Под 15-м номером в бюллетене для голосования на выборах 11 июля будет Зеленая экологическая партия. Бывший министр обороны и председатель партии Виталие Маринуца рассказывает о планах формирования и о ставках досрочных парламентских выборов 11 июля.
Свободная Европа: Каковы ставки парламентских выборов?
Виталие Маринуца: Ставки — стратегического и частично геополитического характера.
Свободная Европа: Уже 30 лет у нас говорят, что выборы носят геополитический характер. Почему?
Виталие Маринуца: Потому что нас, как электорат, не воспитывали, и не хотели этого. Все, кто были у власти до сих пор, рассчитывали только на то, что, чем электорат глупее, тем лучше. И если внутри и за пределами страны будет образ врага, то тем легче будет полемизировать вокруг этих двух тем, а не вокруг вопросов, связанных со здравоохранением, социальной защитой, жизнью людей, экологией, чистой водой, чистым воздухом, хорошими условиями для жизни.
Все, кто были у власти до сих пор, рассчитывали только на то, что, чем электорат глупее, тем лучше.
При этом избирателям рассказывают о том, что «наступают или не наступают русские; едут или не едут танки», а не о том, что важно для нашего внутреннего развития. Политический класс никогда не хотел говорить: «Мы – румыны, мы говорим по-румынски, мы хотим двигаться по европейскому пути». Если им не нравится европейский путь, то демократический путь развития, как в странах, где во главе угла — общечеловеческие ценности. Чтобы и у нас было подписано Снаговское соглашение, как в Румынии, и чтобы все партии пришли к общему знаменателю в вопросе о стратегическом развитии, и чтобы мы начали полемизировать по другим темам.
Свободная Европа: Наш политический класс с большим трудом приходит к компромиссу.
В Молдове нет ни правых, ни левых партий, а есть прозападные и провосточные партии, и — оппортунисты.
Виталие Маринуца: Потому что очень легко найти коррумпированных людей, которых можно подкупить за три копейки и заставить говорить под диктовку. У нас есть политические партии, которые считают себя левыми. Однако в Республике Молдова нет ни правых, ни левых партий. Если исходить из доктрины, то у нас есть партии, выступающие за ориентацию на Запад, Восток и оппортунисты. Оппортунистов у нас большинство. То есть, речь не идет ни о коммунистах, ни о социалистах, а об оппортунистах. Потому что я не верю коммунистам, которые владеют дворцами на Телецентре, среди которых находятся богатейшие люди, в то время, как страна живет в нищете. У нас есть дети, которые умирают с голода, которые не ходят в школу. У нас есть матери, которые бросают свои семьи и уезжают за границу.
Свободная Европа: Зная эти реалии, особенно во время предвыборной кампании…
Виталие Маринуца: Я живу в селе и знаю, как живет село и страна.
Свободная Европа: Тогда вам должно быть хорошо известно глубокое разочарование, которое испытывают многие граждане. По их словам, после выборов часть обещаний, которые давали политические конкуренты, не выполняются или, скорее, политики забывают об интересах граждан после того как добиваются депутатского мандата. Что вы обещаете гражданам в этой предвыборной кампании, как убеждаете их отдать за вас свой голос?
Виталие Маринуца: В эту избирательную кампанию мы выступаем под лозунгом «Зеленая страна во имя здоровья и будущего!»
Свободная Европа: Кто входит в состав ваших избирателей, кого вы сможете убедить в том, что вам можно доверять?
Виталие Маринуца: Мы стараемся убедить тех людей, желающих будущего, которое отличалось бы от настоящего и прошлого Республики Молдова. Будущего, похожего на будущее детей и родственников, которые плюнули на всю эту ситуацию, сказали «Хватит!», собрали вещи и уехали за границу. Когда ты с ними общаешься, они говорят: «Да, здесь я работаю намного больше, чем в Республике Молдова». Но у них есть уверенность в завтрашнем дне для себя и своей семьи. Люди видят, что там у них вполне приемлемые перспективы для их детей. Они видят, что за пять-десять лет они могут купить себе дом.
Свободная Европа: Возможна ли такая перспектива в Республике Молдова?
Виталие Маринуца: Разумеется, она возможна, если мы начнем голосовать не так, как голосовали до сих пор. Наш электорат, к сожалению, очень доверчив и многое прощает. Политиков нельзя прощать! Кто-то сказал, что политиков нужно менять так же, как подгузники. Пришел на четыре года, ничего не выполнил, хотя многое обещал, не сделал – вон! Никакой плач, никакие слезы не должны заставить избирателей сказать: «Ну, ладно, дадим им еще один шанс!» или «Этот хоть много воровал, но и нам давал, и уже не будет столько красть!» Если он обещал, но не сделал, то этого политика следует выбросить на свалку!
