Свободная Европа: Каким был 2017 год для приднестровского урегулирования – благоприятным или не очень?
Ион Ляху: Произошло два знаковых события – подписание Венского протокола и предшествовавшие этому события.
Свободная Европа: …подписание четырех протоколов переговорщиками от Кишинева и Тирасполя.
Ион Ляху: Переговорщиками или политическими представителями…
Свободная Европа: …и сдача в эксплуатацию моста через Днестр между селами Гура-Быкулуй и Бычок.
Ион Ляху: Да, соглашение о восстановлении движения в районе населенных пунктов Бычок и Гура-Быкулуй – дело хорошее. Населению нужно передвигаться, и мост упросил эту проблему, значительно сократив дорогу.
Свободная Европа: Несмотря на то, что там работает контрольный пункт?
Ион Ляху: Да, делегации Республики Молдова вновь приходится блокировать работу Объединенной контрольной комиссии, чтобы получить объяснение, что они намерены сделать?
Свободная Европа: А как эти КПП появляются, если нет консенсуса в рамках ОКК?
Ион Ляху: В работе ОКК и миротворческой операции давно уже ничего не делается в рамках консенсуса.
Свободная Европа: Но правила предписывают именно это?
Ион Ляху: Разумеется, согласно правилам, ни один военный не может появиться в Зоне безопасности при оружии, если нет согласия всех сопричастных сторон. Но в действительности все далеко не так.
Приведу один пример: давно уже на нескольких контрольных пунктах представители Республики Молдова, полицейские укрываются от непогоды в небольших автомобилях. Эти машины уже заржавели, и даже от дождя они не защищают. Разумеется, наша сторона решила установить там вагончик, где бы они могли укрыться при необходимости. И какой шум поднял тогда Тирасполь – «вот, вы нам запрещаете, а сами!..»
Они будут смеяться над нами: «Вот дураки эти молдаване»
Люди добрые, мы ничего не поменяли, просто вместо ржавой рухляди установили обычный вагончик – крышу над головой. А вы в Гура-Быкулуй разворачиваете целый комплекс: таможенники, пограничники, налоговики, служба миграции, автоинспекция и т.д. И все это – без согласия ОКК. То есть, они ведут себя самым наглым образом, а Молдова опять виновата – видите ли, она пытается воспрепятствовать работе ОКК.
Свободная Европа: Как, по вашему мнению, будет развиваться процесс приднестровского урегулирования?
Ион Ляху: Как урегулирование, так и конфликт в целом для нас не являются важными процессами, эти задачи не стоят на первом месте.
Свободная Европа: И давно они не являются приоритетом?
Ион Ляху: Да, это не приоритет. И с этой точки зрения, что бы ни случилось, ситуацию это не изменит, население левобережья Днестра это не волнует, все воспринимается как отдельные и малозначительные моменты.
Возьмем хотя бы школы. Завтра-послезавтра мы снова начнем получать тревожные сигналы из этих школ. Первый был накануне Рождества, когда Раиса Пэдуряну сообщила, что остановлен транспорт, где были педагоги с подарками для детей. Что будет дальше – посмотрим.
Свободная Европа: И это произошло после подписания одного из четырех протоколов, который непосредственно касается работы школ с преподаванием на румынском языке?
Ион Ляху: Да, разумеется, после подписания протокола, после того, как обещали – все, никакого давления больше не будет.
Свободная Европа: В интервью Свободной Европе директор тираспольского лицея им. Лучиана Благи высказал опасение, что эти школы и впредь будут подвергаться нападкам со стороны Тирасполя.
Ион Ляху: Г-н Йовчев – директор с очень большим опытом, его обмануть или чем-то прельстить не так-то легко. Ему надо как минимум лет пять прожить в ситуации, когда школы действительно никто дергать не будет – тогда он, возможно, и поверит в эти обещания.
Свободная Европа: Какие события прогнозируете вы в 2018 году в приднестровском урегулировании?
