Эксперт в области конституционного права Николае Осмокеску считает, что законные пути избрания столичного мэра еще не исчерпаны.
Николае Осмокеску: Высшая судебная палата оставила в силе решение Апелляционной палаты, которое, по сути, в таких правовых отношениях является уголовным, хотя это административный судебный процесс по существу. Но Высшая судебная палата, тем не менее, согласилась и оставила в силе постановление АП. Другого способа обжалования в судебном порядке не существует.
Свободная Европа: Варианты избрания мэра Кишинева еще не исчерпаны?
Недопустимо игнорировать волю около 300 тыс. избирателей
Николае Осмокеску: Совершенно верно. В данном случае Центризбирком не исполнил свои полномочия до конца, по моему мнению, и предпочел позицию стороннего наблюдателя. Да, было обращение социалистов в первую инстанцию, но Центризбирком не высказал свою позицию до конца – ни до решения суда, ни после.
Свободная Европа: Допускаете ли вы возможность продолжения выборов путем назначения повторного голосования?
Николае Осмокеску: Именно так и следовало бы поступить, учитывая, что не реализовано до конца основополагающее конституционное право гражданина выбирать и быть избранным, право на голос и право участвовать в делах государства.
Мы называем это толерантностью и демократией, но на самом деле это импотенция и анархия
Свободная Европа: Возникает следующий вопрос: могут ли выдвинуть свои кандидатуры лица, уже баллотировавшиеся?
Николае Осмокеску: Почему нет? Я считаю, что могут, потому что…
Свободная Европа: Это вы считаете. А что говорит закон?
Николае Осмокеску: И закон это предусматривает. В случае, если один из кандидатов или членов его команды нарушил нормы, касающиеся агитации в день тишины или непосредственно в день выборов, то есть накануне и в день голосования, в Кодексе о выборах и Административном кодексе предусмотрены наказания, санкции административного порядка, включая штрафные, но ничего не говорится о невозможности участия в следующих выборах – такой нормы не существует.
Свободная Европа: Если будут назначены повторные выборы, значит, снова придется отвести два месяца на их подготовку?
Николае Осмокеску: Разумеется. Для проведения любых выборов предусмотрена конкретная процедура – подготовка, выдвижение кандидатов, и так далее. Сроки указаны в Кодексе о выборах.
Свободная Европа: В связи с непризнанием результатов выборов кишиневского мэра было совместное заявление, в котором глава дипломатии Евросоюза и европейский комиссар по вопросам расширения выражали надежду, что Кишинев примет необходимые меры для обеспечения соблюдения результатов выборов, признанных национальными и международными наблюдателями. Что может сделать власть сейчас?
Николае Осмокеску: Остается лишь одно – назначить повторные выборы кишиневского мэра. Все! Другая форма влияния всегда найдется, в том числе со стороны Евросоюза, но для наших политиков это будет расценено, как попытка заставить вмешаться в работу судебных органов, что чревато крайне серьезными проблемами.
Свободная Европа: Как вы считаете, граждане пойдут еще раз на выборы?
Николае Осмокеску: Думаю, да.
Свободная Европа: Многие из них говорят, что раз их выбор проигнорировали, доверия к юстиции и государству больше нет.
Николае Осмокеску: Разумеется, это стало последней каплей. Потому что это очень сильный элемент политического нигилизма, в том числе со стороны судей, которые рассматривали этот случай. Недопустимо игнорировать волю около 300 тыс. избирателей единственно лишь на основании судебного решения, вынесенного одним судьей или судом в составе трех человек во второй и третьей инстанциях.
Это решение заденет в той или иной степени все партии. Если честно, то я даже не могу найти логического объяснения
Свободная Европа: Вера граждан в государственные институты подорвана. Что дальше?
Николае Осмокеску: Очень трудно восстановить доверие людей, трудно – но можно; во всяком случае, нужно попытаться это сделать.