Наш электорат очень доверчив и многое прощает. Политиков нельзя прощать! Кто-то сказал, что политиков нужно менять, как подгузники.
Мы, зеленые, являемся частью Европейского зеленого движения. Нашей партии уже 30 лет. До 2001 года мы были парламентской партией, хоть и в коалиции с другими партиями, но у нас уже есть опыт работы в парламенте Республики Молдова. Видя европейский опыт, особенно в Центральной и Восточной Европе, где уже голосуют за другие ценности, за другие принципы, люди понимают, что если мы не будем заботиться о земле, на которой живем (а мы не заботимся о нашей земле — в прямом и в переносном смысле), если мы не будем заботиться о наших лесах и полях, то ни у нас, ни у наших детей не будет будущего.
У нас в стране более трех тысяч рек и ручьев, и практически ни в одном из них нет хорошей воды для того, чтобы стирать или поить животных, не говоря уже о том, чтобы нам самим пить эту воду. Многие говорят: «Да не лезьте вы в это, потому что у нас геополитика, у нас коррупция, у нас русские и танки. Сначала нужно решить проблему бедности, а экологией займемся потом, когда избавимся от нищеты». Однако у нас одна земля: если мы не позаботимся о ней сегодня, то завтра-послезавтра это уже будет невозможно.
Свободная Европа: Будучи настолько убедительным в изложении проблем, с которыми сталкивается каждый гражданин, вы считаете, что у вас есть шансы пройти в парламент? Опросы не дают вам на это шансов.
У нас одна земля: если мы не позаботимся о ней сегодня, то завтра это уже будет невозможно.
Виталие Маринуца: Знаете, что говорил Черчилль? «Я верю в опросы, которые фальсифицирую собственноручно». Да, одни опросы дают нам больше процентов, другие – меньше. Какие-то опросы включают нас в свои списки, какие-то – нет. Но лучший опрос пройдет 11 июля. Для нас важно донести до граждан этот посыл. Уважаемые граждане, нужно понять, что присутствие зеленых в парламенте является необходимостью. Если еще десять или двадцать лет назад мы говорили, что экологические проблемы не так важны, хотя национальное движение 90-х годов с чего началось? Оно началось, по большей части, с экологического движения 85-89-х годов. А сегодня, когда глобальное потепление является насущной проблемой, когда у нас уже не осталось лесов, когда наши политики возлагают цветы к памятнику Штефану чел Маре и поют: «Молдова принадлежит потомкам наших потомков», – миллион наших потомков находится за границей, а остальные готовятся уехать.
Свободная Европа: Речь идет о качестве управления...
Виталие Маринуца: За 30 лет вы видели это качество управления.
Свободная Европа: Определенные политические силы со здоровыми идеями могли бы разработать привлекательные политики, чтобы вернуть большую часть тех, кто уехал за границу.
Виталие Маринуца: Именно это я и хотел сказать: Зеленая экологическая партия является одной из таких здоровых сил. Именно по этой причине наше предвыборное предложение — на первом плане здоровье и социальная защита, на втором — образование.
Наше предвыборное предложение: на первом плане здоровье и социальная защита, на втором — образование.
Я бы не сказал, что мы не победим. Победа зависит от многих факторов. В последний период мы не проходим в парламент, но благодаря нашему участию в предвыборной кампании выигрываем, думаю, как мы, так и общество.
Потому что мы говорим о туалетах во дворах; о том, что мы прокладываем водопроводы, но не строим канализационные системы; о том, что с начала 90-х годов город Сороки сливает все помои в Днестр, а мы здесь, в Кишиневе, пьем воду из Днестра. Мы говорим о том, что в верховье Днестра украинцы, наши друзья и соседи, хотят построить каскад из шести гидроэлектростанций. Хочу, чтобы вы знали, что только партия зеленых, если мы пройдем в парламент, со всей серьезностью возьмется за решение этой проблемы, так как все остальные будут думать только о своей экономической выгоде или о том, что можно будет получить со стороны украинцев.
70-75% территории Республики Молдовы своей гидросистемой связано с рекой Днестр. Объема воды в реке Днестр сегодня в три раза меньше, чем в 80-е годы, и мы уже получаем меньше воды. А если украинцы построят еще восемь водохранилищ? Проблема даже не в этих шести гидроэлектростанциях, которые будут производить примерно 3% от общего объема электроэнергии, необходимой Украине. Помимо этого они построят огромные водохранилища. Площадь испарения воды увеличится. Соответственно, к нам будет поступать меньше воды.