Ион Ляху: Будут даны указания по выполнению протокола, который касается признания дипломов. Выпускники из Приднестровья рванут в Кишинев, получат апостилированные дипломы и разъедутся кто куда сможет. Оказавшись на месте, они будут смеяться над нами: «Вот дураки эти молдаване, мы учились, как хотели, дипломы мы или купили, или получили за красивые глаза, а они их признали, – и вот, мы на равных со всеми может двигаться туда, куда хотим». Они радуются – и есть чему…
В остальном же будет один негатив. Вопрос с фермерами, с крестьянами... В чем суть? Их опять заставляют регистрироваться. Тирасполь даже слышать не хочет о праве частной собственности молдавских фермеров на землю.
Свободная Европа: Эти земли переданы другим предпринимателям левобережья Днестра?
Одна имитация движения вперед, и ничего более
Ион Ляху: Часть – да, отошла хозяйствующим субъектам из Приднестровья. Так что впредь надо будет бороться с ними, чтобы получить эти земли обратно. Право собственности – у владельцев, но земли в основном обрабатывали арендаторы. И арендаторы боятся, у них нет никаких гарантий, что они смогут обрабатывать земли и собирать урожай. Как ни крути, а впереди тупик, и, как минимум, в ближайшие годы на успех рассчитывать не приходится.
Свободная Европа: Молдавско-украинский совместный контроль на приднестровском участке границы может переломить ситуацию?
Ион Ляху: Мог бы, но проблема в том, что на данный момент такой контроль установлен только на одном КПП – это первый пост, установленный на приднестровском сегменте границы. Следующий пункт, который будет открыт в Тудоре, если я не ошибаюсь, к Приднестровью отношения не имеет.
Свободная Европа: Единственный КПП – в Кучурганах?
Ион Ляху: Да, сейчас только в Кучурганах. Но я читал заявления представителей Тирасполя и понял, что они настроены в 2018 году очень активно продвигать этот вопрос. Их программа-минимум, если можно так выразиться, – не допустить открытия других КПП, помимо того, что в Кучурганах.
Свободная Европа: Но Украина и Республика Молдова будут настаивать на том, чтобы контролировать свою общую границу.
Ион Ляху: Надеюсь, что будут, надеюсь. Но, как вы наверняка заметили, Тирасполь и Москва убедили участников формата «5+2» включить в повестку следующей встречи пункты 5 и 6 Берлинского протокола. Речь идет об уголовных делах, открытых на имя некоторых приднестровских чиновников, и о выполнении принятых решений.
Иными словами, они сделают все возможное для выработки такого механизма выполнения решений, который устраивает их. Бывший так называемый министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак проговорился... В чем суть вопроса? Они хотят получить такой механизм, который позволил бы им выполнять решения, вне зависимости от позиции Республики Молдова.
Не знаю, возможно ли это, но их бывший так называемый министр иностранных дел заявил, что это их задача на 2018 год – выработать и принять такой механизм. И если это удастся, то независимо от того, хочет Молдова или нет, все их намерения могут стать реальностью.
Свободная Европа: Знаете, в чем парадокс? Кишинев действительно верит, что предпринятые шаги помогут сближению двух берегов Днестра и, по идее, завершатся выработкой политического статуса для региона. А тираспольские лидеры вынашивают совершенно другие планы и даже не скрывают, что для них это вовсе не начало реинтеграции. Что же в таком случае думают жители двух берегов?
Ион Ляху: И еще эти пять подписанных протоколов, к ним я отношу и мост в Гура-Быкулуй, и другие договоренности – они только углубляют пропасть между берегами Днестра. Должна быть какая-то логика в действиях. Если что-то подписываем, то принятое решение должно сближать нас.
В принципе, мы с таким подходом согласились, и строго его придерживаемся, мы обсуждаем любой вопрос, кроме «третьей корзины» – кроме политических проблем, проблем урегулирования. Как можно обсуждать, как можно решать вопросы, если они не имеют ничего общего с главной проблемой?
Нам достаточно месяц не платить за электроэнергию – и там опять разразится валютный кризис
И еще один момент: до конца февраля мы должны решить вопрос с номерными знаками приднестровских автомобилей для их допуска к международному движению. И если вопрос будет решен, уверяю вас, они и смотреть в нашу сторону перестанут – мы им просто будем не нужны. Получат эти номера – и зачем тогда интеграция? Они настойчиво и целенаправленно начнут препятствовать установлению контрольно-пропускных пунктов.
