Анди Кристя: «Я считаю, что досрочные выборы — идеальный вариант»

Кризисную ситуацию в Кишиневе можно преодолеть с помощью повторной консультации с народом. А официальный Бухарест обязан укреплять свои позиции «стратегического партнера» Республики Молдова, потому что возможная консолидация пророссийских сил в Кишиневе не может не беспокоить Румынию. Об этом в интервью Свободной Европе заявил депутат Европарламента от Румынии (член СДП), глава делегации по Молдове Анди Кристя.

Свободная Европа: Как вы оцениваете политический кризис в Молдове и решения Конституционного суда?

Анди Кристя: Это предельно острая ситуация. Во-первых, на кону – политический и геополитический контроль над Республикой Молдова. Речь идет о попытках Москвы после десятилетнего пребывания на скамье запасных вновь перехватить стратегическую инициативу и вернуть Молдову в орбиту своих геополитических интересов. Эта перспектива не может не беспокоить.

Республика Молдова входит в топ внешнеполитических приоритетов Бухареста. У нас общие исторические корни, и мы считаем своим долгом приблизить Республику Молдова к Европе.

### Vezi și... ### «В протестных акциях ДПМ много людей — в том числе из лагеря ACUM и социалистов»

Но под боком - предельно агрессивная Россия, у которой в запасе внушительный арсенал новых методов противостояния, которые постоянно совершенствуются, так что я думаю, что Румыния не может чувствовать себя в безопасности. Особенно, если план Козака, в том или ином виде, станет реальностью.

Ориентируясь на свой опыт, Румыния может безошибочно дать оценку событиям в Кишиневе, определить диагноз, и хорошо бы нашим европейским партнерам в эти дни прислушиваться к мнению не только Кишинева, но и Бухареста! Лично я приветствую сдержанность, которую проявил официальный Бухарест, его осторожный подход в оценках ситуации.

Вряд ли кого-то обрадует идея, что Путин через своих людей проникает в высшие эшелоны власти Республики Молдова, в парламент или в минобороны... Молдова оказалась не только в политическом тупике, но – что еще более серьезно – в конституционном. Ведь если обязательные решения Конституционного суда не выполняются, то о каком правовом государстве может идти речь?..

Стратегический интерес Румынии слишком велик, чтобы рисковать, пытаясь извлечь политические дивиденды

Свободная Европа: Но и в Бухаресте мнения разные, есть заявления президента Клауса Йоханниса, есть реакция главы МИД – о том, что решением могут стать досрочные выборы 6 сентября – и есть позиции других политических игроков, которые находятся в оппозиции и которые признали правительство Майи Санду. Как быть?

Анди Кристя: Лично я считаю, что мы должны сделать следующее: проявить последовательность на уровне главных структур государства, проявить осмотрительность и осторожность в оценках – и помочь в налаживании искреннего и честного диалога между партиями, чтобы найти решения. Я действительно считаю, что наилучшее решение, учитывая результаты выборов и последние события в Кишиневе, могут подсказать сами граждане – на досрочных выборах. То есть, оптимальный вариант – возвращение к народу.

Учитывая возможные последствия управления страною силами ACUM-ПСРМ, определяющим должен стать голос народа. Это будет как референдум, на котором люди решат, хотят они или не хотят такую коалицию. Думаю, это оптимальный вариант и с конституционной, и с демократической точек зрения.

### Vezi și... ### Владимир Соловьев: «Владимир Плахотнюк стал категорически неприемлемым и очень токсичным»

Ни Венецианская комиссия, и никакой иной консультативный орган не в состоянии превратиться в некую надгосударственную структуру, которая стоит выше чем национальная конституционная инстанция – КС. Тем более, что ранее Венецианская комиссия в своих предписаниях всегда рекомендовала защищать роль и статус национальных Конституционных судов – особенно, когда предпринимались попытки оспорить их решения.

Я так понимаю, что решения Конституционного суда были приняты единогласно. И это очень важно, потому что обвинения в политизации, предъявленные КС, начинают выглядеть по-другому... И, кстати, о политизации: хочу обратить ваше внимание на практику ряда европейских стран, крупнейших государств Евросоюза. Там судьи Конституционных судов могут быть членами партии!