В мире уже ведутся войны из-за воды. 75% гидросистемы составляют колодца, то есть, практически небольшие реки. Если украинцы реализуют свои планы, то за одно десятилетие мы лишимся всего. Многим из тех, кто живет на берегу Днестра, придется искать другое место жительства. Это так! И это не страшилка!
Свободная Европа: Вы упомянули о депопуляции Молдовы и о том, что большое число молдавских граждан находится за границей. Каково значение голосов диаспоры и голосов из приднестровского региона?
Виталие Маринуца: Все являются гражданами Республики Молдова. Европейские силы рассчитывают на голоса молдаван в Европе.
Свободная Европа: А вы на кого рассчитываете?
Воду пьют и Додон, и Воронин, и я – мы все хотим пить чистую воду.
Виталие Маринуца: Я рассчитываю на голоса всех граждан Республики Молдова, так как экология лишена политической окраски. И мы должны это очень хорошо осознать. Воду пьют и Додон, и Воронин, и я – мы все хотим пить чистую воду. Но, в любом случае, я очень надеюсь, что голоса наших граждан за границей поддержат проевропейский курс, что это будут голоса во имя ценностей. Очень важно, чтобы люди массово выходили на голосование. С моей точки зрения, голоса приднестровского региона сыграют свою роль, но не слишком большую.
Свободная Европа: Почему?
Виталие Маринуца: Потому что и в приднестровском регионе люди поняли, что их обкрадывают, что их лидеры, а также наши лидеры и руководители из Москвы обводят их вокруг пальца. Да, есть категория людей, которая еще живет прошлым, но я часто проезжаю через Кочиеры или Дубоссары, и когда останавливаюсь, когда нас задерживают на КПП на целый час, я часто общаюсь с людьми и вижу, что и там люди начинают просыпаться. И я твердо убежден, что методы, к которым прибегали Плахотнюк и Додон, когда людей собирали толпами…
Свободная Европа: То есть их уже нельзя будет привозить организованным способом?
Виталие Маринуца: Это возможно, но сами люди, как и у нас, большинство говорят, что проголосуют в пользу проевропейских партий. Думаю, так же будет и в приднестровском регионе. Может, поддержка европейских ценностей будет не такой массивной, как у нас, но все равно, те, кто рассчитывают на голоса из приднестровского региона, делают ошибочные ставки.
Свободная Европа: Как вы считаете, близок ли день приднестровского урегулирования, если, по вашим словам, мышление людей меняется?
Виталие Маринуца: Да, мышление у них меняется, но у нас в Республике Молдова, а также в Тирасполе, в высших эшелонах власти есть политики, которые преследуют довольно крупные общие интересы. И эти интересы для них превыше всего.
Свободная Европа: Но ведь обе стороны должны быть заинтересованы в объединении двух берегов Днестра.
Виталие Маринуца: Они должны быть в этом очень заинтересованы. Помню, когда-то, будучи министром обороны, я общался с министром обороны России – Шойгу. Мы встретились, пообщались, распланировали свои действия. Был 2013 год, май месяц. Мы очень долго (и, на мой взгляд, плодотворно) общались. В ноябре-декабре 2013 года Шойгу должен был прибыть к нам с визитом, чтобы заключить соглашение о выводе бронетранспортеров с моста, чтобы сделать хоть один шаг. Но его визит так и не состоялся.
Свободная Европа: Если у вас была договоренность, почему все остановилось?
Виталие Маринуца: Потому что некоторые руководители, которые находились выше меня, думали иначе: «Как это какой-то Маринуца, назначенный непонятно кем, заключает соглашение с тем, кто может хоть как-то сдвинуть с мертвой точки урегулирование приднестровского конфликта?»
Свободная Европа: Мы прекрасно помним, кто тогда руководил страной.
Виталие Маринуца: Так вот, они тогда отказали в визите вице-премьеру, а также министру Российской Федерации. И вопрос так и не был решен.
Свободная Европа: Вы даете понять, что Москва могла бы, по меньшей мере, начать вывод войск или вооружения с левого берега Днестра?
Мы никогда не могли пойти и начать стучать кулаком по столу.
Виталие Маринуца: Сегодня сложно предположить, что могло бы быть, но я знаю одну вещь: русские уважают сильного противника.
Свободная Европа: И вы считаете, что они не уважают руководство Республики Молдова?
