В последние недели необходимость вывода российских войск из Республики Молдова отмечалась в резолюциях и декларациях ООН, НАТО, Конгресса США и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Украинский аналитик, замглавы Совета по внешней политике Украины Сергей Герасимчук считает, что этот вопрос является частью более широких отношений между Россией и Западом. Украинский эксперт также прокомментировал назначение Дмитрия Козака спецпредставителем России по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой.
Свободная Европа: Почему тема вывода войск настолько актуальна для западных партнеров России?
Сергей Герасимчук: У западных партнеров – не совсем партнеров – России создается новая парадигма отношений с Российской Федерацией, то есть, это, по большому счету, прозрение относительно целей Российской Федерации в регионе, в регионе Восточного партнерства, в регионе постсоветского пространства. Если до кризиса в отношениях с Западом Россию воспринимали как потенциального партнера, то теперь ее воспринимают как потенциального противника, и в этой связи Запад консолидирует свои усилия, чтобы оказывать на Российскую Федерацию давление, по крайней мере, вербального характера, по крайней мере, на уровне деклараций и резолюций.
Запад таким образом демонстрирует, что несмотря на то, что Россия изменила свой modus operandi в регионе, Запад остается на своих ключевых позициях и лишний раз напоминает Российской Федерации о ее обязательствах. Другими словами, несмотря на то, что Россия активно демонстрирует, что она не выполняет международные договоренности, не выполняет нормы международного права, Запад говорит, что он придерживается этих норм, и что для него разговоры о новой системе безопасности, где Россия будет иметь ключевое слово в регионе – это своего рода то, что называется в дипломатических переговорах non-starter.
То есть, «мы не можем начинать переговоры из-за того, что Россия ставит нас перед фактом своего вмешательства во внутреннюю политику соседних стран», из-за того, Россия пытается навязать свою волю в соседних странах.
Политика состоит в том, чтобы как можно больше ангажировать в свою орбиту соседние страны, которые Россия рассматривает как зону своего исключительного влияния
Свободная Европа: А что практическая составляющая этих заявлений?.. В какой ситуации вы бы предположили, что Россия могла бы вывести свои войска из Приднестровья?
Сергей Герасимчук: Я далек от оптимизма по поводу того, что Российская Федерации будет в ближайшее время выводить войска с территории как Республики Молдова, так и Грузии, так и Украины. Но! С другой стороны, важным является то, что и усиливать свое присутствие Российской Федерации будет теперь сложно, и принятые международные документы и на уровне ООН, и на уровне НАТО будут так же сдерживающим фактором для местных политиков.
В Украине, Молдове, Грузии есть такие группы политиков – во всех трех странах, которые готовы были бы договариваться с Россией и даже допускают усиление ее присутствия. И теперь эти политики, эти группы должны будут оглядываться на резолюции Организации Объединенных Наций и НАТО. И должны будут понимать, что если они кардинально изменят политику в отношении Российской Федерации в сторону сближения, то столкнутся с тем, что это будет вести к обострению отношений с коллективным Западом.
Свободная Европа: Украина была специально приглашена на саммит НАТО. Что для Украины значит этот саммит, и каковы следующие этапы ее отношений с НАТО?
Сергей Герасимчук: Украина провела достаточно успешный саммит, несмотря на довольно активное противодействие Венгрии, которая говорила, что будет блокировать любые резолюции по Украине. Мы получили очередные уверения от Североатлантического альянса, о том, что членство Украины по-прежнему приветствуется, и страны Запада не отвергают эту опцию, хотя ходили слухи, что, возможно, Украина столкнется с тем, что она станет объектом размена в большой геополитической игре.
Москве всегда была интересна вся Молдова — больше, чем исключительно Приднестровье
Кроме того, безусловным успехом также стало то, что президент Украины Порошенко на полях саммита встретился с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом, эта встреча произошла накануне, буквально меньше чем за неделю до встречи Трампа с Путинным, и, безусловно, мы тоже можем рассматривать это как геополитический успех украинской стороны, потому что мы продемонстрировали, что о нас – без нас – разговаривать не будут.
Свободная Европа: Еще одна тема, которую хотелось бы обсудить с вами – это назначение Дмитрия Козака на должность ответственного за экономические отношения с Республикой Молдова. Что значит это назначение, что значит отзыв Рогозина?
Сергей Герасимчук: Ну, я думаю, здесь наложились две темы – внутриполитическая российская тематика и внешнеполитическая российская позиция. Внутриполитическая состоит в том, что, действительно, Рогозин в какой-то степени утратил свою позицию в российском истеблишменте, и поэтому надо было назначить фигуру не менее значимую с точки зрения узнаваемости, но более влиятельную в практической плоскости.
И второй момент – многие сейчас говорят о том, что это возвращение к теме так называемого меморандума Козака, Козак-2, Козак-3, как это ни назовите. Я в этом контексте хотел бы сказать, что это в какой-то степени возвращение на старое поле, то есть, с одной стороны Запад, давление на уровне НАТО, решение на уровне ООН продемонстрировало, что он остается на своих прежних позициях территориальной целостности Республики Молдова. С другой стороны, Россия демонстрирует таким вызывающим назначением, что и она остается на своих позициях – и будет пытаться продвигать свои сценарии, свое видение урегулирования ситуации, но – в пользу Москвы.
Молдова остается в числе приоритетных стран для России
Свободная Европа: Эксперты в Кишиневе обратили внимание на это назначение в том плане, что, скорее всего, Москве сейчас интересно не только Приднестровье, но и вся Республика Молдова, в плане расширения сфер влияния, особенно в контексте парламентских выборов...
Сергей Герасимчук: Мне кажется, Москве всегда была интересна вся Молдова — больше, чем исключительно Приднестровье, и тема приднестровизации Молдовы появилась не в этом году и даже не в предыдущем. О рисках приднестровизации Молдовы говорят уже давно, и этот риск будет сохраняться вне зависимости от того, кто будет представлять Россию в переговорном процессе – Рогозин, Козак, Сурков или какой-то новый и совершенно безымянный политик.
Потому что вне зависимости от того, какой будет фамилия представителя Российской Федерации, политика Российской Федерации остается единой. И эта политика состоит в том, чтобы как можно больше ангажировать в свою орбиту соседние страны, страны, которые Россия рассматривает как зону своего исключительного геополитического влияния. Молдова остается в числе приоритетных стран для России, и в этой связи вне зависимости от того, кто будет представлять Россию, я думаю, эта тема будет всегда актуальной.