Возможная федерализация Молдовы может стать прецедентом и для Украины

Свободная Европа: В Кишиневе многие считают Конституционный суд карманной структурой ДПМ, и автоматически возникает вопрос, а можно ли верить этому составу КС.

Анди Кристя: Ответ предельно короткий: знаете, если бы речь шла о перевесе в один или два голоса, это одно, но ведь тут решение принималось единогласно! Так что я думаю, о политизации не может быть и речи.

Свободная Европа: Вы даете понять, что [глава румынской дипломатии] г-н Мелешкану был прав, когда говорил, что развязка кризиса – в досрочных выборах?

Анди Кристя: Да, я считаю, что досрочные выборы – идеальный вариант.

Реакция румынского правительства была предельно осторожной, для того, чтобы было пространство для согласования позиций правительства и президента. Кстати, премьер-министр Дэнчилэ сказала, что проконсультируется с главой государства, и я подчеркиваю, что политику надо оставить в стороне. Для Румынии это предельно серьезная тема. Правда, возникла она под занавес мандата президента, но одновременно с председательством Румынии в ЕС.

### Vezi și... ### Кристиан Преда: «В Кишиневе есть только одно правительство — кабинет Майи Санду»

Стратегический интерес Румынии слишком велик, чтобы рисковать, пытаясь извлечь политические дивиденды на внутреннем уровне. И еще: я думаю, что и Румыния, и Евросоюз могут предпринять больше усилий, чтобы помочь проевропейским партиям Республики Молдова наладить общение.

Поляризация на внутреннем уровне, которая наблюдается в Румынии, и ангажированность внутри самого Европарламента – ни для кого она, увы, не секрет, – к сожалению, теперь и на другой стороне Прута, где и без того отношения между ACUM и Демпартией, мягко говоря, блестящими не были.

Лично я за свой пятилетний мандат в качестве председателя Делегации Европарламента по Республике Молдова старался не превращать свой пост и свои полномочия в имиджевый бонус для меня и для моей политической семьи. И мне больно наблюдать, как некоторые политики, в том числе, европейского уровня, в погоне за дешевой популярностью предвзято и даже намеренно искажая факты комментируют то, что происходит в Молдове. Они не знают молдавских реалий и не понимают возможных последствий для Румынии. И это – одна из причин, из-за которых Республика Молдова оказалась в тупике.

Самое лучшее – чтобы ни Восток, ни Запад не вмешивались

Свободная Европа: И Румыния не скрывает тревоги, и Украина обеспокоена возможной ролью России в политическом кризисе в Молдове, особенно на фоне активного продвижения идеи о расширении влияния РФ до Прута – и это, считают в Киеве, наихудший сценарий…

Анди Кристя: Возможная федерализация Республики Молдова может стать прецедентом и для Украины. И в этом смысле я прекрасно понимаю опасения и обеспокоенность Киева и украинских официальных лиц. Есть повод для тревоги!..

Свободная Европа: И Игорь Додон и Владимир Плахотнюк – оба они предлагали Кремлю федерализацию. К чему может привести возможный просчет политиков?

Анди Кристя: Видите ли, у ПСРМ наиболее весомый коалиционный потенциал, потому что социалисты в любой момент в состоянии дестабилизировать Молдову – и могут при этом рассчитывать на поддержку Москвы. Это еще одна плохая новость – то, что в Республике Молдова кризис возможен каждую неделю, в зависимости от интересов социалистов и, конечно, тех, кто их контролирует.

### Vezi și... ### Траян Бэсеску: «Демпартия готова умереть за Плахотнюка»

Меня глубоко беспокоит тот факт, что ACUM ни слова не говорит о возможном незаконном финансировании Додона со стороны Москвы. Влияние Москвы и прежде было в Молдове очень мощным, но подумайте, что будет, если социалисты получат контроль над главными институтами в сфере безопасности? Для блока ACUM и лично Майи Санду подобная близорукость непростительна.

Свободная Европа: Так чье в итоге слово может оказаться более весомым – Востока или Запада?

Анди Кристя: Самое лучшее – чтобы ни Восток, ни Запад не вмешивались в разворачивающуюся игру. Они сами должны сесть за стол переговоров и прийти к консенсусу. Оптимальное решение, как я уже сказал, повернуться лицом к народу.