Виталие Маринуца: Думаю, что нет, потому что мы всегда были слабыми. Мы никогда не могли пойти и начать стучать кулаком по столу. Да, это сильная страна, но и мы пока что являемся независимым и суверенным государством. Бесспорно, мы довольно бедны, слабы, но гордость и честь у нас должны быть на уровне. В 92-м году у нас была война. Не дай Бог ей повториться. Я участвовал в этой войне, воевал. И мы все воевали, чтобы Республика Молдова была суверенной страной.
Свободная Европа: Сколько времени нужно Республике Молдова, чтобы решить проблему сепаратизма?
Виталие Маринуца: Я не могу назвать точные сроки, но у нас должна быть политическая воля. Прежде всего, политическая воля должна быть не декларативной, а реальной. Политическая воля должна быть на самом высоком уровне, в парламенте Республики Молдова, чтобы лишить их руководителей всех привилегий.
Потому что на уровне простых граждан все уже практически урегулировано. Между Ионом с этой стороны и Георге с того берега нет никаких проблем. У обоих есть гражданство Республики Молдова. У одного есть гражданство Румынии и России, у другого – только гражданство Румынии, но их дети поженились. И я знаю такой случай, когда после свадьбы молодые люди три года прожили в Дубоссарах, затем три года в Кишиневе, а сейчас они живут в Лондоне.
Свободная Европа: Для того, чтобы была политическая воля, в парламенте должно быть большинство. Кто мог бы и должен был бы создать альянс в будущем парламенте?
Виталие Маринуца: Во-первых, я считаю, что нужно выйти на выборы и проголосовать за Экологическую зеленую партию.
Свободная Европа: Мы подошли к сценариям, которые возможны после выборов.
Проевропейские силы должны создать крепкую коалицию.
Виталие Маринуца: Проевропейские силы должны создать крепкую коалицию, потому что, если говорить о правах человека, то только силы с проевропейскими взглядами способны их гарантировать. То же самое касается вопросов здравоохранения и образования.
Свободная Европа: Разве левые, про-восточные партии не обещают того же?
Виталие Маринуца: Обещать – обещают все, но что касается выполнения – это уже другое дело.
Свободная Европа: А что произойдет, если к власти придут провосточные силы?
Виталие Маринуца: Это будет еще одним шагом назад, потому что мы уже видели, каким было отношение провосточных сил во времена правления коммунистов. Воронин сделал меньше, чем это было возможно. Потому что в 2001-2007 годах во всем мире был экономический бум. Можно было просто сидеть, как это делали здесь руководители Молдовы, ничего не делать, воровать, как они тогда воровали, и при этом был небольшой экономический рост. Но если бы руководители работали, сегодня мы были бы намного дальше. Давайте вспомним, что сделали Додон вместе с Плахотнюком.
Если говорить о правах человека, вспомним турецких учителей. Я знаю всех шестерых, мои дети учились в той школе и участвовали в работе координационного совета лицея. Это были первоклассные учителя, которые любили каждого ребенка. Их выгнали из дома и обменяли на кожаное кресло.
Свободная Европа: Как вы считаете, кто с кем тогда договорился?
Виталие Маринуца: Думаю, речь шла о соглашении между Додоном, Плахотнюком и Эрдоганом. Такие вещи невозможны, если нет договоренности на самом высоком уровне.
Свободная Европа: Молдова через четыре года будет отличаться от Молдовы сегодняшней?
Виталие Маринуца: Все зависит о того, что мы скажем 11 июля. Если мы проголосуем за здоровые силы, в том числе за Экологическую зеленую партию, которая является партнером зеленых партий Европы. Люди в Европе голосуют за зеленые партии не только из-за экологических взглядов, а потому что у нас есть отдельное видение устойчивого экономического развития, в том числе касательно утилизации отходов.
Вообще, у нас есть силы, которые считаются правыми, но которые хотят застроить нас заводами по сжиганию мусора. Такие силы большими шагами идут к власти в Европе. И Польша, и Болгария уже проголосовали за зеленых, и зеленая волна идет и к нам. Я очень надеюсь, что в сентябре, после выборов в Германии, где ставки тоже очень высоки…
Свободная Европа: Оставим немцам самим решать свою судьбу.
Виталие Маринуца: Голосуйте за подсолнух, но самое главное – голосуйте за то, во что вы верите, о чем думаете, чтобы в душе у вас был мир, и чтобы вы потом не говорили: «Мы опять проголосовали не за то, что нужно».
Your browser doesn’t support HTML5
.