Свободная Европа: Если вопрос реинтеграции настолько по-разному воспринимается Кишиневом и Тирасполем, то куда же идет Молдова?
Ион Ляху: Никакого направления нет, мы топчемся на месте. Одна имитация движения вперед, и ничего более. Абсолютно все – и политические представители, и участники переговоров считают делом чести найти что-то положительное и оправдать свои действия. И тот же Бэлан, и другие не смогут сказать, что везде сплошной негатив – они позитив отыщут!..
Свободная Европа: Сейчас г-на Бэлана больше нет на этом посту. Кстати, как вы оцениваете перестановки в правительстве? В частности, тот факт, что г-н Бэлан лишился своей должности?
Ион Ляху: По моему мнению, это неудачный ход.
Свободная Европа: На недавней встрече Игоря Додона с Владимиром Путиным президент Молдовы поблагодарил кремлевского лидера за участие России в урегулировании приднестровской проблемы. Что хотел этим сказать Игорь Додон?
Ион Ляху: Думаю, это абсолютно несерьезно, мягко говоря. Когда нет других моментов, которые можно было бы расценить как положительные, включить их в актив действующего президента и, в частности, его отношений с Москвой, они вынуждены были что-то придумать – и вот придумали эту формулу. Но за ней абсолютно ничего нет.
Все, что было сделано, было сделано вовсе не благодаря президенту Додону или, скажем так, его программе. Поэтому мне противно читать и слушать подобные заявления, зная, что ситуация здесь совершенно иная.
Свободная Европа: Вы считаете, что вынашиваются какие-то тайные планы по урегулированию приднестровской проблемы?
Редкая неделя обходится без маневров, военных учений, отработки навыков по управлению огнем
Ион Ляху: Не то что вынашиваются... Но скрытая сторона в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, Кишиневом и Москвой постоянно присутствует, в этом треугольнике она есть всегда. Ни для кого не секрет, что мы платим за российский природный газ в три или четыре раза дороже, чем приднестровцы. Все знают, что мы практически содержим этот регион, покупая у него электроэнергию.
Нам достаточно месяц не платить за электроэнергию – и там опять разразится валютный кризис. Но сколько бы они ни получали, им все мало. И я думаю, это еще не все – далеко не все. Есть и еще какие-то моменты, о которых нам мало что известно.
Например, обслуживание долга в 6 млрд долларов за природный газ. Я не думаю, что долг просто застыл, наверняка какие-то движения происходят (какие именно – я не специалист, и не могу сказать точно, но я уверен, что они есть).
Кроме того, вспомните: когда выдвигались обвинения в адрес Шевчука, неоднократно звучало слово «контрабанда». И вот, раньше Смирнов, а потом и Шевчук, и откуда нам знать, что сегодня Красносельский не грешит этим же? Правда, фактов никаких нет, но они не могут заниматься контрабандой без ведома Кишинева, коль скоро Молдова, ее правобережная часть является территорией, где сбывается контрабанда. И если бы не заинтересованность Кишинева, то более надежный заслон на этом пути давно бы появился.
Свободная Европа: Значит, 2018 год мало что может изменить в ходе приднестровского урегулирования?
Ион Ляху: По крайней мере, в положительном направлении я не вижу перспектив; напротив, не исключаю ужесточения позиций Тирасполя, особенно, если учесть один очень тревожный момент, который мы сегодня обошли вниманием. Имею в виду артиллерийские учения в Приднестровье, ведь редкая неделя обходится без маневров, военных учений, отработки навыков по управлению огнем «в условиях, максимально приближенных к боевым». И этих учений меньше не становится, напротив, зона действий расширяется, уровень обеспечения вооружением и боеприпасами повышается.
Это говорит, во-первых, о том, что они никоим образом не считают, что находятся на территории иностранного государства, во-вторых, они постоянно тренируются. И когда армия тренируется, выходя за грани нормального (по инструкции, положено проводить тренировки раз, два раза в месяц, а они это делают это еженедельно). Значит, они к чему-то готовятся.
Свободная Европа: Это должно заставить призадуматься?
Ион Ляху: Однозначно.
Свободная Европа: Кого?
Ион Ляху: Руководство Республики Молдова обязательно должно быть в курсе того, что именно проводится – и с какой целью.