Валериу Паша: «Множество референдумов — это кризис легитимности»

Бельцы готовятся к референдуму о доверии мэру Ренато Усатому. Решение о плебисците единогласно принял Бельцкий муниципальный совет. Референдум инициировал сам градоначальник, чтобы положить конец, по его словам, спекуляциям и попыткам центральных властей очернить его. Ну, а в Кишиневе в разгаре подготовка к референдуму об отмене смешанной системы выборов. Эксперт Ассоциации Comunitatea WatchDog, гражданский активист Валериу Паша комментирует методы прямой демократии в Молдове.

Свободная Европа: Референдум в Бельцах о доверии мэру инициировал сам Ренато Усатый, и его партия обладает большинством в муниципальном совете. Лидер «Нашей партии» уже около года живет в Москве после того, как в Кишиневе на его имя открыли ряд уголовных дел. Градоначальник руководит городом по интернету. Очередное временное отстранение Игоря Додона от должности президента вы назвали пустяком по сравнению с тем, что происходит в Бельцах. Вы действительно придаете событиям в северной столице такое значение?

Законодательный орган на второй же день после выборов перестал быть представительным

Валериу Паша: Но это действительно важно! Конечно, не настолько важно, чтобы говорить об определяющем характере этого события на всю молдавскую жизнь, но, тем не менее, это важно по сравнению с временным отстранением президента, или с г-ном Додоном вообще, который действительно играет незначительную роль как президент.

То, что сегодня происходит в Бельцах, можно рассматривать как дальнейшее проявление сложившейся у нас порочной системы подготовки к выборам – с помощью попыток, и нередко успешных, взять под контроль местные органы управления, что, как считает действующая власть, при новой формуле выборов обеспечит ей успех – и, скорее всего, так оно и будет.

Свободная Европа: Каковы ставки референдума о доверии мэру, инициатором которого выступает сам градоначальник? Чего он хочет добиться?

Валериу Паша: Тот факт, что в стране проводится множество референдумов за сравнительно короткий период времени – показатель глубокого политического кризиса, кризиса легитимности. Референдум – крайний способ привлечения к ответственности политиков. По идее, граждане дожидаются выборов, чтобы выразить свое отношение к той и ли иной власти.

Но в Республике Молдова после 2014 года, когда положение дел в парламенте сильно ухудшилось, а законодательный орган на второй же день после выборов перестал быть представительным, поскольку выборы прошли на фоне большой лжи, – граждане пытаются наказать политиков. Референдумы – один из способов проявить свое отношение к власти.

Когда парламент не представляет граждан страны и не работает, как положено, избиратели вправе наказать политиков теми методами, которыми они располагают. Примером в этом плане может служить местный референдум об отставке мэра Кишинева Дорина Киртоакэ – абсолютно законная инициатива, направленная на отзыв градоначальника, деятельность которого была поставлена под сомнение.

То, что происходит в Бельцах, скорее, можно считать политическим маневром, а также подтверждением того, что заведенные на Ренато Усатого дела – доказательные или не очень, это не так важно – отличаются политическим характером. В соответствии с законом о местной публичной администрации, необоснованные прогулы, которые длятся так долго, должны повлечь за собой новые местные выборы.

Разговоры о том, что в бюджете нет денег на референдумы или выборы – это уже на грани демократии

Но центральная власть, Госканцелярия или другой ответственный орган до настоящего момента не потребовали признать мандат бельцкого мора недействительным и назначить новые выборы. И это подтверждает слова самого Ренато Усатого о политической подоплеке заведенных на него дел.

Как он поступает в этом случае? Он совершает довольно интересный политический маневр – обращается к бельчанам с просьбой высказаться, хотят они или нет, чтобы он управлял городом и дальше. Это удачный политический ход.

Свободная Европа: Кстати, он обещал компенсировать расходы на проведение референдума. Как вы расцениваете такую практику, если допустить, что г-н Усатый сдержит свое слово?

Валериу Паша: Я не вижу ничего плохого в том, что кто-то хочет пожертвовать в госбюджет энную сумму денег. Пусть так поступают все, кто может себе это позволить. Но суть в полемике вокруг того, что не следует выделять бюджетные деньги на проведение того или иного мероприятия электорального характера – кстати, именно об этом шла речь и в связи с референдумом в Кишиневе.

Думаю, очень опасно обсуждать такие вопросы, потому что может так случиться, что однажды какой-нибудь невозмутимый премьер-министр обратится к нам с телеэкранов и скажет: «Знаете, люди добрые, выборов больше в стране проводить мы не будем. В бюджете на это денег нет, так зачем тратиться, когда мы сами можем назначать и мэров, и депутатов, и кого там еще может понадобится».

То есть, сами разговоры о том, что в бюджете нет денег на референдумы или выборы – это уже на грани демократии.

Свободная Европа: Поговорим о референдуме, одним из инициаторов которого являетесь вы. О референдуме по отмене смешанной избирательной системы… Уже создана инициативная группа, представлены документы в ЦИК. Что дальше?

Люди пассивны, так как разочарованы качеством политического процесса и публичного дискурса

Валериу Паша: В 15-дневный срок, отсчет начинается с 29 декабря, ЦИК представит нам решение о регистрации, выдаст удостоверения членам инициативной группы, подписные листы и назначит срок – три месяца, в течение которых предстоит собрать минимум 200 тыс. подписей.