Свободная Европа: Что требуется для независимого и прозрачного правосудия, свободного от любого политического влияния – и для честных выборов на всех уровнях, без которых в принципе невозможна демократия? Есть ли еще шанс у Республики Молдова на такое правосудие?
Николае Осмокеску: В данном случае я возлагаю вину не только на юстицию, но в первую очередь на то, что мы называем, привыкли называть политическим классом и институтами государства. Вина лежит абсолютно на всех госинститутах, потому что – так было и так будет всегда, пока существует человечество – любое отклонение от правовых норм, которое остается безнаказанным хотя бы в моральном плане, в виде замечания или прорицания со стороны государства, порождает другое отклонение, еще более серьезное.
Запускается цепная реакция, и мы называем это толерантностью и демократией, но на самом деле это ни что иное, как импотенция и анархия. Потому что любое отклонение от правовых норм, от норм и принципов юстиции государственные органы нужно пресекать и наказывать.
Свободная Европа: В таком случае почему все ругают судей?
Николае Осмокеску: Потому что многие судьи коррумпированы. Как может простой человек поверить в добропорядочность, в честность человека, который два, три, пять лет работает в судебной системе, и за это время успевает отгрохать себе трехэтажный особняк и живет при этом припеваючи, ни в чем себе не отказывая? Люди все это видят.
Пост в соцсетях был воспринят в качестве электоральной пропаганды и агитации, несмотря на то, что людей просто призывали идти на выборы
При всем при том, в органах правопорядка, начиная с прокуратуры, полиции, судов, в той же СИБ и так далее, значительную часть персонала составляют честные и неподкупные люди, которые исполняют свои обязанности в соответствии с нормами и принципами морали и права. Но надо признать – есть и коррумпированные сотрудники, и доказать это несложно.
Свободная Европа: Как можно объяснить тот факт, что никто, ни один судья не дал оценку сложившейся ситуации? Почему никто не скажет, что дальше так жить нельзя?
Николае Осмокеску: Потому что это их пока не задело непосредственно. Иную точку зрения, наперекор общепринятой, сформулировать всегда непросто. Но вот когда его самого заденет за живое, человек обязательно выйдет и открыто заявит о наболевшем; правда, чаще всего в таких случаях верх берут эмоции. А эмоции не могут и не должны превалировать над принципами и нормами права, я имею в виду даже не юридические нормы, а именно нормы права – справедливость, правосудие, равенство и т.п.
Свободная Европа: А политический фактор, как вы считаете, влияет на юстицию или нет? Если верить представителям правящей коалиции, больше всех от решений судей пострадала именно партия власти…
Николае Осмокеску: Это решение заденет в той или иной степени все партии. Если честно, то я даже не могу найти логического объяснения, потому что, во-первых, такая ситуация сложилась впервые в области электорального и конституционного права, и не только у нас, но и вообще в мире. Пост в соцсетях был воспринят в качестве электоральной пропаганды и агитации, несмотря на то, что и сам судья, а затем и трое его коллег констатировали, что не было конкретного призыва в пользу одного из кандидатов, людей просто призывали идти на выборы.
Это очень сильный элемент политического нигилизма, в том числе со стороны судей
Я, например, рассматриваю это не как пропаганду и агитацию за кого-то конкретного, а как призыв к гражданам идти на выборы и исполнить свое основоположное, конституционное право, которое одновременно является и гражданским долгом каждого из нас.
Свободная Европа: Результат известен: все три инстанции решили одно.
Николае Осмокеску: И вот здесь, когда все три инстанции вынесли один и тот же вердикт – здесь просматриваются определенные и очень серьезные проблемы. Возможно, речь здесь идет о двух вариантах. Первый: сработал корпоративный или политико-корпоративный инстинкт, желание не подставлять коллег из первой и второй инстанции. Либо второй вариант: налицо прямое вмешательство политического фактора.