и вдруг появляются деньги, и вам удается отремонтировать не то что квартиру, а весь подъезд! Вот что значит – сила европейских денег. Главное, уметь их привлечь и тратить с умом, а не воровать.
Свободная Европа: Так каким вам видится молдавско-румынское сотрудничество?..
Я не вхожу в категорию тех, кто продает иллюзии, и я хочу, чтобы наши страны связывали крепкие узы, и не только духовные
Флорин Роман: Это сотрудничество в оперативном режиме, вне зависимости от того, какая власть на дворе. Я пока не вижу крупного инфраструктурного проекта…
Свободная Европа: Газопровод Яссы – Кишинев.
Флорин Роман: Это пока лишь сказки. Пока нет работающего взаимоподключения – это сказка. И я не думаю, что этот проект в скором времени заработает.
Свободная Европа: Откуда такой пессимизм?
Флорин Роман: До тех пор, пока у великого восточного соседа – у России – совсем другие стратегические интересы, любые не устраивающие Россию проекты будут затягиваться на долгие годы. Я имею в виду именно с точки зрения их функциональности. Проложить трубы – это несложно, но потечет ли что-то по ним – это вопрос! Если стратегические интересы России идут вразрез с этим проектом, вряд ли что-то получится в скором времени.
В Деда Мороза я не верю – во всяком случае, пока и в России, и в Республике Молдова, и в Румынии есть много хватких парней, которые привыкли наживать огромные состояния за счет управления денежными средствами не для народа, а ради своего собственного кармана. Я привык к другому подходу, я работал в административной сфере, где все по принципу «сказано-сделано», все ясно и конкретно: решили, например, связать Кишинев с Бухарестом скоростной дорогой, качественной и надежной, ведь все идет от инфраструктурных проектов… Я не вхожу в категорию тех, кто продает иллюзии, и я хочу, чтобы наши страны связывали крепкие узы, не только духовные, но и материальные, инфраструктурные – скоростные дороги, автострады…
Свободная Европа: Кому тогда выгодны голословные заявления, не наполненные конкретным содержанием?
Флорин Роман: Политикам, уж точно не гражданам.
Свободная Европа: Но люди понимают, что их обманывают?
Флорин Роман: Однозначно. Все нужно делать грамотно и надежно. Это как при постройке дома: вначале закладываешь крепкий фундамент. Так и здесь – давайте сначала построим хорошую инфраструктуру, потом возведем стены, а одновременно с автострадами и скоростной дорогой начнем строить кровлю… Привлечем квалифицированную рабочую силу и будем развивать проект, начнем генерировать прибыль, которая окупит расходы. А в ином случае – это все сказки, в которые я не верю.