Свободная Европа: Сейчас, по прошествии некоторого времени с момента появления инициативы, как вы расцениваете шансы? Ваша позиция как-то изменилась?

Валериу Паша: Нет, не изменилась. Несмотря на то, что я являюсь одним из инициаторов референдума, выступать с какими-то прогнозами не рискну. Их и так было много, одни говорят, что у нас нет никаких шансов, просто потому, что люди не придут! Но откуда знать – придут или не придут? Это, скорее всего, обычные спекуляции, потому что обстоятельства очень туманны, и мы даже не знаем, когда состоится, собственно, референдум.

После того, как мы представим подписные листы, парламенту будет дано какое-то время – в пределах разумного… Согласно закону, срок – до шести месяцев, хотя это представляется нам чрезмерным – для назначения даты референдума. Так что мы не знаем ни сроков, ни контекста, ни то, какой будет кампания в поддержку этого референдума, ни то, какую позицию займут все политические силы – поэтому делать прогнозы преждевременно.

Свободная Европа: Но кроме прогнозов есть и оценки, точки зрения. И есть такое мнение, что в нынешних условиях плебисцит проводится именно для того, чтобы он провалился. Что его судьба предрешена. Иными словами, это как протесты: референдум проводится для того, чтобы выпустить пар. Что вы можете противопоставить этой точке зрения?

Валериу Паша: Хотелось бы слышать не только точки зрения, но и мотивацию. Я не очень понимаю, в чем, собственно, суть подобных соображений. Что люди разочаруются в выборах? В чем идея? Не понимаю…

Свободная Европа: Люди разочаруются и не придут на выборы, которые последуют за провалившимся референдумом.

Парламентарии в любой момент могут отозвать закон о переходе на смешанную систему – к чему мы их постоянно призываем

Валериу Паша: Думаю, люди пассивны, так как они разочарованы, скорее, качеством политического процесса, качеством публичного дискурса, когда политически ангажированные люди выражают различные точки зрения, разжигают искусственную полемику в телеэфире и выступают в качестве рупора партий, которые лишены своих взглядов и занимаются воровством вместо того, чтобы управлять страной. Думаю, именно этим можно объяснить пассивность граждан, которые не то что участвовать в общественной жизни! – а жить в Республике Молдова не хотят.

Свободная Европа: По прогнозам ряда аналитиков, инициированный вами референдум состоится, но провалится в результате бойкота со стороны Демпартии, Европейской народной партии Молдовы и Партии социалистов. Более того, говорят, плебисцит может стать причиной переноса парламентских выборов на три месяца – до февраля 2019 года, что, по мнению экспертов, на руку правящей Демпартии. Как вам такие прогнозы?

Валериу Паша: Давайте по порядку. Здесь вступает в игру чистая прагматика. Если ПСРМ и ДПМ выберут бойкот, это будет означать только одно: они понимают, что не могут рассчитывать на большинство, поддерживающее активно продвигаемую ими смешанную избирательную систему, и что они около года обманывали нас, говоря о массовой поддержке новой формулы выборов среди населения. Так что если они решатся на бойкот, это станет свидетельством того, что население не поддерживает их нововведение, а они опасаются позволить гражданам высказать свою точку зрения.

Более того, если Демпартия выберет бойкот – а ведь она удерживает абсолютный контроль над местными органами власти и над всем, что означает центральное управление, то можно не сомневаться: она будет использовать в своих целях все административные ресурсы, будет оказывать давление на граждан, бюджетников и т.д. Это раз.

И два: в условиях, когда парламент имеет в своем распоряжении шесть месяцев для назначения даты референдума, он может злоупотребить этим правом – в том смысле, что шесть месяцев отводится на решение, для принятия которого достаточно двух или трех дней, недели или максимум месяца.

Партия социалистов, по сути, – придаток Демпартии

Любой перенос парламентских выборов, которые должны состояться с конца ноября 2018 года, когда истекает мандат законодательного органа, до конца февраля 2019 года, проводится по усмотрению парламента. Более того, действующий парламент может установить дату выборов в любой день, который вписывается в этот временной промежуток – с конца ноября по конец февраля. Иными словами, с нашим референдумом или без него законодатели могут, так сказать, «перенести» дату выборов; но на самом деле это не перенос, это их право по закону.

Теоретически возможно совпадение с 60-дневным периодом – минимальный срок, предусмотренный между референдумом и выборами. Но и в этом случае последнее слово за парламентом. Он может безо всяких проблем назначить законодательный референдум по отмене смешанной системы выборов на май или начало июня 2018 года. Более того, парламентарии в любой момент могут отозвать закон о переходе на смешанную систему – к чему мы их постоянно призываем и настоятельно советуем это сделать.

Мы не хотим любой ценой выводить людей на улицу, мы не хотим тратить государственные деньги на то, чтобы устранить одно из злоупотреблений, допущенных парламентом или парламентским большинством. Они в любой момент могут отменить смешанную систему выборов. Здесь я имею в виду, прежде всего, социалистов и президента Игоря Додона, которые продвигали эту систему, утверждая, что это их инициатива, но на самом деле они это делали под давлением Демпартии, а это свидетельствует о том, что Партия социалистов, по сути, – придаток Демпартии.